СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Телекоммуникационные средства в современном компьютерном мире

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информационные технологии и телекоммуникационные средства – это прежде всего совокупность знаний компьютерной техники и систем связи, предназначенных для накопления, обработки, поиска, передачи и эффективного внедрения знаний в производство, управление и другие сферы жизни общества, в том числе и в систему образования. Основу современных ИТТС составляют три технических достижения:

1) появление новой среды накопления информации на машиночитаемых носителях (магнитные ленты, магнитные диски, дискеты, оптические компакт-диски, флешки и др.);

2) развитие средств связи, обеспечивающих доставку информации практически в любую точку земного шара без существенных ограничений во времени и расстоянии, широкий охват населения средствами связи (радиовещание, телевидение, сети передачи данных, спутниковая связь, модемы, факсы, телефонная связь, Интернет и др.);

3) возможность автоматизированной обработки информации с помощью компьютера по заданным алгоритмам (сортировка, классификация, представление в нужной форме и др.).

Активное использование ИТТС в образовании позволяет не только по-новому взглянуть на педагогический процесс, но и дает необходимый научно-методологический аппарат для их анализа и обновления. Кроме того, ИТТС вносят изменения не только в способы распространения знаний, но и в сами знания и поэтому оказывают существенное влияние на содержание образования и управление педагогическим процессом (планирование, организация, контроль, прогноз и др.). Информатизация общества, связанная с массовым применением различных типов современной компьютерной техники и средств коммуникации, характеризуется многими исследователями как «компьютерная революция». Понятие «информационное общество» появилось в 80-х годах прошлого столетия и характеризует те социальные изменения, которые произошли вследствиемикроэлектронной революции. Синонимами этого понятия являются «супериндустриальное общество» (О.Тоффлер), «постиндустриальное общество» (Д.Белл), «общество» посткапиталистическое (Р. Дарендорф). Информационное общество пришло на смену трудовому обществу, в котором труд был главным систематизирующим фактором общества. Информационное общество, с одной стороны, требует новых идей, новых знаний, а с другой − новых способов ускоренного получения и постоянногообновления знаний.

Информатизация общества − глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современной компьютерной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена (коммуникации).

По мнению многих ученых информатизация общества обеспечивает: а) активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, в научной, производственной и других видах деятельности его членов; б) интеграцию информационных технологий с научными, производственными областями, которая инициирует развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности и др.; в) высокий уровень информационного обслуживания, доступность любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.

Одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества является информатизация образования. Под информатизацией образования мы понимаем комплекс мероприятий, направленных на обеспечение оперативного сбора, обработки, систематизации, накопления, хранения, передачи различной информации и обмена ею участниками системы образования с помощью современных средств информатизации в целях интенсификации функционирования системы образования. Средством информатизации образования является компьютеризация.

Компьютеризация любого учреждения − реорганизация и совершенствование человеческой деятельности на основе активного применения ИТТС. Практика показывает, что трудности реализации в педагогическом процессе средств информатизации связаны с: а) необходимостью формирования постоянной потребности педагогов применять ИТТС в своей профессиональной деятельности;

б) непрерывным повышением информационной компетентности педагогического процесса;

в) организационными, психологическими, педагогическими, эргономическими, финансовыми, нормативными и правовыми вопросами использования ИТТС в педагогическом процессе.

С расширением технической базы средств информатизации разрабатывались научно-педагогические подходы их применения в системе образования. Проведенный анализ литературных источников по данной проблеме показал, что информатизация педагогического процесса в настоящее время осуществляется, в основном, по трем направлениям: управление образовательным учреждением; научно-исследовательская работа; средство развития участником педагогического процесса.

Основные направления информатизации образования связаны между собой не только единым объектом и общей целью. Они во многом дополняют друг друга, при этом каждое из них имеет собственные задачи, критерии и условия, определяющие эффективность их применения. Проведенный анализ современной психологической, педагогической и технической литературы показал, что наименее изученным и разработанным является третье направление, т.е. проблемы проектирования, создания и целесообразного применения в педагогическом процессе программного обеспечения учебного назначения. Эта проблема является основной в звене информатизации ОУч, а также при организации системы дистанционного обучения. При реализации третьего направления информатизации образования решается ряд взаимосвязанных задач: обеспечение ОУч современными средствами информатизации; целенаправленное проектирование педагогически полезного (целесообразного и эффективного) программного обеспечения учебного назначения; разработка теоретических основ использования в ОУч педагогически полезных программных средств учебного назначения; непрерывная подготовка и переподготовка педагогических кадров для работы со средствами информатизации; создание научного дидактического и методического обеспечения процесса информатизации образования; организация управления процессом информатизации ОУч; разработка баз данных программных средств учебного назначения; создание в ОУч органа, который бы осуществлял организацию и контроль за процессом информатизации образовательного учреждения. Решение этих задач требует комплексных усилий не только ОУч, но и всего общества.

22.04.2016 09:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!