СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Технология обучения устному и письменному иноязычному общению как средство развития продуктивных речевых умений говорения и письма у младших школьников на уроках английского языка».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологии развития продуктивных умений младших школьников на уроках английского языка 2.1. Задачи начальной школы в области формирования коммуникативных умений иноязычного говорения и письма Суть и специфику образовательного процесса по иностранному языку в начальной школе составляет овладение младшими школьниками иноязычной речевой деятельностью (новая примерная программа по ИЯ) [7]. Структура иноязычной речевой деятельности представлена в таблице 1. Таблица 1 - Иноязычная речевая деятельность Иноязычная речевая деятельность Устная речь Письменная речь говорение аудирование чтение письмо монолог, диалог Задачи начальной школы в области формирования коммуникативных умений говорения и письма можно увидеть в таблице 2. Таблица 2 - Задачи начальной школы в области формирования коммуникативных умений говорения и письма Говорение Дети учатся: Диалогическая форма. 1. Этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения. 2. Диалог-расспрос. 3. Диалог-побуждение к действию. - задавать вопросы, отвечать на вопросы, расспрашивать, попросить о чем-либо, отреагировать на просьбу; - начинать, поддерживать и завершать разговор. Монологическая форма. 1. Основные коммуникативные типы речи : описание, сообщение, рассказ, характеристика персонажей. - описывать что-либо; сообщать что-либо; - рассказывать, выражая свое отношение; -характеризовать, называя качества лица/предмета; - воспроизводить наизусть тексты рифмовок, стихотворений, песен; - пересказывать услышанный/прочитанный текст (по опорам, без опор); - составлять собственный текст по аналогии. Письменная речь. Писать с опорой на образец поздравление с праздником, короткое личное письмо. - писать по образцу краткое письмо зарубежному другу, сообщать краткие сведения о себе, запрашивать аналогичную информацию о нем; - писать поздравительную открытку с Новым годом, с Рождеством, с Днем рождения (с опорой на образец); - правильно оформлять конверт (с опорой на образец). Формирование умений говорения и письма, как видно из программы, является одной из ведущих целей начального иноязычного образования. 2.2 Характеристика диалогической и монологической форм речи Говорение имеет две формы - диалогическую и монологическую. Диалог – это общение двух людей, в котором каждое высказывание непосредственно адресовано собеседнику[4]. Диалогическая речь является первичной формой общения, в сравнении с монологической, и характеризуется: - ситуативностью (связана с обстановкой, в которой происходит разговор и с отношениями партнеров по общению); - контекстуальностью (каждое последующее высказывание обусловлено предыдущим); - реактивностью (реплика является речевой реакцией на речевой или неречевой стимул); - простотой синтаксического построения или эллиптичностью (использование неполных предложений, сокращение языковых средств); - спонтанностью (которая проявляется в паузах нерешительности, повторах) и эмоциональностью. Основной единицей диалога является диалогическое единство, которое состоит из 2 реплик, принадлежащих разным собеседникам: реплики-стимула и реплики-реакции. Эти реплики объединены семантически и структурно: -Can you dance? – No, I can’t. Монолог - форма речи, которую порождает один человек, он сам определяет структуру, композицию и языковые средства выражения. В монологе как организованном виде речи заранее программируются отдельные мысли и монологическое высказывание в целом. Монолог может быть подготовленным и неподготовленным. В начальной школе дети учатся составлять следующие виды монолога - описание и повествование (рассказ). Описание – это тип речи, в котором с разной степенью полноты указываются признаки и свойства различных предметов и явлений. Повествование или рассказ – это тип речи, в котором сообщается о каком-либо событии в его временной последовательности. Особенность повествования в том, что в нем рассказывается о следующих друг за другом действиях. Для повествования характерна своя структура: начало события (завязка), развитие события и конец события (развязка). Повествование ведется от первого или третьего лица. 2.3 Технология обучения диалогическому и монологическому иноязычному общению на английском языке Основу содержания обучению диалогу в начальной школе составляют следующие диалогические единства: 1. Вопрос - положительный ответ (Do you like lemonade?-Yes, very much). 2. Вопрос - отрицательный ответ (Do you like cola?-No? I don’t). 3. Утверждение - согласие (The weather is nice today!-It is!) 4. Утверждение - несогласие (Your sister can skate. -No? she can’t). 5. Просьба - положительный ответ (Give me a pen? Please!-Here you are). 6. Просьба - отрицательный ответ (Call me in the evening!-Sorry, I can’t). 7. Приглашение к действию - согласие (Let’s sing!-With pleasure!) 8. Приглашение к действию - несогласие (I’d like you to join our football club.-Sorry, I don’t like football). В начальной школе дети учатся строить диалог-расспрос, диалог-обмен мнениями, диалог-интервью. Самая важная задача - сформировать у детей базовые умения диалогической речи, обеспечивающие ход беседы: 1) умение стимулировать собеседника на высказывание. Стимулом может быть вопрос (Can you swim?), утверждение (Birds like bread), просьба или предложение (Give me a book. Let’s sing together); 2) умение реагировать положительно или отрицательно на речевой стимул; 3) умение развертывать реплику - ответ для придания высказываниям характера беседы (Is your dad a doctor?No, he is not. He is an accountant. My dad is fond of calculating!). В обучении диалогической речи используются два пути, которые можно назвать «путь сверху» и «путь снизу». Их особенности указаны в таблице 3. Таблица 3 – Способы обучению диалогической речи «Путь сверху» «Путь снизу» Обучение происходит на основе элементарного диалогического единства. Тренировка детей в самостоятельном употреблении ответных реплик начинается с самых первых уроков. Are you Nina?-No. Are you Olga? - Yes. Can you jump, Sasha? – Yes, I can. Do you eat apples, Kate? – Yes, I do. Обучение диалогу на основе диалога – образца. Диалог-образец предлагается детям тогда, когда усвоены (при помощи первого пути) все составляющие его реплики. Работа с диалогом включает в себя 3 этапа: 1) рецептивный этап-восприятие диалога (который дети слушают в записи с опорой на картинки) и его понимание; 2) репродуктивно-продуктивный этап - драматизация прослушанного диалога в сходной ситуации общения с обязательной модификацией; 3) продуктивный этап-создание диалогов в новых ситуациях. Различают подготовленную и неподготовленную диалогическую речь. В современных УМК используются следующие упражнения и приемы обучения, связанные с неподготовленной и подготовленной диалогической речью [1]. Они приведены в таблице 4 - Упражнения и приемы обучения, связанные с неподготовленной и подготовленной диалогической речью Неподготовленная диалогическая речь Подготовленная диалогическая речь Ответы на вопросы Ответы на вопросы (полные и краткие) Подбор вопросов из числа предложенных к имеющимся утверждениям Постановка вопросов к тексту прослушанному или прочитанному Объединение диалогических единств, данных в произвольной последовательности, в диалог Вопросно-ответные игры или викторины (например, «Угадай-ка») Восстановление диалога через заполнение пропущенных реплик Изменение диалога-образца в связи с изменением ситуации Управляемый диалог без предварительной подготовки Драматизация монологического текста (инсценировка сказки) Завершение диалога с ориентацией на подсказку-опору Сюжетно-ролевая игра Составление диалога по образцу на заданную тему в определенной ситуации общения и его воспроизведение. Заучивание типового диалога наизусть с последующим воспроизведением его как без изменения содержания, так и с определенными вариациями. В противоположность диалогической форме общения, устная монологическая речь является развернутым видом речи. У детей формируются умения как подготовленной, так и неподготовленной монологической речи. При этом важно различать 3 уровня высказывания: репродуктивный, репродуктивно-продуктивный и продуктивный. На репродуктивном уровне дети строят свои высказывания на основе текста-монолога, который служит им образцом, и, самое главное, опорой для собственной речи. На репродуктивно-продуктивном уровне опорой высказывания детей являются ключевые слова, пункты плана или картинки (текста - образца перед ними нет). На продуктивном уровне дети строят собственные высказывания, любые опоры отсутствуют. В обучении монологической речи, так же как и диалогической речи, используют два пути: «путь сверху» (исходной единицей обучения в этом случае является текст – образец как эталон монологического высказывания) и «путь снизу» (в основе обучения – предложение, отражающее элементарное высказывание, из определенного набора которых постепенно выстраивается цельный текст). Важную роль при обучении иноязычному говорению играют разного рода опоры. Различают две категории опор: содержательные и смысловые. В начальной школе используются преимущественно содержательные опоры: - вербальные (микротекст, текст, схема высказывания, полный план высказывания, ключевые слова); - изобразительные (рисунок, серия рисунков, сюжетные картинки, фотографии). Более правильно использовать опоры в сочетании, например, рисунки и ключевые слова к ним. Обязательным требованием является постепенное снятие опор. Задания должны быть интересны детям и соответствовать их возрастным возможностям[3]. При проверке сформированности умений говорения учитываются такие параметры, как соответствие коммуникативной задаче и ситуации общения, разнообразие речевых образцов, логика построения диалога или монолога, лексико-грамматическая и фонетическая правильность, а в диалоге еще учитывается быстрота реакции и уместность реплик [2]. 2.4.Технология обучения технике письма на английском языке и умению строить письменное высказывание Техника письма обеспечивается графическими, каллиграфическими и орфографическими навыками. Технология обучения письму включает: ознакомление с написанием букв, тренировку в написании букв, слов, предложений и усвоение орфографии слов. Обучение графике включает следующие приемы: - показ буквы и медленное написание ее учителем с необходимыми пояснениями; - дети «пишут» в воздухе, написание буквы по образцу и с использованием прописи в рабочих тетрадях; - учитель пишет букву в воздухе – ученики отгадывают; - учитель пишет на доске элемент буквы – ученики дописывают ее; - дети вставляют пропущенные буквы в словах; - дети ищут спрятавшуюся букву в рисунке. При обучении орфографии широко используются словарные диктанты (слуховые и зрительные), а так прием списывания. При этом дети не срисовывают букву за буквой, а пишут слова, словосочетания и предложения по памяти. Умения письменной иноязычной речи у младших школьников формируются на основе материала, усвоенного в устной речи и с помощью речевых упражнений, включающих: - репродуктивные упражнения, когда дети создают свое письменное высказывание (письмо, открытку, рассказ) с опорой на текст – образец (письма, открытки, короткого рассказа), представленный в учебнике, рабочей тетради, или написанный на доске учителем; - репродуктивно-продуктивные упражнения, когда дети создают свое письменное высказывание с опорой на план, ключевые слова, картинку, серию картинок, серию вопросов; - продуктивные упражнения, когда дети составляют свое высказывание без текста-образца и без опор, то есть самостоятельно[5]. Кроме того, для написания открытки и письма нужно владеть этикетными формулами (приветствие, прощание, благодарность и др.) и правилами организации текста письма, включая умение написать адрес на конверте, открытке. Контроль технических навыков письма осуществляется с помощью диктантов, упражнений в списывании слов, предложений и короткого текста. Контроль письменной речи ориентирован на цели, отраженные в программе, и связан с написанием открытки, личного письма и короткого рассказа на осваиваемую тему. Показателями сформированности умений письма являются качество содержания и качество языковой стороны письменного текста, определяющие успешность осуществления письменного сообщения[8]. Качество содержания включает в себя: - соответствие заданной теме и полнота ее раскрытия (количество передаваемых фактов); - разнообразие используемых речевых образцов; - объем текста. Качество языковой стороны оценивается на основе анализа допускаемых учеником ошибок. Ошибки в письменном тексте делятся на лексико-грамматические, орфографические, фактические, ошибки в оформлении письменного текста[6].
18.06.2015 17:44


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!