СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Технология продуктивного чтения как средство формирования универсальных учебных действий в начальной школе
Приоритетной целью в современной школе является развитие личности, способной ориентироваться в обществе, готовой к саморазвитию и самообразованию. Задача начального общего образования -это формирование у учащихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение невозможно без формирования правильной читательской деятельности. Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, умеющем ориентироваться в изобилии информации. К.Д. Ушинский писал: «Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать – вот в чём главное дело»
Достижению результатов ФГОС НОО способствует технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Светловской.
Целью данной технологии является формирование читательской коммуникативной компетенции школьника.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа работы с текстом:
1 этап. Работа с текстом до чтения. Антиципация
Цель первого этапа - умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заголовку, фамилии автора, иллюстрациям, ключевым словам с опорой на читательский опыт; создание проблемных ситуаций.
Работа на первом этапе заканчивается постановкой цели урока.
2 этап. Работа с текстом во время чтения.
Цель второго этапа – освоение содержания, основной мысли текста, создание читательской интерпретации, полноценное восприятие текста.
На данном этапе используются приёмы – это чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение, словарная работа, постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части, постановка обобщающих вопросов в целом к тексту, выразительное чтение, обсуждение читательских интерпретаций.
3 этап. Работа с текстом после чтения.
Цель третьего этапа – соотнесение читательских интерпретаций с авторской позицией, формулирование основной идеи текста.
На данном этапе идёт углублённое восприятие и понимание текста, коллективное обсуждение, дискуссия, знакомство с биографией писателя, используются разнообразные творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы), создание продукта деятельности, письменные творческие работы по впечатлениям.
Данные приёмы работы направлены на обобщение полученной информации и развитие собственного отношения к изученному произведению.
Технология продуктивного чтения направлена на формирование предметных и метапредметных универсальных учебных действий, т. Е. умений осознанно читать, умение извлекать из прочитанного нужную информацию: фактуальную (о чём сообщается), концептуальную (основную идею), подтекстовую (чтение «между строк»).
© 2014, Вотинова Полина Ивановна 1644