СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология продуктивного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология продуктивного чтения как средство формирования универсальных учебных действий в начальной школе

Приоритетной целью в современной школе является развитие личности, способной ориентироваться  в обществе, готовой к саморазвитию и самообразованию. Задача начального общего образования   -это  формирование у учащихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение невозможно без формирования правильной читательской деятельности. Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, умеющем ориентироваться   в изобилии информации. К.Д. Ушинский писал: «Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать – вот в чём главное дело»

Достижению результатов ФГОС НОО способствует технология продуктивного чтения, разработанная профессором  Н. Светловской.

Целью данной технологии является формирование читательской коммуникативной компетенции школьника.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

  • формирование умения осознанного чтения и извлечения необходимой информации из прочитанных текстов;
  • развитие интереса к потребности читать;
  • воспитание через литературу нравственных  качеств, эстетического вкуса;
  • овладение речевой и коммуникативной культурой.

Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом:

1 этап. Работа с текстом до чтения. Антиципация

Цель первого этапа - умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заголовку, фамилии автора,  иллюстрациям, ключевым словам с опорой на читательский опыт; создание проблемных ситуаций.

Работа на первом этапе заканчивается постановкой цели урока.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Цель второго этапа – освоение содержания, основной мысли текста, создание читательской интерпретации, полноценное восприятие текста.

На данном этапе  используются приёмы – это чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение, словарная работа, постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части, постановка обобщающих вопросов в целом к тексту, выразительное чтение, обсуждение читательских интерпретаций.

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Цель третьего этапа – соотнесение читательских интерпретаций с авторской позицией, формулирование основной идеи текста.

На данном этапе идёт углублённое восприятие и понимание текста, коллективное обсуждение, дискуссия, знакомство с биографией писателя, используются разнообразные творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы), создание продукта деятельности, письменные творческие работы по впечатлениям.

Данные приёмы работы направлены на обобщение полученной информации  и развитие собственного отношения к изученному произведению.

Технология продуктивного чтения направлена на формирование предметных и метапредметных универсальных учебных действий, т. Е. умений осознанно читать, умение извлекать из прочитанного нужную информацию: фактуальную (о чём сообщается), концептуальную (основную идею), подтекстовую (чтение «между строк»).

29.12.2014 14:58


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!