СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Воспитание гражданской культуры младших школьников на уроках
Воспитать человека интеллектуально,
не воспитав нравственно, – значит вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельд
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического общества и государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданского воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.
Основными показателями гражданской воспитанности, зрелости выпускника школы можно считать знание законов, социальной системы страны, умение участвовать в общественной жизни, нетерпимость к нарушению законов.
В программе модернизации российского образования обозначены приоритеты исторической подготовки подрастающего поколения как будущих граждан обновлённой России. На мой взгляд, усвоение учащимися гражданской культуры сегодня – одна из ключевых задач современного обществоведческого образования. Её решение – важное условие формирования в России развитого гражданского общества.
По словам В.В.Путина «великая духовная потребность участвовать в управлении страной не может быть воспитана в человеке за один день; и если в ребёнке с детства не воспитывать это качество, не стоит ожидать, что оно появится у взрослого человека».
Всё это побудило определить инновационные подходы к использованию содержания общеобразовательных дисциплин в процессе формирования у учащихся гражданской культуры. Сущность подходов заключается в приобщении учащихся к социокультурным ценностям, формировании у них толерантности, уважения к своему народу, его судьбе, культуре, равно как и к другим народам, окружающим нас, развитии творческой активности учащихся, обозначаемой в теории и практике педагогики таким понятием как креативность.
Основная идея воспитания заключается в том, что воспитать гражданина с большой буквы можно лишь тогда, когда он будет творческой личностью, критически мыслящим и социально ответственным человеком.
Образовательные учреждения как наиболее стабильные социальные институты могут внести значительный вклад в создание условий для воспитания социально активного, нравственно полноценного и физически здорового подрастающего поколения. Один из путей к этой цели – воспитание гражданской культуры учащихся.
Школа XXI века вошла в новое тысячелетие с непредсказуемой фазой развития общества, с плюралистической, свободноизбираемой идеологией. А это значит, что сформировалась новая информационная среда, требующая интенсивной работы ума, развитого интеллекта, рациональности в трудовых и личных отношениях. Наступило время не только торжества человеческого разума, но и высокого развития духовных и нравственных качеств личности.
Обучая и воспитывая, учитель становится посредником в непрерывном потоке развития умственных способностей детей, с развитием их чувств, впитывая которые ученики вступают в мир сложных человеческих отношений. К тому же переосмысление понятия и задач воспитания как первого приоритета в образовании выдвигает на первый план такие важнейшие качества личности, как национальная самоидентичность, гражданская ответственность, духовность и культура, толерантность в поведении и общении.
Дети понимают и ощущают больше, чем кажется на первый взгляд, и помочь им разобраться в окружающей жизни, это дать добрый совет, воспитать в них чувство гражданственности и патриотизма, любви к родине, основанной на воспитании национального сознания, уважения к национальной культуре различных этносов. Эти чувства приходят от общения человека с природой, с культурой семьи, языка, родного города.
На сегодняшний день одной из самых актуальных задач учителя необходимость помочь учащимся обрести уважение к национальным достоинствам каждого народа. Формируя гражданственность и этнотолерантность через познание внутреннего мира различных народов, через дружеский настрой к людям другой национальности, уважение к живущим рядом, понимание их души, жизни, быта, учитель развивает собственный мир ребёнка. Он становится богаче, полнее, интереснее. В национальной доктрине образования в Российской Федерации подчеркивается, что «.система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества; уважающих права и свободы личности, законы; обладающих высокой нравственностью; проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Гражданское образование - непрерывный процесс на протяжении всех лет обучения. Гражданственность - наличие у человека системы социально значимых нравственных ценностных ориентиров, питающих чувство причастности к судьбе Отечества, определяющих готовность принять моральную ответственность за его прошлое, настоящее, будущее, установку на активное участие в развитии своей страны, в общественной жизни в формах, отвечающих моральным и правовым нормам. Поэтому, чтобы получить эффект от гражданского образования в средней школе, гражданское воспитание должно включать заботу о подготовке почвы для этого в начальной школе. Вот почему необходимо единство учебной и внеклассной работы с 1 по 11 класс, чтобы соблюсти последовательность ступеней, постепенность в усложнении материала, чтобы подняться от чувственно-эмоционального к рационально-логическому восприятию предлагаемых к освоению тем.
Цель гражданского образования в начальной школе - создание условий для первичной социализации личности, для вхождения ребенка в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем.
Начальное образование закладывает основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя как частью общества и гражданином своего Отечества. Развиваются коммуникативные способности ребёнка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
В наше противоречивое время проблему формирования гражданственности можно успешно решать в учебно-познавательной деятельности, где идет постоянное духовное обогащение и обновление ученика и учителя, когда закладываются основы любви к семье, к своей стране, к окружающим близким и не очень близким людям.
Разрабатывая модель гражданского воспитания на начальном этапе определили, что в основе всей работы должен быть национально-региональный компонент содержания образования. Гражданственность, патриотизм начинаются с любви к своей малой родине, к своему родному краю. А можно ли развить чувства, не зная культуру, самобытность своего народа, его корни. Воспитание гражданской культуры предусматривает включение в учебно-воспитательную работу местный материал с целью воспитания уважения к своему дому, родной земле; приобщение ребенка к национальному культурному наследию: образцам национального местного фольклора, народным художественным промыслам, культурным традициям, произведениям писателей, поэтов, композиторов, художников; природе родного края. Национально-региональный компонент обладает тем творческим потенциалом, который воздействует на эмоционально-чувственную сферу ребенка.
Один из первых уроков, с которого начинается учебный год в 1 классе, - «Урок гражданина». Задача урока - вызвать у детей интерес к родной стране, дать первоначальные представления о родном крае, о Родине. Знакомить с понятиями «государство», «гражданин», «законы страны», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности и права гражданина».
Далее с национально-государственной символикой учащиеся знакомятся на ставших уже традиционными «Уроках России» и «Уроках гражданина».
Для первоначального знакомства с понятиями «права и обязанности» разговор на 1 уроке 1 сентября идет о важном для каждого ребенка событии - с сегодняшнего дня они ученики, школьники. Разъясняется детям, что они как граждане России имеют право на образование. Главная задача школы - вырастить из учеников достойных граждан своей страны. Главная задача школьников - старательно учиться. Кроме права на учебу у школьников есть и обязанности. Они должны бережно относиться к своей школе и своему классу, стремиться внести посильный вклад в то, чтобы они были красивыми и чистыми; должны следить за своим внешним видом, поддерживать порядок на своем рабочем месте.
Важно, чтобы дети поняли, что права человека и свобода выбора предполагают возрастание ответственности личности за свое поведение не только перед обществом, другими людьми, но и перед самим собой, своей совестью.
Формируемые в младшей школе общеучебные и творческие умения имеют надпредметный характер, а поэтому предлагаемые учащимся задания тесно связаны с литературным чтением, русским языком, математикой, природоведением, трудовым обучением, музыкой, изобразительным искусством.
В основе обучения и воспитания, должна лежать идея сочетания трех составляющих аспектов культуры гражданина - нравственной, правовой и политической. При этом формирование нравственных позиций является центральным содержательным компонентом обучения и воспитания.
Большую роль в воспитании играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Курс «Окружающего мира», изучаемый младшими школьниками, знакомит детей с бытом и культурой народов, населяющих Россию, и важнейшими событиями истории Российского государства, включает элементарные знания о государстве, демократии, правах человека, правах ребенка, об основных нормах морали, культуре общения, а это способствует воспитанию гражданина, любящего свою Родину и сохраняющего наследие своих предков.
Уроки русского языка и литературного чтения, искусства содержат богатый материал из литературного и культурного наследия нашей страны.
Сочетание учебных занятий, внеклассных мероприятий, экскурсий позволяет мне эффективно проводить работу по формированию у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся учёных, конструкторов, писателей, художников, композиторов и др. Систематическая и целенаправленная работа в данном направлении воспитывает в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, языку, к внутреннему миру человека, и в конечном итоге формирует осознанное патриотическое чувство.
Реализуя идею становления гражданственности, на уроках использую различные формы, методы и приемы обучения.
К празднику «День ПОБЕДЫ» мы готовились в течение месяца, привлекали родителей, дедушек, бабушек. Учащиеся писали сочинения. Искали вещи, письма, фотографии, награды, талисманы, все то, что, так или иначе, было связано с Великой Отечественной войной. Потом оформляли выставку книг, репродукций картин о Красной, Советской, Российской армии, а также выставку рисунков на тему: «Мы против войны», шили на уроках труда пилотки, делали погоны. Рисовали праздничные открытки для ветеранов войны.
Праздник прошел очень торжественно. На него пришли все родители, ветераны войны.
Национально-региональный компонент имеет не только образовательную, но и ярко выраженную воспитательную направленность, предполагает тесную связь с внеклассной работой и семейным воспитанием и может стать ядром воспитательной системы начальной школы, оказывает положительное влияние на личностное развитие младших школьников, повышается их познавательная активность, развивается эмоциональная сфера, дети стремятся к сотрудничеству, взаимодействию, взаимопомощи, построенных на основе нравственных ценностей.
Ребята очень любят обобщающие уроки, которые носят игровой характер, уроки - праздники «Будь природе другом», «День именинника», «Пернатые друзья», где вовлечены все ученики и их родители; это уроки - путешествия, уроки - экскурсии, уроки - фестивали, уроки - ярмарки, уроки - игры, например, «Улицы города», «Сигналы светофорика», «Звездный час», «Поле чудес» с различными темами, уроки-мастерские, уроки-панорамы, где рождается позитивное отношение к процессу учения; у ребят развивается любознательность, интерес к окружающему миру и способность взаимодействовать с ним. Объединение классной и внеклассной работы при подготовке и проведении обобщающих уроков и мероприятий помогает сделать школьную жизнь более яркой, насыщенной, творческой.
В наше время воспитание маленького гражданина надо начинать с воспитания доброты. Детским душам (да и взрослым тоже) сейчас так же не хватает доброты и милосердия. Уметь радоваться успехам своих товарищей, достойно переживать свои неудачи и неудачи близких людей, быть рядом с теми, кому плохо. Воспитать в ребенке чувства доброты, отзывчивости, сострадания без совместных действий с семьей невозможно, поэтому эти сложные задачи учитель решает совместно с родителями.
Любовь к родному городу, гордость за свою страну имеет огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.
Римляне говорят, что человек, проживший в городе три дня, обычно считает, что узнал его хорошо; тот, кто прожил в нем три месяца, понимает, что ему удалось кое-что узнать и увидеть; а если ему доведется в этом городе прожить три года, он убедится, что почти ничего об этом городе не знает.
У наших детей три воспитателя: семья, школа и город. И мы должны сделать так, чтобы и для нас, и для наших детей город был не точкой на карте, не местом жительства, а настоящим другом. Он не назойлив, но всегда рядом и никогда не говорит о своем превосходстве, хотя на 300 лет старше. Очень часто с ним легче и интереснее, чем с людьми.
Работа по ознакомлению с историей и традициями своего города должна вестись систематично. Даже хорошо усвоенный теоретический факт будет скоро забыт младшим школьником без практического применения.
Большое внимание на занятиях уделяется работе с дополнительной литературой, в том числе со справочниками и с определителями. К самостоятельному поиску в книгах необходимой информации младший школьник не готов. Далеко не каждый ученик начальной школы способен из большого текста (чаще всего не адаптированного для младшего школьного возраста) выделить важную для него мысль. Ориентирующая роль учителя просто необходима.
Наибольшая проблема в начальном курсе связана с формированием у младших школьников временных представлений.
Я вхожу в класс и несу своим ученикам не только знания, но и стремлюсь формировать у них нравственные ценности, главное, что совершенствует и развивает ребенка, делает его личностью. Стараюсь научить их распоряжаться своими мыслями, направлять их в нужное русло, сдерживать и корректировать свое поведение.
Мои ученики воспитывают и меня, заставляя самосовершенствоваться. Я пришла к выводу - все в школе от урока: авторитет учителя, авторитет учебного предмета, общая культура и дружелюбие учеников и учителя, совместный учебный труд.
Я поняла и осознала - ЧТО есть главное в профессии учителя. Это постоянное желание пополнять научный и культурный багаж, чтобы все приобретенное вновь отдать детям. И только тогда приобретаешь счастье сотрудничества, радость за успехи твоих учеников.
Я убедилась, что главное богатство учителя - не только знания, эрудиция, трудолюбие и культура, но и умение сохранить в нем на долгие годы особую энергию роста, неуемную потребность творчества, так свойственную эвристическим наклонностям детей.
Воспитание гражданской культуры младших школьников на уроках
Воспитать человека интеллектуально,
не воспитав нравственно, – значит вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельд
Учитель 4 класса
Сарыбашской ОШ I-IIIст с крымскотатарским языком обучения им.А.М.Типпа
Асманова А. Н
© 2015, Вилишаева Айше Наримановна 1726