СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья по теме "урок музыки в современной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Двадцать первый век - век высоких технологий. Технологии оказывают сильное влияние, на развитие общества, проникая во все сферы человеческой деятельности. В связи с этим в образовании не может не изменяться педагогическая теория и практика учебно-воспитательного процесса.

Перед школой остро стоит вопрос формирования личности, способной совершенствоваться как в личностной, так и в профессиональной сфере.

В век высоких технологий от 7 летнего вечно меняющего человечка требуются умения самостоятельно активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Чтобы в будущем чувствовать себя комфортно в новых социально- экономических условиях.В связи с этим у школы возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникационных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства, в первую очередь, глобальные телекоммуникационные сети Интернет.

Что же такое интеренет в понятии наших детей.

Интернет – это объединенные между собой компьютерные сети, где

Веб-страницы представляют собой гипертекстовые документы. Страницы, объединенные одной темой. Благодаря современному быстрому соединению и высокой скорости передачи данных, информацию в Интернете получить легко и просто. Новые сайты появляются как грибы, заманивая к себе посетителей яркими страницами, и большим потоком информации.

Сегодня Интернет представляет собой практически безграничное пространство, в котором собрано все, что может интересовать современного школьника. Так что же остается школе и учителю. Образование не может отставать от новых технологий.

Так как весь педагогический процесс направлен на развитие всесторонней личности, наделенной способностью самостоятельно развивать себя и постоянно совершенствоваться обладать творческой активностью, предприимчивостью и коммуникабельностью, ставя тем самым перед учителем новые задачи.

По словам Михаила Казиника;

«Кто такой (с точки зрения Интернета) школьный учитель?

Это – странное существо, которое знает обо всём примерно в миллион раз меньше чем Интернет.»

В связи с этим общество вынуждено ставить перед учителем новые цели и задачи.

Думается, что цель учителя – не столько информировать, сколько так выстроить урок, чтобы вызвать у ученика жгучую потребность узнать как можно больше, испытать потрясение. У ученика может зародиться желание стать исследователем,. А для этого, под впечатлением рассказа учителя – зайти в Интернет и начать самостоятельное изучение. Таким образом, учитель станет проповедником, то, есть, подаст ученику высокую идею жить. Падение духовной, нравственной и художественной культуры, воздействие телевидения –где цель программы – любым способом собрать как можно больше зрителей, которые затем купят товары или услуги, низкий уровень большинства программ ужасающе меняет менталитет ученика.

Крайне низкий статус Учителя (по сравнению с профессиями, прославляемыми средствами массовой информации). Мешает ученику воспринять, узнать, открыть.»

Ученик чаще приходит посмеяться, поспорить, всячески стараясь подчеркнуть низкий статус учителя фразой; « Вы слуги вот и служите».

За решением духовной, музыкальной нравственной и художественной культуры в образовании отвечает область «Искусство».Составляющей частью, которой является музыкальное искусство.

«В современном мире музыкальное искусство рассматривается, как часть общей мировой культуры, оно одновременно выступает как составной элемент общего процесса познания мира, обобщенно выражающие в звуковых образах существенные процессы жизни» (Бореев.Ю.А.)

У детей особое отношение к музыке. Это искусство нельзя не рассмотреть, не потрогать. С появлением компьютерных технологий происходит смещение в сторону зрительного ряда. Нынешним ученикам стало трудно воспринимать аудиоматериал сопровождающейся «картинкой» на доске. Не секрет, что поток информации Интернета и телевидения с яркостью и праздничностью может оттолкнуть ребенка от музыки, которая заставляет человека задуматься, сделать его духовно богаче.

Учитель музыки для успешного управления процессом музыкального воспитания и обучения обязан двигаться на шаг вперед опережая время осваивая новые информационные технологии овладевая новыми музыкальными программами для реализации их на своих уроках. именно возможности ИКТ обогащают методические возможности урока музыки, делая его современным увеличивая активность работы учеников, понимая при этом, что современные школьники быстрее и с большим интересом усваивают информацию, идущую с компьютера, чем просто со слов учителя.

Урок на котором учитель использует ИКТ нравятся детям, так восприятие информации происходит легче и быстрее, гораздо интересней слушать и при этом с помощью программ участвовать самому в создании и исполнении музыки, чем быть пассивным слушателем.

С помощью информационно-коммуникационной технологии внимание учащихся концентрируется без посторонней помощи, что очень важно в начальной школе. Информационно-коммуникационные технологии позволяют каждому ребенку самостоятельно выполнять задание и индивидуально оценивать свои знания, тем самым помогают определять качество усвоенного материала.

Задачей учителя музыки является управление процессом музыкального воспитания в школе, формирование эстетических вкусов детей. В современной школе учитель музыки должен владеть не только музыкально-исполнительскими навыками, но и обладать высоким уровнем профессиональной компетенции, умением руководствоваться имеющимися в его арсенале знаниями в реальной ситуации; быть профессионально мобильным.

В настоящее время известно много информационных технологий в учебном процессе. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники – т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень.

Благодаря различным компьютерным программам появилась возможность прослушивать музыкальные произведения в качественном звучании.

Так, например, на уроках музыки в начальной школе я достаточно широко использую интерактивные обучающее-развивающие программы с игровым сценарием, ориентированные на дошкольников и младших школьников. Такими являются «Чайковский. Щелкунчик», «Мусоргский. Картинки с выставки» и др. На работу можно затратить несколько уроков. На одном занятии мы знакомимся с основным содержанием программы, куда входят сведения о композиторе, музыкальные темы из балета и задания, которые предлагается выполнить после просмотра и прослушивания, музыкальных тем. Всё это сопровождается словами диктора и красочными, яркими рисунками. На следующем уроке по выбору детей мы вспоминаем наиболее понравившиеся и запомнившиеся им номера, некоторые из них прослушиваем, а затем я предлагаю ребятам раскрасить картинки к понравившимся им номерам, которые предлагаются в раскраске этой программы. В данном случае происходит интеграция уроков музыки и изобразительного искусства с применением компьютерных технологий. Выполняя задания, дети развивают двигательные навыки, фантазию, пространственное воображение, память, получают дополнительные навыки (работа с компьютером – ключ к компьютерной грамотности).

К сожалению, неадаптированность компьютерных музыкальных программ для начальной школы не позволяет использовать их более широко.

Выразительно и ярко проходят уроки в начальной школе по теме «Времена года» (изобразительность музыки). При сравнительном анализе музыкальных произведений дети используют энциклопедические определения характера, взятые из предложенного диска. Дети работают в группах, затем делятся друг с другом полученной информацией. Умение концентрироваться на выполнении заданий и в то же время распределять свои умения в работе с другими детьми - важная часть организации этой деятельности. Ребёнок совершает открытие: сам узнал, сам понял, сам дал объяснение.

Использование мультимедийных учебных пособий в среднем звене при изучении тем, связанных с изучением музыкальных инструментов, отдельных произведений, выявлением общих художественных принципов, биографий композиторов, экскурсии, получило живой отклик в детской аудитории.

Старшеклассники используют программные диски для осуществления проектной деятельности, результатом которой явилось создание буклетов, музыкальных обозрений, а также мультимедиа презентаций. Целью этой работы является привлечение детей к самостоятельному изучению предмета, развитию умения ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное, важное для всех участников деятельности.

Пользуясь компьютером для создания презентаций при этом, часто привлекая к работе родителей, тем самым происходит тесное сотрудничество школа-ребенок-родители-школа.

Занятия музыкой с использованием информационно-коммуникационных технологий помогают решать целый ряд педагогических и воспитательных задач, а именно:

  • Повышение интереса школьников к урокам музыки.
  • Формирование первоначальных представлений о музыке как художественном воспроизведении жизни в её диалектической сущности.
  • Развитие навыков музыкально – творческой деятельности.
  • Углубление знаний о музыкальном искусстве, его истории, закономерностях развития и выразительных средствах музыки.
  • Получение знаний о современных компьютерных технологиях и развитие навыков обращения с музыкальной компьютерной техникой.
  • Расширение кругозора, воспитание музыкального и художественного вкуса учащихся на основе демонстрационных возможностей компьютера.
  • Включение учащихся в общественную жизнь школы через выполнение ими общественно-полезных заданий по музыкальному оформлению праздников, концертов.

Применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не «подменить» его общением с компьютером, не превратить его в технический практикум.

«Музыка – странная вещь. Я бы даже сказал – чудо. Она находится на полпути между мыслью и явлением, между духом и материей, это что-то вроде смутного посредника, и похожего и не похожего на эти полярности, - дух, который требует выражение времени, и материя, которая может обходиться без пространства» (Г. Гейне.)

И хочется закончить словами великого мыслителя Али Апшерони «Педагоги не могут успешно кого-нибудь учить, если в это же время не учатся сами».

Категория: Музыка
02.02.2022 11:43


Рекомендуем курсы ПК и ПП