СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проблемного обучения как средство формирования ключевых компетенций обучающихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Соколова И.А. учитель математики

Народная мудрость гласит: «Посеешь поступок - пожнешь привычку; посеешь привычку- пожнешь характер; посеешь характер - пожнешь судьбу». Так формируется жизненная линия человека. Жизнь ребенка – это неуклонный процесс взросления и формирования личности.

И на первом этапе жизни реальный мир, в котором живет ребенок, – это в первую очередь его семья и школа.

Школа должна формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Цель формирования компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире.

Этого можно добиться при использовании новых технологий, которые направлены на формирование мыслительной деятельности и коммуникативности и где учитель выступает как учитель-сценарист, режиссер, партнёр.

Наиболее эффективными, на мой взгляд, являются технологии, связанные с различными формами проблемного обучения. На уроках математики и физики я использую технологию проблемного обучения, которая позволяет развить основные ключевые компетенции, такие как учебно-организационные, интеллектуальные, информационные.

Своеобразие проблемного обучения состоит «в том, что учащиеся систематически включаются в процесс поиска доказательного решения новых для них проблем, благодаря чему они учатся самостоятельно добывать знания, применять ранее усвоенные и овладевают опытом творческой деятельности». Всё сводится к четырём слагаемым: научить детей владеть «методами науки и техники», развить познавательные способности человека, привить любовь к учёбе, труду, сформировать активную жизненную позицию.

В конечном счете речь идет о большем – о формировании качественно новой личности, способной в меняющихся условиях решать более сложные задачи, чем обеспечивает репродуктивное обучение. В этом видится социальное значение проблемного обучения.

Современная действительность требует выпускников, умеющих творчески мыслить, самостоятельно приобретать знания, владеющих методологией и способами учебно-познавательной деятельности, умениями генерировать новые идеи.

Чтобы выпускник был конкурентоспособным, необходимо развивать ключевые компетенции.

Проанализировав современные требования к выпускникам, я задумалась над тем, каким образом можно достичь желаемых результатов.

В основе проблемного обучения лежит формирование компетенций по умению решать проблемы. Их лучше формировать в следующей последовательности. (представленная на данном слайде).

Проблемное обучение основано на создании проблемной мотивации, потому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

Как показывает моя практика, проблемные ситуации могут быть разными по содержанию, по уровню проблемности, по виду рассогласования информации, по методическим особенностям.

Познавательные проблемы решаются сравнением, выдвижением гипотез, предположений.

Оценочные проблемы требуют критической оценки предметов и результатов труда. На своих уроках учу детей опровергать ложные суждения.

Организаторско-производственные проблемные ситуации способствуют подготовке учащихся к активной деятельности на производстве, развивают практическое мышление, учат находить выход из возможных трудных положений.

Хороший учитель не преподносит истину, а учит её находить. Воспитание у учащихся навыков самостоятельного поиска решения задачи, ведущего к успеху,- основная задача учителя.

Учение – процесс двусторонний: работают дети, работает учитель, ведущий за собой учащихся. Он руководит умственной деятельностью учеников, организует и направляет её.

Решение проблемных задач может происходить не только со всем классом, но и в группах или индивидуально, в непринуждённой атмосфере, что способствует раскрытию способностей учеников. Проблемные задачи, решаемые на уроках, служат «переходным мостом» от классной работы к внеклассной. Последовательное осуществление органической связи между повседневной учебной работой на уроках и внеклассной работой позволяет добиться больших успехов. При решении проблемных задач формируются навыки самостоятельности, неординарность мышления, умение анализировать, сравнивать, обобщать и применять знания в различных ситуациях, что немаловажно для современного школьника, овладевающего учебно-организационной и интеллектуальной компетенциями.

Технология проблемного обучения, используемая на уроках математики и физики, позволяет применять различные формы обучения: фронтальные, индивидуальные, групповые, коллективные. Чаще всего я сочетаю фронтальную и индивидуальную работу с групповой. Применение общих форм работы в соответствии с конкретными целями обучения позволяет использовать множество конкретных форм организации учебно-воспитательной работы: урок, семинар, лекции, практические и лабораторные работы, кружковые, факультативные занятия, консультации, зачеты, экзамены.

Особенно активным методом работы на уроке являются деловая игра, защита творческих проектов, использование нестандартных уроков, например, урок-путешествие.

На таких уроках создаются проблемные ситуации, где учащиеся самостоятельно находят решение. Такие ситуации способствуют подготовке учащихся к активной деятельности на производстве, развивают практическое мышление, учат находить выход из возможных трудных положений. Знания учащихся становятся более глубокими и прочными, обогащаются новыми фактами.

На таких уроках учащиеся учатся упорядочивать свои знания, организовывать свои собственные приемы изучения данного материала, определять, вычислять проблемы и решать их, самостоятельно занимаются своим обучением. Благодаря целенаправленному применению проблемного обучения, дети учатся отстаивать свое мнение, ищут нужную информацию, опрашивают окружение, учатся работать с документацией, таблицами, картами, схемами, графиками. Учатся думать, организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий, противостоять неуверенности и сложности, дискутировать и отстаивать свое мнение, сотрудничать, договариваться, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, с окружающей средой, - таким образом формируются ключевые компетенции обучающихся.

При этом главной проблемой учителя является «поиск средств и методов развития образовательных компетенций учащихся как условия, обеспечивающего качественное усвоение программы».

Практика работы показывает, что наиболее эффективной формой проблемного обучения является вовлечении учащихся в проектную деятельность. Так на уроке физики, изучая тему «Молекулярно-кинетическая теория», я использую форму защиты проекта.

09.12.2015 12:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!