Технологии развития продуктивных умений младших школьников на уроках английского языка
2.1. Задачи начальной школы в области формирования коммуникативных умений иноязычного говорения и письма
Суть и специфику образовательного процесса по иностранному языку в начальной школе составляет овладение младшими школьниками иноязычной речевой деятельностью (новая примерная программа по ИЯ) [7]. Структура иноязычной речевой деятельности представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Иноязычная речевая деятельность
Иноязычная речевая деятельность
Устная речь Письменная речь
говорение аудирование чтение письмо
монолог, диалог
Задачи начальной школы в области формирования коммуникативных умений говорения и письма можно увидеть в таблице 2.
Таблица 2 - Задачи начальной школы в области формирования коммуникативных умений говорения и письма
Говорение Дети учатся:
Диалогическая форма.
1. Этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения.
2. Диалог-расспрос.
3. Диалог-побуждение к действию. - задавать вопросы, отвечать на вопросы, расспрашивать, попросить о чем-либо, отреагировать на просьбу;
- начинать, поддерживать и завершать разговор.
Монологическая форма.
1. Основные коммуникативные типы речи : описание, сообщение, рассказ, характеристика персонажей.
- описывать что-либо;
сообщать что-либо;
- рассказывать, выражая свое отношение;
-характеризовать, называя качества лица/предмета;
- воспроизводить наизусть тексты рифмовок, стихотворений, песен;
- пересказывать услышанный/прочитанный текст (по опорам, без опор);
- составлять собственный текст по аналогии.
Письменная речь.
Писать с опорой на образец поздравление с праздником, короткое личное письмо.
- писать по образцу краткое письмо зарубежному другу, сообщать краткие сведения о себе, запрашивать аналогичную информацию о нем;
- писать поздравительную открытку с Новым годом, с Рождеством, с Днем рождения (с опорой на образец);
- правильно оформлять конверт (с опорой на образец).
Формирование умений говорения и письма, как видно из программы, является одной из ведущих целей начального иноязычного образования.
2.2 Характеристика диалогической и монологической форм речи
Говорение имеет две формы - диалогическую и монологическую.
Диалог – это общение двух людей, в котором каждое высказывание непосредственно адресовано собеседнику[4]. Диалогическая речь является первичной формой общения, в сравнении с монологической, и характеризуется:
- ситуативностью (связана с обстановкой, в которой происходит разговор и с отношениями партнеров по общению);
- контекстуальностью (каждое последующее высказывание обусловлено предыдущим);
- реактивностью (реплика является речевой реакцией на речевой или неречевой стимул);
- простотой синтаксического построения или эллиптичностью (использование неполных предложений, сокращение языковых средств);
- спонтанностью (которая проявляется в паузах нерешительности, повторах) и эмоциональностью.
Основной единицей диалога является диалогическое единство, которое состоит из 2 реплик, принадлежащих разным собеседникам: реплики-стимула и реплики-реакции. Эти реплики объединены семантически и структурно:
-Can you dance? – No, I can’t.
Монолог - форма речи, которую порождает один человек, он сам определяет структуру, композицию и языковые средства выражения. В монологе как организованном виде речи заранее программируются отдельные мысли и монологическое высказывание в целом.
Монолог может быть подготовленным и неподготовленным.
В начальной школе дети учатся составлять следующие виды монолога - описание и повествование (рассказ).
Описание – это тип речи, в котором с разной степенью полноты указываются признаки и свойства различных предметов и явлений.
Повествование или рассказ – это тип речи, в котором сообщается о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем рассказывается о следующих друг за другом действиях. Для повествования характерна своя структура: начало события (завязка), развитие события и конец события (развязка). Повествование ведется от первого или третьего лица.
2.3 Технология обучения диалогическому и монологическому иноязычному общению на английском языке
Основу содержания обучению диалогу в начальной школе составляют следующие диалогические единства:
1. Вопрос - положительный ответ (Do you like lemonade?-Yes, very much).
2. Вопрос - отрицательный ответ (Do you like cola?-No? I don’t).
3. Утверждение - согласие (The weather is nice today!-It is!)
4. Утверждение - несогласие (Your sister can skate. -No? she can’t).
5. Просьба - положительный ответ (Give me a pen? Please!-Here you are).
6. Просьба - отрицательный ответ (Call me in the evening!-Sorry, I can’t).
7. Приглашение к действию - согласие (Let’s sing!-With pleasure!)
8. Приглашение к действию - несогласие (I’d like you to join our football club.-Sorry, I don’t like football).
В начальной школе дети учатся строить диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, диалог-интервью.
Самая важная задача - сформировать у детей базовые умения диалогической речи, обеспечивающие ход беседы:
1) умение стимулировать собеседника на высказывание. Стимулом может быть вопрос (Can you swim?), утверждение (Birds like bread), просьба или предложение (Give me a book. Let’s sing together);
2) умение реагировать положительно или отрицательно на речевой стимул;
3) умение развертывать реплику - ответ для придания высказываниям характера беседы (Is your dad a doctor?No, he is not. He is an accountant. My dad is fond of calculating!).
В обучении диалогической речи используются два пути, которые можно назвать «путь сверху» и «путь снизу». Их особенности указаны в таблице 3.
Таблица 3 – Способы обучению диалогической речи
«Путь сверху» «Путь снизу»
Обучение происходит на основе элементарного диалогического единства.
Тренировка детей в самостоятельном употреблении ответных реплик начинается с самых первых уроков.
Are you Nina?-No.
Are you Olga? - Yes.
Can you jump, Sasha? – Yes, I can.
Do you eat apples, Kate? – Yes, I do. Обучение диалогу на основе диалога – образца.
Диалог-образец предлагается детям тогда, когда усвоены (при помощи первого пути) все составляющие его реплики.
Работа с диалогом включает в себя 3 этапа:
1) рецептивный этап-восприятие диалога (который дети слушают в записи с опорой на картинки) и его понимание;
2) репродуктивно-продуктивный этап - драматизация прослушанного диалога в сходной ситуации общения с обязательной модификацией;
3) продуктивный этап-создание диалогов в новых ситуациях.
Различают подготовленную и неподготовленную диалогическую речь. В современных УМК используются следующие упражнения и приемы обучения, связанные с неподготовленной и подготовленной диалогической речью [1]. Они приведены в таблице 4 - Упражнения и приемы обучения, связанные с неподготовленной и подготовленной диалогической речью
Неподготовленная диалогическая речь Подготовленная диалогическая речь
Ответы на вопросы
Ответы на вопросы (полные и краткие)
Подбор вопросов из числа предложенных к имеющимся утверждениям
Постановка вопросов к тексту прослушанному или прочитанному
Объединение диалогических единств, данных в произвольной последовательности, в диалог
Вопросно-ответные игры или викторины (например, «Угадай-ка»)
Восстановление диалога через заполнение пропущенных реплик
Изменение диалога-образца в связи с изменением ситуации
Управляемый диалог без предварительной подготовки
Драматизация монологического текста (инсценировка сказки)
Завершение диалога с ориентацией на подсказку-опору
Сюжетно-ролевая игра Составление диалога по образцу на заданную тему в определенной ситуации общения и его воспроизведение.
Заучивание типового диалога наизусть с последующим воспроизведением его как без изменения содержания, так и с определенными вариациями.
В противоположность диалогической форме общения, устная монологическая речь является развернутым видом речи. У детей формируются умения как подготовленной, так и неподготовленной монологической речи. При этом важно различать 3 уровня высказывания: репродуктивный, репродуктивно-продуктивный и продуктивный. На репродуктивном уровне дети строят свои высказывания на основе текста-монолога, который служит им образцом, и, самое главное, опорой для собственной речи. На репродуктивно-продуктивном уровне опорой высказывания детей являются ключевые слова, пункты плана или картинки (текста - образца перед ними нет). На продуктивном уровне дети строят собственные высказывания, любые опоры отсутствуют. В обучении монологической речи, так же как и диалогической речи, используют два пути: «путь сверху» (исходной единицей обучения в этом случае является текст – образец как эталон монологического высказывания) и «путь снизу» (в основе обучения – предложение, отражающее элементарное высказывание, из определенного набора которых постепенно выстраивается цельный текст).
Важную роль при обучении иноязычному говорению играют разного рода опоры. Различают две категории опор: содержательные и смысловые. В начальной школе используются преимущественно содержательные опоры:
- вербальные (микротекст, текст, схема высказывания, полный план высказывания, ключевые слова);
- изобразительные (рисунок, серия рисунков, сюжетные картинки, фотографии).
Более правильно использовать опоры в сочетании, например, рисунки и ключевые слова к ним. Обязательным требованием является постепенное снятие опор.
Задания должны быть интересны детям и соответствовать их возрастным возможностям[3].
При проверке сформированности умений говорения учитываются такие параметры, как соответствие коммуникативной задаче и ситуации общения, разнообразие речевых образцов, логика построения диалога или монолога, лексико-грамматическая и фонетическая правильность, а в диалоге еще учитывается быстрота реакции и уместность реплик [2].
2.4.Технология обучения технике письма на английском языке и
умению строить письменное высказывание
Техника письма обеспечивается графическими, каллиграфическими и орфографическими навыками. Технология обучения письму включает: ознакомление с написанием букв, тренировку в написании букв, слов, предложений и усвоение орфографии слов.
Обучение графике включает следующие приемы:
- показ буквы и медленное написание ее учителем с необходимыми пояснениями;
- дети «пишут» в воздухе, написание буквы по образцу и с использованием прописи в рабочих тетрадях;
- учитель пишет букву в воздухе – ученики отгадывают;
- учитель пишет на доске элемент буквы – ученики дописывают ее;
- дети вставляют пропущенные буквы в словах;
- дети ищут спрятавшуюся букву в рисунке.
При обучении орфографии широко используются словарные диктанты (слуховые и зрительные), а так прием списывания. При этом дети не срисовывают букву за буквой, а пишут слова, словосочетания и предложения по памяти.
Умения письменной иноязычной речи у младших школьников формируются на основе материала, усвоенного в устной речи и с помощью речевых упражнений, включающих:
- репродуктивные упражнения, когда дети создают свое письменное высказывание (письмо, открытку, рассказ) с опорой на текст – образец (письма, открытки, короткого рассказа), представленный в учебнике, рабочей тетради, или написанный на доске учителем;
- репродуктивно-продуктивные упражнения, когда дети создают свое письменное высказывание с опорой на план, ключевые слова, картинку, серию картинок, серию вопросов;
- продуктивные упражнения, когда дети составляют свое высказывание без текста-образца и без опор, то есть самостоятельно[5].
Кроме того, для написания открытки и письма нужно владеть этикетными формулами (приветствие, прощание, благодарность и др.) и правилами организации текста письма, включая умение написать адрес на конверте, открытке.
Контроль технических навыков письма осуществляется с помощью диктантов, упражнений в списывании слов, предложений и короткого текста. Контроль письменной речи ориентирован на цели, отраженные в программе, и связан с написанием открытки, личного письма и короткого рассказа на осваиваемую тему.
Показателями сформированности умений письма являются качество содержания и качество языковой стороны письменного текста, определяющие успешность осуществления письменного сообщения[8].
Качество содержания включает в себя:
- соответствие заданной теме и полнота ее раскрытия (количество передаваемых фактов);
- разнообразие используемых речевых образцов;
- объем текста.
Качество языковой стороны оценивается на основе анализа допускаемых учеником ошибок. Ошибки в письменном тексте делятся на лексико-грамматические, орфографические, фактические, ошибки в оформлении письменного текста[6].