СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Богатырь Никита Кожемяка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель. Знакомство с историческим образом былинного богатыря Никиты Кожемяки. Учить отвечать на вопросы связно, последовательно, употребляя в речи сложные предложения, развивать умения рассуждать, анализировать. Воспитывать чувство ответственности, уважения и гордости за богатырскую силу России. Вызвать желание подражать богатырям, совершать героические поступки на благо Родины. Дать почувствовать свою причастность к истории нашего великого народа. Воспитывать интерес к национальной культуре, чувство гордости за своих предков.

Ход занятия.

1.Приветствие. Здравствуйте, мои хорошие! Собрались мы сегодня на беседу добрую, да складную, чтобы красны девицы послушали, а добры молодцы призадумались!

Слава русской стороне! Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли.

Хорошо живется на Руси-матушке, велика и могуча наша страна, широко раскинулась по полям да по лесам. Много здесь богатств, много рыбы красной, да меха ценного, много ягод да грибов…. Только неспокойно стало в царстве - государстве нашем. Повадились налетать на нас силы тёмные да нечисть всякая… Русская земля славилась мужественными и сильными людьми. Много славных подвигов совершили они, оберегая свою землю и в давние времена. Давайте поговорим о богатыре Никите Кожемяка.

2.Слушаем.) Если богатырь на страже – Может быть уверен каждый: От врагов защищена Наша матушка-земля! Просмотр мультфильма «Никита Кожемяка».

Обсуждение мультфильма «Никита Кожемяка»

3.Беседуем.

- Назовите местность, где проживал Никита Кожемяка. (Нижний Новгород)

- Чем занимался Никита Кожемяка? (мял кожи)

- С какой просьбой царь Владимир обратился к Никите Кожемяке? (Побороть Змея Горыныча)

- В какую одежду, обувь был одет главный герой? (рубаха, штаны, сапоги) Одет в белую рубаху, с закатанными рукавами. На рукавах вышивка. Ворот и низ рубахи отделаны красной каймой. Подпоясан богатырь поясом цвета бирюзы. Костюм дополняют белые штаны с голубыми полосами. Поверх рубахи темно-серый фартук. За спиной у богатыря висят на веревках куски бычьей кожи). (Показ слайда).

Рубаха в глазах наших предков обладала магической силой. Сама ткань считалась непроницаемой для злых духов. Поэтому важно было защитить те места, где кончалась ткань одежды и начиналось тело человека: шею, ноги, руки. Поэтому и покрывали орнаментом-оберегом горловину, места предплечий низ рукавов, подол рубахи.

- Назовите внешний облик Никиты Кожемяки: рост, телосложение, прическа: цвет и длина волос. (Богатырского телосложения. Светлые волосы средней длины, подвязаны красной узкой лентой. Развиты мускулы на руках и ногах).

Никита Кожемяка стоит в позе, широко расставив ноги, руки полусогнуты. Ему навстречу молодые люди согнувшись от тяжести. волокут кувшин питья:

«Ай да силища богатырская! Смельчаку у нас почет-уважение - испей доброго меду нашего». (Показ слайда). Видно, что люди, жившие рядом с ним, уважали Никиту

- Каким себя Никита Кожемяка показывает перед царем? (Никита Кожемяка по натуре своей был застенчивым, робким. Из-за неуверенности в своих силах отказался выполнить просьбу царя Владимира).

- Какого роста Никита Кожемяка? (среднего, неприметного)

- Каким вы себе представляете этого богатыря? Опишите его.

(Сильный, огромного роста, широкоплечий, могучий, смелый, трудолюбивый.)

- Каким способом князь Владимир проверил силу Никиты Кожемяки? (борьбой с разъяренным быком)

-Какая злая сила угрожала Киеву?

- Кто такой Змей Горыныч? (Дракон, количество голов змея бывает от трех до двенадцати. В случае нападения дракон способен извергать огонь. У Змея есть крылья, длинный хвост стрелой и когтистые лапы).

-Как автор описывает Змея-Горыныча?

-Как отнеслись жители к появлению змея?

-Почему они стали отдавать дочерей на съедение ему? (Не было силы, которая могла ему противостоять.)

-Что произошло с царской дочерью?

- Подумайте, почему не к своим воинам, а именно к Никите Кожемяке обратился царь с просьбой спасти Царевну? (Вынужден обратиться к нему, только Никита мог победить змея.)

-Сразу ли согласился Никита идти спасать царскую дочь?

-На какую хитрость пошел царь?

-Что же заставило Никиту пойти на бой со Змеем Горынычем? ( Жалко стало Никите детей беззащитных, которых легко может обидеть каждый, и соглашается помочь им). (Показ слайда).

-Какие черты характера проявляются у героя, когда он видит плачущих детей? (Доброта, любовь к Родине, к своему народу.)

- Какими словами можно заменить слово «богатырь»? ( Богатырь - силач, борец, воин, храбрец)

- Какие национальные черты русского характера прославляет сказка?

- Смог ли змей одолеть богатыря?

-Что предложил Змей-Горыныч Никите? - Почему Никита стал делить землю, а потом море? (С целью перехитрить Змея и победить зло.)

- Какие черты характера проявляются у героя в данной момент?

(Мудрость, смекалка, находчивость, хитрость.)

-Какими словами заканчивается сказка? Расскажите.

-Какая черта проявилась у Никиты? (Бескорыстие.)

-Подумайте и скажите, почему люди сочинили сказку о простом человеке, ремесленнике, который в принципе не являлся профессиональным воином? Вот преграда на пути Её так просто не пройти Надо быстро вспоминать И пословицы сказать! (Нужно сказать пословицы о смелости, отваге и Родине русских героев)

- Дружно за мир стоять - войне не бывать.

-Кто Родине верен, тот в бою примерен. - Тот герой, кто за Родину горой. -Кто смел тот на коня сел. -За край свой насмерть стой. -Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит. -Сам погибай, а товарища выручай. -С родной земли умри, но не сходи. -Жить - Родине служить. -Счастье Родины - дороже жизни. -Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт. -Если дружба велика, будет Родина крепка.

4.Обобщаем. Жили на Руси такие люди, которые сражались с врагами за родную землю. Они славились своими добрыми делами, мужеством, удалью, благородством. В народе защитников Руси любили и уважали, за доброту, отвагу, смекалку, бескорыстность, любовь к своему народу. Про них слагали песни, сказки, былины. Защитников Руси объединяла любовь к Родине, они вставали на защиту своей земли при каждой опасности. Сказка прославляет черты русского характера: смелость, мудрость, храбрость, трудолюбие, отвагу, широту души, бескорыстие, доблесть, доброту.

5.Играем. Дидактическая игра «Старинное и современное оружие». Игра «Кокой богатырь?» Воспитатель перечисляет разные качества, и если они подходят к богатырям, дети хлопают в ладоши, а если, это качество не подходит – топают ногами: храбрый, трусливый, отважный, лживый, мужественный, сильный, жадный, щедрый, справедливый, выносливый, смелый, ловкий. Подвижная игра: "Змей Горыныч и Никита Кожемяка".

6.Творим, рисуем, радуемся. У каждого богатыря в старину должен был быть надежный друг, боевой товарищ — верный конь. Богатырь заботился о нем, и животное служило ему верой и правдой, выручая в самых трудных ситуациях. Лепка богатырского коня. 7.Прощалочка. Ну вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в прошлое. Давайте вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам: защищать с вою Родину, беречь ее, защищать слабых, бедных, стариков и детей, быть сильными, храбрыми, мужественными и отважными, любить свою землю, свой народ.

Богатырское наше правило:

Надо другу в беде помочь,

Отстоять в борьбе дело правое,

Силой силушку превозмочь!

Все были молодцами, хорошо выполняли все задания, были внимательными, сообразительными, ловкими и смелыми. И я хочу сделать вам подарки – раскраски о русских витязях. Спасибо за внимание.

27.05.2017 00:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие записи

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!