СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Техника «Окна и тени»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Техника «Окна и тени» (авторская Е. Тарариной) Цель: принятие ответственности за свою жизнь и действия. Задачи: ✓ осознать уровни ответственности за свою жизнь в разных сферах; ✓ создать образ собственной ответственности и применить его в своей жизненной ситуации.

Инвентарь: лист формата А4, тесто, стеклянная пивная бутылка, краски (гуашь), кисти разных размеров. Состав теста для лепки: мука, соль (мелкая), стакан воды (пропорция 1:1:1).

Время работы: 60–90 минут. Возрастные рамки применения: от 12 лет и старше.

Алгоритм работы

Вступление Психолог: – Некоторые люди воспринимают ответственность как крест. Какие пословицы и поговорки о подобном восприятии ответственности Вам известны («Нести свой крест», «Тяжёл крест, да надо несть», «Бог по силе крест налагает» и другие). Что вы ощущаете, когда слышите подобные изречения? Есть и другое понимание креста: нести свой крест, как нагрудный знак отличия, награду. «Это мой крест ответственности, он радует меня, приносит удовлетворение; этим знаком я сам наградил себя, и он меня не тяготит!»

Основная часть Первый этап Создайте векторное пространство с такими значениями: от нуля вверх – время; от нуля вниз – здоровье; от нуля вправо – отношения; от нуля влево – дело, профессия, предназначение.

Второй этап 1. Оцените, насколько Вы ответственны за Ваше время, поставив точку на оси координат. 2. Таким же образом оцените, насколько Вы ответственны за Ваши отношения с самим собой и окружающими. 3. Как Вы оцениваете личную ответственность за своё здоровье? 4. Насколько Вы ответственны за дело, которым занимаетесь?

Третий этап Соедините все точки, которые поставили на оси координат. Получилась определенная фигура. Дорисуйте внизу этой фигуры корпус корабля; его парус – фигура, которая получилась на оси координат. Комментарий психолога: – Если у парусника перекос в одну из сторон, – это значит, что и в плавании по жизни его будет косить в том же направлении. Плыть к цели с перекошенным парусом совершенно невозможно. Чем меньше парус, тем медленнее Вы плывёте. Чем меньше ответственности, тем медленнее Вы достигаете целей. Чрезвычайно важно сделать следующий вывод: «Я отвечаю абсолютно за всё, что происходит в моей жизни (я сам выбрал свою жизнь, семью, работу, друзей – абсолютно всё). Я являюсь причиной всего в моей жизни». Оцените уровень своей ответственности по десятибалльной шкале, ответив на вопрос: «Насколько я отвечаю за свою жизнь и события, происходящие в ней?».

Четвертый этап 1. Закройте глаза и вспомните, какие окна вообще Вы видели в своей жизни? В какие из них было интересно смотреть? 2. Откройте глаза и поделитесь с партнером теми образами, которые Вам представились. 3. Закройте глаза и вообразите, как бы могло выглядеть Ваше окно под названием «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ». 4. Из солёного теста вылепите образ Вашего окна на бутылке. 5. Закройте глаза и представьте себе, как может выглядеть Ваш крест ответственности. 6. Из солёного теста вылепите образ Вашего креста на стороне бутылки, противоположной окну. 7. Посмотрите на свою ответственность, на свой крест через окно. Вводная инструкция для работы.

Примите комфортное для тела положение. Возьмите в руки тесто. Закройте глаза. Представьте окна, в которые Вам хотелось смотреть: окна бабушки, родного дома, соседних домов – всё, что придёт к Вам в воображении. Как Вы смотрели в окна, когда были маленьким? Каким было Ваше любимое окно, в которое Вам нравилось подглядывать? Какие вообще бывают окна: окна в пол, под потолок; окна в замке или в маленькой хижине? Как выглядит окно, у которого есть хозяин? Чем оно отличается от всех остальных? Постепенно завершите Ваш образный ряд. Откройте глаза, объединитесь в пары и расскажите о том, что видели. Закройте глаза и представьте образ Вашего личного окна. Перенесите этот образ на бутылку.

Представьте окно, через которое видите Вашу ответственность. Закройте глаза и представьте, как выглядит крест Вашей ответственности в Вашем внутреннем пространстве; воспроизведите этот образ на противоположной от окна стороне. Когда все образы созданы, возьмите краски и раскрасьте продукт своей деятельности.

Заключение.

Клиентам предлагается ответить на вопросы: • Что вы чувствовали, когда создавали свои образы? Комментарий психолога: «Я осознаю свою ответственность. Я имею, доступ к своей ответственности, и к моей ответственности имеют доступ другие люди. Моя ответственность видна. Я хозяин своей жизни, и, значит, я отвечаю за всё, что со мной происходит».

Рефлексия: • Что Вы поняли о своей ответственности? • Какова Ваша позиция относительно Вашей ответственности? • Какие, по-вашему, бонусы Вы получите, приняв на себя ответственность? Выводы. Техника позволяет средствами тестопластики исследовать уровень осознания человеком собственной ответственности.

Источник - Елена Тарарина Практикум по арт-терапии. Шкатулка мастера

Категория: Психологу
02.02.2018 10:53


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!