СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
МОУ «Кривецкая средняя общеобразовательная школа»
«Гражданско- патриотическое воспитание младших школьников»
(выступление на семинаре)
Подготовила учитель
начальных классов
Шапрынская М.А.
2018г.
Обоснование выбора темы и её актуальность.
Важнейшей составной частью учебно-воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально – гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающихся чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности. Патриотическое воспитание является одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания подрастающего поколения.
Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Именно в этом возрасте возникают большие возможности для систематического нравственного воспитания, формирования гражданской позиции и патриотических чувств.
Цель и задачи по гражданско – патриотическому воспитанию младших школьников в учебно - воспитательном процессе.
Ведущей моей целью по гражданско – патриотическому воспитанию является создание условий для формирования гражданско – патриотической культуры личности ребёнка через учебно – воспитательную деятельность. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством.
Исходя из этого, определяю задачи:
-формирование представления об историческом прошлом России, пробуждение интереса к малой родине;
-формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности служить Отечеству;
-воспитание уважения к национальным традициям своего народа, толерантности, культуры общения, бережного отношения к духовным богатствам родного края;
-создание благоприятных условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, формирование потребности в здоровом образе жизни;
-развитие гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на его многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Направления работы по гражданско-патриотическому воспитанию.
Что значит любить Родину? Значит, ведать её прошлое, жить её настоящим, болеть и молиться о её будущем. Трепетная любовь к Родине, умение дорожить Отечеством – вот то, без чего человек не может считать себя личностью.
Патриотизм – сложное и высокое человеческое чувство. Оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами. Это любовь и большая привязанность к своей семье, к родным и близким людям, любовь к своей малой Родине, гордость за свой народ, а также желание знать больше о своем крае, о Родине, о ее природе, людях, о культуре и традициях, о героическом прошлом военных лет.
В процессе патриотического воспитания важен также и поиск ребенком собственной причастности к историческим событиям, ставшим значимыми и поворотными в истории своей страны. Ощущение чего-то великого, того, что совершили когда-то прадедушки и прабабушки, защищая свою Родину в момент, который мы называем Великой Отечественной, а весь мир – Второй Мировой войной. Особенно остро чувствуется необходимость работы в этом направлении с детьми младшего школьного возраста. Ведь детство - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, когда происходит формирование базовых характеристик взаимодействия внутреннего мира ребенка с окружающей действительностью. Очевидна фундаментальная роль патриотического воспитания будущего гражданина.
Задачей педагога становится выработка последовательности и пропорциональности преподносимой ребенку информации. Он как бы сам для себя должен открывать ощущение причастности ко всему, что его окружает. Младшие школьники отличаются большой пытливостью, интересом ко всему героическому, особенно привлекают героические подвиги людей в годы Великой Отечественной войны, подвиги их сверстников. Младший школьник эмоционален, и сухие сведения его мало интересуют и трогают. Поэтому наша задача разнообразить формы и методы занятий по патриотическому воспитанию.
Формы работы: деловые игры, классные часы, встречи с ветеранами войны и труда, беседы, диспуты, викторины, коллективные творческие дела, смотры-конкурсы, выставки, соревнования, экскурсии, поездки, походы, трудовые дела, тренинг, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями русского народа, фольклором. На занятиях, музейных экскурсиях, беседах проводим поисковую работу в библиотеках, организуем встречи с интересными людьми нашего села, проводим выставки, конкурсы, организуем просмотр видеофильмов о войне.
На этапе начальной школы большое внимание уделяется разъяснению обучающимся прав и обязанностей ребенка, знакомству со статьями Конвенции о правах ребенка. Проводятся беседы по нравственно-правовым проблемам, экскурсии, встречи с ветеранами. Через внеклассные мероприятия учащиеся изучают подвиг многонационального советского народа в годы Великой Отечественной войны, героического восстановления разрушенного войной хозяйства, достижений науки и техники, развития патриотических идей в современной России. В начальной школе деятельность по воспитанию патриотизма и формированию гражданственности у учащихся гармонично вплетается в деятельность всей школы по основным направлениям программы патриотического воспитания, поэтому целью деятельности педагога является создание условий для формирования в личности младшего школьника набора позитивных ценностей общества, активной гражданской ответственности, духовности через учебно–воспитательный процесс.
Основными принципами деятельности должны быть: уважение индивидуальности личности, коллективная деятельность, разумная требовательность и связь с реальной жизнью.
Результатами деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию должны стать: умение любить, уважать близких и родных людей; повышение чувства гордости и ответственности за свою малую Родину; умение и желание сочетать общественные и личные интересы.
Работу по гражданско-патриотическому воспитанию строю по следующим тематическим направлениям: «Моя семья», «Моё село», «Я – гражданин России».Усиление внимания к гражданско-патриотическому воспитанию обусловливает необходимость совершенствования форм и методов работы с детьми в этом направлении. Поэтому в своей педагогической деятельности по формированию у учащихся патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего гражданского долга наряду с традиционными формами (уроки, беседы, классные часы, экскурсии, встречи и т.п.) стараюсь использовать современные образовательные технологии – игровую, проектную, технологию сотрудничества, технология проблемного обучения.
Всю работу по патриотическому воспитанию младших школьников в урочной и внеурочной деятельности веду по направлениям:
1. Историко – краеведческое и экскурсионное направление – система мероприятий, направленная на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков, исторической ответственности за происходящее в обществе.
Работа по этому направлению проходит на уроках по окружающему миру, дети посещаютшкольные музеи и библиотеки, изучают русские народные праздники в школьном краеведческом музее, возлагают цветы к памятнику Неизвестного солдата, ежегодно 9 мая и встречаются с ветеранами Вов, проводятся праздники к 23 февраля «Богатырские забавы».
2. Гражданско-патриотическое направление – формирование гражданской позиции служения своему народу.
По этому направлению проводили беседы «Конституция России и права человека», «Символы России», «Праздники России», участвовали в ролевой игре «Ваши права», подготовили и провели классный час «Я – гражданин России», урок мужества «Поклонимся великим тем годам.».
3. Литературно-музыкальное направление, отвечающее за духовное становление личности ребёнка. Воспитание идёт от эмоционально – образного содержания произведения, от переживания детей.
В первую очередь, помогают нам в этом направлении произведения устного народного творчества: пословицы и поговорки, былины, сказания и жития.
На произведениях классиков учимся любить и охранять родную природу, гордиться за свою Родину, восхищаться подвигами героев, сопереживать им и трепетно относиться к близким и окружающим людям.
Эмоциональный настрой учащихся усиливается при изучении литературного произведения, если сопровождается через прослушивание музыкальных произведений (классика для детей, русские народные песни, сказки).
Для более глубокого понимания произведения обращаемся в картинную галерею. Учу учеников рассматривать и описывать картины, выражать своё отношение к увиденному, писать сочинения.
4. Физкультурно-оздоровительное и туристическое направление ориентировано на развитие силы, ловкости, выносливости и здоровьесбережения.
Кроме уроков физической культуры, на которых проходит разучивание русских народных игр, дети с удовольствием участвуют в «Днях здоровья» и «Весёлых стартах».
На праздниках к 23 февраля и 8 марта соревнуются в конкурсах «Браво, мальчики!», «А ну-ка, девочки!»
5. Экологическое направление – воспитание любви к природе, защите её от загрязнения.
Дети участвуют в акциях «Сбережём свой край», изучают лекарственные растения своего края.
6. Трудовое направление – привитие трудовых навыков. Учащиеся знакомятся с профессиями своих родственников, рассказывают об этом на классных часах, задумываются над вопросом «Кем быть?», учатся уважать труд старших. Дети узнают о службе пап в армии, готовят для них подарки.
7. Семейное направление – утверждение нравственных ценностей в сознании детей через духовное возрождение семьи и овладение опытом предшествующих поколений.
Ребята изучают историю своей семьи, составляют родовое древо своей семьи, собирают старые фотографии, изучают семейный архив, находят старые вещи («Бабушкин сундук»), описывают увлечения своей семьи и составляют герб семьи.
Так по крупицам дети имеют представление о духовном опыте народа.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.
Воспитание граждан и патриотов своей Родины – процесс длительный, требующий от учителя настойчивости, последовательности и большого терпения. В жизни наших ребят будет ещё много жизненных выборов – маленьких и больших, простых и сложных. Важно, чтобы они хорошо для себя уяснили, что они отвечают за всё, и от жизненной позиции каждого гражданина зависит будущее России, её благополучие!
Решить эту задачу за 4 года не представляется возможным. Впереди ещё долгие годы школьной зрелости. Но главное делает учитель начальных классов, «упражняя детей в этом священном чувстве».
Мой опыт работы показывает, что патриотические чувства детей воспитывает не только глубокое изучение прошлого своей страны, своего родного края, его природы, достопримечательностей, но и ясное знание и выполнение сегодняшних трудовых дел и свершений. Тот любит горячо Родину, кто уже с детских лет стремится практическими делами внести свой вклад в её укрепление, могущество, рассвет. И мы должны убеждать детей в том, что патриотический долг выполняется всюду: не только на войне, но и в труде, учёбе, в бережном отношении к природе. Будут ли они защищать свою Родину в бою, честно работать у станка, сознательно учиться, помогать людям, оберегать родную природу – во всём этом и проявляются их патриотические чувства и дела.
Хочется надеяться, что мой скромный каждодневный труд приобретёт значимость в дальнейшей жизни моих учащихся. Что они, став взрослыми людьми, свою любовь к родному краю передадут своим детям, внукам, что мои ученики будут жить и работать на благо и во имя Родины.
© 2018, Шапрынская Марина Анатольевна 2279