СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Диагностирующие задания каждого этапа

I этап. Организационный момент.

Цель – активизация учащихся.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу.

I этап. Организационный момент.

-Тихо сели. Настраиваемся на урок. Расскажите правила поведения на уроке.

( Звучит запись народной музыки).

Эх, ансамбль народный,

Раздольно-хороводный!

Если грянет плясовую –

Я со всеми затанцую,

Если песню грустную –

Грусть в душе почувствую!

То он « плачет»,

То « хохочет» -

С нами делает,

Что хочет!

I этап. Организационный момент.

- Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

II этап. Актуализация знаний.

Цель – Создать благоприятные условия для изучения истории и традиций Воронежского государственного русского народного хора.

Работать с информацией, представленной в форме стихотворения.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать

II этап. Постановка цели.

- Прочитайте, данное на доске, изречение Иоанна Златоуста.

« Ничто так не возвышает душу, ничто так не окрыляет её, … как согласная мелодия и управляемое ритмом…пение».

- Как вы думаете, о какой музыке говорил И.Златоуст?

( О хоровой музыке).

- Сегодня на уроке мы постараемся постичь величие и красоту хорового пения, узнаем, почему так велико его значение для людей.

III этап. Актуализация знаний.

( Демонстрируются репродукции картин: )

- Рассмотрите произведения художников. Какой изображена русская народная пляска?

- Что означает: водить хоровод?

- Чем отличается хороводная музыка от плясовой?

- Как вы думаете, какие из этих слов характерны для русской плясовой музыки, а какие для хороводной:

плавно, весело, медленно, быстро, задорно, грациозно, озорно?

- Народная хоровая музыка мир особых музыкальных образов. Она возникла там, где собирались люди для совместного труда и отдыха: в хороводах, во время жатв и сенокосов, на крестьянских праздниках. А иногда просто в спокойной домашней обстановке хотелось помечтать, поговорить о жизни.

Как вы считаете, что общего у народной хоровой музыки и одноголосой песни?

( Народная хоровая музыка, как и народная одноголосая песня, произросла непосредственно из жизни. Поэтому её темы и образы, рассказывают нам о характере людей и местах, где они жили, так же правдиво и ярко, как и всё народное искусство.)

- А в чём их отличие?

( Однако в хоровой музыке есть и много своего. Она рождалась в стремлении людей к единению, поэтому её отличают особая мощь и слаженность звучания.)

II этап. Актуализация знаний.

-

Познавательные УУД

Познавательные УУД

III этап. Изучение нового материала.

Цель – Ознакомить учащихся с песенными и танцевальными коллективами Воронежской области.

Участвовать в работе по решению примеров

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в парах).

Оценивать правильность выполнения заданий.

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов

и определения темы урока

  1. III этап. Изучение нового материала. Рассказ учителя.

1. Заочная экскурсия в музей Воронежского русского народного хора.

- Наш край знаменит своей песенной культурой, исконно русским хоровым искусством. Сейчас мы совершим увлекательную « экскурсию» в музей Воронежского русского народного хора, наша цель – узнать как можно больше об истории и традициях народного хорового пения нашего края.

Воронежский государственный русский народный хор был организован в суровое военное время – в январе 1943 года. Потребность в народной песне тогда была особенно велика. На души людей, измученных войной, эти песни действовали вдохновляюще, они вселяли уверенность, придавали силы.

И вот в прифронтовое село Анна, куда были эвакуированы некоторые промышленные предприятия, в том числе и швейная фабрика имени 1 Мая, стали собираться лучшие певческие силы области, представители сельских и рабочих самодеятельных коллективов. Под отдалённый гул артиллерийской канонады шли они, неся за плечами котомки с уцелевшими и бережно уложенными нарядами для будущих концертов.

Каждая певческая группа принесла в хор свой опыт, свой песенный багаж. На основе певческой манеры нескольких районов Воронежской области складывался свой, характерный только для Воронежского хора стиль многоголосного пения полифонического пения. По-особому светло, вольно, широко распевается у нас мелодия на голоса, то пышно разрастается, то тугой, могуче свитой волной несётся вдаль, то прозрачной речкой по камушкам в прихотливом ритме перекатывается.

1 мая 1943 года на площади только что освобождённого Воронежа состоялся первый концерт Воронежского государственного русского народного хора. Перед нами – иллюстрация, запечатлевшая это событие:

На городской площади, окружённой разрушенными, изуродованными войной зданиями, особенно трогательными кажутся фигурки людей в красочных нарядах: раскинуты в пляске руки, полыхают на солнце алые сарафаны, переливаются пёстрые мехи гармошек. Кажется, разливается над площадью веселая плясовая песня, задорная частушка.

Старинные народные песни, исполнялись хором, как правило, без дирижёра, без инструментального сопровождения. В хоре создавались и новые песни, а также частушки. Зрители – а ими были и солдаты, и мирные жители – всегда с радостью встречали артистов. Бойцы шли с этими песнями защищать родную землю, легче становилось на сердце и у тех, кто оставался в тылу, трудился для фронта. На личные средства артистов был построен танк « Русская песня», который дошёл до Берлина.

Организатором и художественным руководителем хора стал Константин Ираклиевич Масалитинов.

Он был талантливым композитором-песенником, собирателем и пропагандистом фольклора. Музыкальные способности проявились у Масалитинова очень рано. В десять лет он поступил в « музыкальные классы», а в затем, одарённого юношу принимают в народную консерваторию, где он обучается сразу по двум специальностям: фортепиано и хоровое дирижирование. Ещё студентом он руководит любительскими хорами в рабочих клубах города, сочиняет для них песни.

Получив музыкальное образование, Масалитинов работает пианистом на эстраде, создаёт театр музыки и песни, сотрудничает с самодеятельными хоровыми коллективами, выезжает в сёла области записывать народные песни. В 1930 году он начинает работать в Доме самодеятельного творчества, руководившем всей художественной сельской самодеятельностью края. настоящей композиторской школой для Константина Ираклиевича стала тесная связь с сельскими хорами, хранившими уникальные образцы старинных песен. Масалитинов продолжил традиции своего знаменитого земляка – М.Е.Пятницкого. Когда в 1943 году было решено создать профессиональный народный хор из лучших певцов-участников конкурса художественной самодеятельности, эта работа была поручена именно К.И. Массалитинову. Более 20 лет он являлся художественным руководителем Воронежского русского народного хора.

Всей стране известны и солистки этого прославленного хора: М.Н.Мордасова, Ю.Ф.Золотарёва, Е.М.Осипова, Е.М.Молодцова.

( Демонстрируются портреты; звучит песня в исполнении Е.М.Молодцовой).

Знакомство с песенными и танцевальными коллективами края.

Разгадывание ребусов.

III этап. Изучение нового материала.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

IV этап. Закрепление изученного.

Цель – Развивать исполнительское искусство третьеклассников.

Работать с информацией, представленной в форме рисунка.

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре).

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать работу в парах, обеспечить

контроль

за выполнением

задания.

Организовать фронтальную работу по учебнику.

Включить учащихся

в обсуждение проблемных вопросов.

IV этап. Закрепление изученного.

Творческое задание « Стань музыкою, слово».

Группам учащихся предлагается подобрать подходящую к опорным словам русскую народную песню и исполнить её.

VI. Итог урока

- Музыкальная жизнь Воронежского края многообразна. Благодаря многочисленным народным хоровым коллективам, оркестрам народных инструментов, фольклорным ансамблям звучит русская народная песня по всему свету.

IV этап. Закрепление изученного.

Работа в рабочей тетради (самостоятельная работа)

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке.

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

-Чему вы научились на уроке? знаю

Расскажите по схеме:

Я запомнил

смог

05.11.2015 10:05


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!