СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Жизнь растений осенью" , 1 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • познакомить учащихся с изменени­ями в жизни растений осенью, с разнообразием форм, окрас­ки листьев растений в осенний период;
  • дать понятие о лист­венных и хвойных растениях;
  • познакомить с представителями растений, произрастающих в родном краю;
  • развивать внимание, наблюдательность, речь, память, логическое мышление, аналитические способности детей;
  • укрепление физического здоровья, душевного равновесия, бережного отношения к природе.
  • подвести учащихся к пониманию того, что человек — часть живой природы, что природа, в частности лес или парк, оказывает благоприятное воздействие на здоровье, самочувствие и настроение человека.

Ход экскурсии.

Деятельность учителя

Примечание

Деятельность учащихся

Методические комментарии

I Вводная беседа.

(Она проводится у входа в лес ).

Мы отправляемся путешествовать по лесу вместе с самым красивым временем года, а какое это время года, вы скажите сами, отгадав загадку.

Пришла без красок и без кисти, И перекрасила все листья. :

Догадались? Это ….

  1. Кто так же думает?
  2. Кто по другому?

Вот она красавица Осень.

I Коллективное наблюдение. Путешествие по лесу. Остановка № 1 «В мастерской художницы Осени».

Первая наша остановка называется «В мастерской художницы Осени». Давайте полюбуемся яркими красками расписного осеннего шатра….Осень подготовила для вас осенние зарисовки, но забыла куда положила. Давайте поможем их найти…….

Смотря на зарисовки:

Вы не спрашивали себя, почему с приходом осени цвет листьев на деревьях меняется?

Мы можем проверить правильность ваших высказываний. Для этого обратимся к дополнительной литературе и ответим, почему это происходит именно осенью. (Когда придут в класс будет задание: почему желтеют листья? На следующем уроке заслушиваются выступления)

Вы заметили, что находясь в лесу очень легко дышится?

- Вспомните, какое дыхание – через нос или через рот – полезнее и почему?

Дышите через нос, особенно если погода прохладная: холодному воздуху необходимо согреться в ваших тёплых носиках, прежде чем он попадёт в лёгкие. Давайте сделаем дыхательную гимнастику, тем самым укрепим здоровье.

Дыхательная гимнастика

«Часики».

Стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить «тик-так» 10 раз.

«Вырасти большой».

Стойка, ноги вместе, руки вдоль туловища. Поднять руки вверх, потянуться, подняться на носки – вдох; опустить руки вниз, опуститься на всю ступню - выдох. Произнести «у-х-х-х-х». 5 раз.

«Насос».

Ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох – наклон туловища влево, левая рука скользит вверх, правая вниз; выдох – возвращение в и. п., произнося «сссс». То же самое в др. сторону. 7 раз.

«Паровозик».

Встать друг за другом и медленно, проходя по кругу, делать попеременные круговые движения, приговаривая «чух-чух-чух». 30 секунд.

«Лыжники «Ходьба по кругу с имитацией ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произнесением звука «м-м-м». 2 минуты.

«Гуси летят».

Медленно двигаться друг за другом по кругу. На вдох – руки в стороны, на выдох – вниз, с произнесением длительного звука «гу-у». 2 минуты.

Остановка № 2 «Листопадная»

Посмотрите вот на эту сломанную ещё летом ветку. Листья на ней засохли, легко крошатся, но отрываются плохо. А теперь попробуйте оторвать листочек с неповреждённой ветки.

Почему?

Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в че­решках листьев происходят изменения. В том месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь до­статочно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуно­вения ветерка, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя спо­собствует листопаду. Посмотрите, есть ли ранки от опавших листьев на ве­точках?

Ранок нет, потому что листья не обрываются с веток, а отделяются в определенном месте — там, где черешок при­крепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой.

Листопад – это защита деревьев от зимней стужи и засухи. За теплые месяцы только одна большая берёза испаряет около 7 тонн воды, а это очень много. Сохранив на зиму листья, через которые эта вода испаряется, берёза погибла бы от засухи: зимой столько воды из почвы не получишь. К тому же листья зимой только бы повредили де­ревьям. Снег, падающий на них, поломал бы ветки и сучья. Вот почему осенью идет листопад у лиственных деревьев и ку­старников.

Осень дарит вам листья (учитель раздаёт детям листья липы, берёзы, сирени, осины) Вы должны сказать спасибо каждый своему дереву, подбежав к нему и обняв его.

Посмотрите на листья своих деревьев и на листья под деревьями. Что вы заметили?

Почему на деревьях разное количество листьев?

.На картинке нарисованы: ель, сосна.

Посмотрите на картинку, как называется наша остановка?

Остановка № 3 «Хвойная».

Из-за особых свойств листьев эти деревья называют хвойными. Зимой эти растения остаются зелеными. Почему?

Листья-иголки маленькие, узкие, смолистые. Воды они ис­паряют меньше, чем лиственные деревья.

Значит у хвойных деревьев хвоинки не опадают?

Где вы видели много хвоинок?

Давайте поиграем в игру «Деревья» и покажем Осени, что вы умеете различать хвойные и лиственные деревья. Если я назову название хвойного дерева, то вы поднимите руки вверх, а если лиственного – то присядете.

(Учитель в разнобой называет названия лиственных и хвойных деревьев.)

Остановка № 4 «Ветвепад».

Почему же веточки оказа­лись на земле?

Эти веточки живые, не засохшие, с них только что опа­ли листья. На конце каждой веточки — почки. Разло­мите и увидите зеленые зачатки листьев. Следующей весной такая почка могла бы распуститься. Чтобы ответить на вопрос, посмотрите на тот конец веточки, где она отделилась от дерева Поверхность его ровная, округлая. Никакой поломки не было. Веточка от­делилась от дерева сама и в совершенно определенном мес­те. Точно так же, как пожелтевший лист. Значит, дерево наме­ренно осенью избавляется от «лишних» ветвей. Вот и раскрыта ещё одна загадка жизни растений осенью - ветвепад.

III Подведение итогов экскурсии.

Посмотрите, друг на друга, как здорово вас раскрасила художница Осень. Ваши щёки стали румяными, глаза светящимися. Почему?

Здоровый человек всегда красив.

Давайте поблагодарим Осень за гостеприимство….Кто хочет подарить ей поэтические строчки?

Рефлексия

Выберите солнышко (смайлик) в соответствии с вашим настроением.

Домашнее задание

  1. Нарисовать картину осеннего леса

(Появляется мама одного из учеников в костюме Осени).

- Осень: Я очень рада, что вы меня узнали и пришли ко мне в гости. По каким признакам вы узнали?

Сегодня вы с вами попутешествуем по осеннему лесу, полюбуемся разноцветными красками золотой осени. -Но прежде, чем начать наше путешествие необходимо получить пропуск в лес. Этот пропуск передал лесник. На пропуске вопрос. Почему лес любит тишину?

Почему лесной воздух богат кислородом и очень полезен и для зверей, и для человека? (Он отличается чистотой и содержит полезные вещества, которые, губительно действуют на болезнетворные микробы. Поэтому подышать чистым лесным воздухом полезно для здоровья)

Почему осенью с растений облетают листья?

Нет, не ветер является главной причиной листопада. Весной и летом много ветреных дней, а листья с деревьев не опадают.

Мы идём по мягкому разноцветному ковру.

Все ли деревья и кустарники сбрасывают листву?

Как вы­глядят в эту пору ель и сосна?

Посмотрите, кто знает, как называется это дерево?

Почему это хвойное дерево получило такое на­звание?

Ветвепад — еще одна загадка жизни растений осенью. Это явление ярко выражено у таких деревьев, как осина, дуб..

Вот и закончилась наша экскурсия в осенний лес. Расскажите, какие изменения в жизни растений происходят осенью?

Мне очень понравились ваши стихи. В подарок я вам дарю плоды рябины. До свидания!

Без красок и без кисти- не человек,

перекрасила все листья- такое бывает осенью.

(Ребята вспоминают правила поведения в лесу)

Дети ищут в определённом месте.

Ответы……

Через нос……

(Дети становятся в круг).

Он отличается чистотой.

Дует ветер

(заранее принести каждому по веточке с сухими листьями)

Лист отделяется легко.

.

(трогают перегородку, где лист прикрепляется к ветке)

Ранок нет.

(ученики рассматривают опавшие листья раз­ных деревьев и кустарников и убедиться, что у всех гладкий, округлый край черешка).

Называют дерево

Разное количество листьев.

На одних опадают раньше…….

Раньше всех теряет листья липа, берёза, позже – сирень, осина

(Дети вместе с Осенью и учителем переходят от дерева к дереву, собирают и рассматривают опавшие листья, из которых на уроке трудового обучения будут делать поделки)

Рассматривают листья-хвоинки).

Узкие

Опадают

Муравейник

Лиственница

Осенью, как и лиственные деревья, она сбрасывает свои листья-хвоинки.

Дети рассматривают веточки.)

Версии детей….

Разламывают и смотрят.

(глядя на названия остановок рассказывают)

Пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье,

Дети читают наизусть несколько стихотворений об осени. Варианты стихотворений могут быть разные)

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (оуд)

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме (оуд)

Установление причинно-следственных связей (улд)

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

Построение логической цепи рассуждений.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Умение структурировать знания;

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

Построение логической цепи рассуждений

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; (улд)

Рефлексия способов и условий действия

15.10.2017 20:23


Рекомендуем курсы ПК и ПП