© 2016 6240
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Гринёв и Максимыч
Для выявления темы милосердия служит и история урядника Максимыча. Фигура хотя и скупо обрисованная, но сложная и неоднозначная. Максимычу ещё до приступа Белогорской крепости не слишком доверяет комендант Миронов. Максимыч тайно встречается с Пугачёвым. После разоблачения его в Белогорской крепости сажают под арест, но он бежит. Вместе с Пугачёвым входит в крепость. Именно Максимыч указывает Пугачёву, кто комендант крепости. И вот, когда Гринёв и Савельич, отпущенные Пугачёвым, бредут по дороге, уводящей их от крепости, происходит первая личная встреча, личное касание Гринёва и Максимыча.
«Я шёл, занятый своими размышлениями, как вдруг услышал за собою конский топот. Оглянулся; вижу: из крепости скачет казак, держа башкирскую лошадь в поводья и делая издали мне знаки. Я остановился и вскоре узнал нашего урядника. Он, подскакав, слез с своей лошади и сказал, отдавая мне поводья другой: «Ваше благородие! Отец наш вам жалует лошадь и шубу с своего плеча (к седлу привязан был овчинный тулуп). Да ещё, – примолвил, запинаясь, урядник, – жалует он вам… полтину денег. да я растерял её дорогою; простите великодушно». Савельич посмотрел на него косо и проворчал: «Растерял дорогою! А что же у тебя побрякивает за пазухой? Бессовестный!» – «Что у меня за пазухой-то побрякивает? – возразил урядник, нимало не смутясь. – Бог с тобою, старинушка! Это бренчит уздечка, а не полтина». – «Добро, – сказал я, прерывая спор. – Благодари от меня того, кто тебя прислал; а растерянную полтину постарайся подобрать на возвратном пути и возьми себе на водку». – «Очень благодарен, ваше благородие, – отвечал он, поворачивая свою лошадь, – вечно за вас буду Бога молить». При сих словах он поскакал назад, держась одной рукою за пазуху, и через минуту он скрылся из виду»18. И именно этот Максимыч во время схватки под Оренбургом – Гринёв – на стороне защитников города, Максимыч – на противоположной стороне, среди нападающих казаков Пугачёва, – передаёт Гринёву письмо из Белогорской крепости от Марьи Ивановны. Встреча во время боя двух солдат враждебных армий отмечена у Пушкина какой-то удивительной теплотой:
«Однажды, когда удалось нам как-то рассеять и прогнать довольно густую толпу, наехал я на казака, отставшего от своих товарищей; я готов был уже ударить его своею турецкою саблею, как вдруг он снял шапку и закричал:
– Здравствуйте, Пётр Андреич! Как вас Бог милует?
Я взглянул и узнал нашего урядника. Я несказанно ему обрадовался.
– Здравствуй, Максимыч, – сказал я ему. – Давно ли из Белогорской?
– Недавно, батюшка Пётр Андреич; только вчера воротился. У меня есть к вам письмецо.
– Где ж оно? – вскричал я, весь так и вспыхнув.
– Со мною, – отвечал Максимыч, положив руку за пазуху. – Я обещался Палаше уж как-нибудь да вам доставить. – Тут он подал мне сложенную бумажку и тотчас ускакал»19. Конечно, за Максимычем мы чувствуем Палашу, «девку бойкую, которая и урядника заставляет плясать по своей дудке»20, служанку Марьи Ивановны. Но тем не менее присутствует в отношениях урядника и Гринёва уже и некое личное начало – может быть, в особой доброжелательности тона, – никак не сводимое только к внешним обстоятельствам. Откуда оно? – Из того же источника, из которого произошли и отношения Гринёва с Пугачёвым. Простил Гринёв Максимычу украденную полтину денег, безо всякого расчёта простил, по чистому милосердию, и, странным образом, именно эта уступка, потеря на внешнем, материальном уровне существования оказывается приобретением на уровне духовном. Именно это задело Максимыча за душу, и одна личность, вдруг вырвавшись из трагической и кровавой суеты обыденности, предстала лицом к лицу другой. Смотря в глаза, всё понимая, простил; значит, как бы сказал: да, ты, конечно, не прав, но всяк человек слаб, а знаю, тем не менее, верю, что способен ты и на хорошее. И вот эта вера в человека, в милосердии заключённая, и задела, наверное, сердце Максимыча. И вспоминаются евангельские слова: «Пойдите научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? Ибо Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию»21. И начинаются чудеса. Бывший урядник Максимыч, предатель, вор, по всему видно, человек «тёртый», коварный и хитрый, начинает вдруг носить любовные записки через линию фронта к офицеру враждебной армии. И оттуда же, куда ушла украденная полтина, чудесным образом появляется столь долгожданное, столь дорогое письмо любимой.
Всё в повести полно милосердием. Сама любовь Петра Андреевича Гринёва и Марьи Ивановны Мироновой также в основном любовь – милосердие. Не любовь – страсть, не отношения рыцаря и дамы, не любовь-восхищение – снизу вверх, а сверху вниз, христианская любовь-милосердие, жаление – русская любовь по преимуществу. Любит и слёзно жалеет Марью Ивановну, сироту, у которой не осталось никого близкого в целом мире, Гринёв. Любит и спасает своего рыцаря от ужасной участи бесчестия Марья Ивановна, в образе которой подчеркнуты основные христианские добродетели: верность, благодарность, жертвенность, послушание, способность крепко любить.
Милосердие к врагу (Гринёв и Швабрин)
Довольно устойчива в «Капитанской дочке» тема милосердия к врагу (к Швабрину). После дуэли Гринёв, умиротворённый взаимностью Марьи Ивановны, прощает Швабрину все его оскорбления, и они примиряются. «Я слишком был счастлив, чтоб хранить в сердце чувство неприязненное. Я стал просить за Швабрина, и добрый комендант, с согласия своей супруги, решился его освободить. Швабрин пришёл ко мне; он изъявил глубокое сожаление о том, что случилось между нами; признался, что был кругом виноват, и просил меня забыть о прошедшем. Будучи от природы не злопамятен, я искренно простил ему и нашу ссору и рану, мною от него полученную. В клевете его видел я досаду оскорблённого самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника»22.
В Белогорской крепости, вырвав с помощью Пугачёва Марью Ивановну из рук Швабрина, Гринёв имеет достаточно оснований, чтобы ненавидеть изменника и насильника. Однако вот как кончается глава «Сирота». Напутствуемые доброй попадьёй Гринёв со своей любимой отбывают из крепости. «Мы поехали. У окошка комендантского дома я увидел стоящего Швабрина. Лицо его изображало мрачную злобу. Я не хотел торжествовать над уничтоженным врагом и обратил глаза в другую сторону»23. Торжествовать над уничтоженным врагом согласно христианской морали, которой руководствуется Гринев, стыдно. Так как, пока жив человек, Бог надеется на него, на его исправление. Следует тем более надеяться и человеку. А устраивать «пир победителей» над поверженным противником есть всё то же хамство, самоуверенное, дебелое. Потому и отворачивается Гринёв. И в этом опять милосердие целомудренной души.
Наконец на суде Швабрин оказывается главным – и, собственно, единственным – обвинителем Гринёва. Швабрин возводит на Гринёва сознательную и чудовищную клевету, грозящую последнему самым худшим. Интересна реакция Гринёва. «Генерал велел нас вывести. Мы вышли вместе. Я спокойно взглянул на Швабрина, но не сказал ему ни слова. Он усмехнулся злобной усмешкою и, приподняв свои цепи, опередил меня и ускорил свои шаги»24. Где-то слова уже бессильны. И не только слова, но и любые жесты, грозящие ли, осуждающие ли. Так глубоко может отравить зло человеческую душу. И так важно здесь противопоставить болезни зла спокойный, трезвый взгляд, воспалённой страстности злодейства – бесстрастие целомудрия. Последнее уже самим благородством своей сдержанности укоряет и осуждает сильнее всяких слов. Может быть, этот спокойный человеческий взгляд сможет послужить опорой мятущейся, одержимой, потерявшей себя преступной душе, поможет остановиться и не упасть в бездну отчаяния.
Помилование Гринёва
Реабилитация Гринёва есть также следствие милосердия. Не закон, не формальное судоразбирательство спасают его от позора и смертной казни, а именное повеление императрицы. По повести, конечно, Екатерина II решается на помилование только после того, как узнаёт от Марьи Ивановны все обстоятельства дела. Правда, справедливость, законность, казалось бы, побеждают. Однако концовкой своей повести Пушкин как бы стремится нас убедить, что общепринятое судопроизводство по самой своей природе неспособно решать вопрос о виновности в таких деликатных обстоятельствах. Именно поэтому Гринёв и отказывается на суде рассказывать о роли своей невесты в его истории. Нужен человек, нужна живая человеческая личность, нужны правда и милость, чтобы решать такие тонкие вопросы. Одной справедливости недостаточно, нужно – необходимо! – и милосердие. И здесь Пушкин высказывает, конечно, глубоко христианский, с одной стороны, и с другой – специфически русский – со всеми его плюсами и минусами – взгляд на правосудие.
Милость, обретённая Гринёвым, как ни нечаянна она сама по себе, есть тем не менее милость ожидаемая, милость взыскуемая. Мир, в котором ощущает себя Гринёв (и разделяющая эти взгляды его невеста), есть космос, управляемый милосердным Провидением, космос, в котором сбывается совет «Стучите, и вам отворят.». Со знанием и тактом воспитанного в православии человека даёт Пушкин описание поведения Гринёва в тюрьме. «Гусары сдали меня караульному офицеру. Он велел кликнуть кузнеца. Надели мне на ноги цепь и заковали её наглухо. Потом отвели меня в тюрьму и оставили одного в тесной и тёмной конурке с одними голыми стенами и с окошечком, загороженным железною решёткою.
Таковое начало не предвещало мне ничего доброго. Однако ж я не терял ни бодрости, ни надежды. Я прибегнул к утешению всех скорбящих и, впервые вкусив сладость молитвы, излиянной из чистого, но растерзанного сердца, спокойно заснул, не заботясь о том, что со мною будет»26. В этой надежде на лучшее – отражение существеннейших мировоззренческих представлений позднего Пушкина. Нарру end «Капитанской дочки» – не слащавая подачка читателю «романтической повести», а логическое следствие целостной мировоззренческой позиции, утверждающей, что мир, история имеют свой смысл, что мир, «лежащий во зле», стоит на добре.
Помилование Гринёва происходит в два этапа. Сначала, ещё до поездки Марьи Ивановны в Петербург, Екатерина II «из уважения к заслугам и преклонным годам отца»27 заменяет Гринёву смертную казнь на вечное поселение в Сибири. Затем, после разговора с Марьей Ивановной, императрица, убеждённая теперь в невиновности Гринёва, избавляет последнего и от ссылки. Здесь опять звучит тема чести. Важно, что честь Гринёва восстанавливается через помилование. В ценностной иерархии, на которую ориентирована «Капитанская дочка», честь зависит от милосердия как от человеческого, так и в широком смысле от Божьего. Важно подчеркнуть и необходимость чести в этической иерархии «Капитанской дочки». Речь идёт не просто о верности сословным предрассудкам. Милосердие исходит от личности и направлено, собственно, только к ней (животным, например, подобает жалость, а не милосердие). С точки зрения милосердия, любви все личности равны. Милосердие как бы растворяет все физические, социальные, психологические различия и детерминанты. Любить должно всех, и даже, как учит Евангелие, врагов. Однако здесь возможно уклонение. Христианская любовь не есть безответственное всепрощение. Любить – не значит согласиться с неправдой любимого, простить – не значит оправдать преступление. Пушкин глубоко чувствовал и гениально изобразил эту трезвость христианского милосердия. Если стихия милосердия растворяет все грани, делает всё проницаемым, всё «своим», наполняет всё солнечным светом Царства Божьего, «которое внутри нас», то честь трезво напоминает о естественных условиях существования, которых нам не отменить одним желанием, и конкретно об исторически сложившихся социальных структурах, в которых своя – относительная – правда. За темой милосердие – честь стоит тема Царство Божие – Царство земное, государство. Пушкин в повести даёт именно ту трактовку этой темы, которая характерна для всей тысячелетней русской истории. Честь не просто подчинена у Пушкина милосердию (любви, совести), находя в последнем освящение и поддержку себе. Честь в некотором смысле и необходима для милосердия, как дающая последнему возможность, «пространство» для его проявления. Милосердие освящает честь, честь же даёт милосердию конкретность, историчность. Милосердие, совесть внутренне облагораживают, преображают и поддерживают честь. Быть милосердным понимается в повести традиционно православно: милосердие должно быть «зрячим», должно трезво учитывать реалии мира, все трагические его противоречия. Путь милосердия – не путь благодушного всепрощения, а путь жертвенного самоотвержения, путь христианского подвига.
Заключение
Основной нравственной идеей, направляющей повествование в «Капитанской дочке», является милосердие, та кардинальная христианская добродетель, центральное положение которой в русской культуре было Пушкиным глубоко осознано и гениально изображено. По степени авторской сознательности в изображении темы милосердия повесть «Капитанская дочка» является одним из самых христианских произведений в мировой литературе. Именно от «Капитанской дочки» идёт в русской литературе традиция проникновенных диалогов «святых и преступников», стоящих «в беспредельности» – перед лицом Бога.
А. С. Пушкин «Капитанской дочки» представляется не просто мастером-художником, а очень мудрым человеком с глубоким нравственным опытом. Не на исторические события сами по себе, не на психологические характеристики героев – главное внимание автора «Капитанской дочки» направлено на открытие внутреннего человека в человеке, в глубине своей свободы перед лицом Бога и другого человека, решающего последние «проклятые» вопросы. Проникновенные диалоги главных героев повести представляют собой историю поисков той соборной истины, которая служит одновременно и истинности мерилом, оценкой человеку и событиям, и путём спасения. И ключом к этому царству истины выступает у Пушкина тема милосердия.
Милосердие. Нередко требуется только лишь простить, без выгод, без расчёта. Милосердие выступает главенствующим представителем человеческой свободы. Для него не нужно причины; врываясь в мир, где все причинно обусловлено, этот акт свободы сам начинает новую причинную цепь, как учил философ Кант. Поэтому любой акт милосердия есть весть о другом – высшем – мире, есть кусочек высшего мира в нашей земной юдоли. И это присутствие иной высшей реальности мы ясно чувствуем: смолкают грохот и суета страстной земной жизни, спускаются на нас мир, тишина и прохлада, и в этом «хладе тонком» чувствуем мы присутствие самого Бога и одновременно познаём свое предназначение к высшей жизни.
Примечания
1А. С. Пушкин в передаче А. Г. Хомутовой. См., например: Вересаев В. В. Пушкин в жизни. Минск: Мастацкая лiтература, 1986. С. 24.
2Пушкин А. С. Сочинения. В 3 т. М.: Художественная литература, 1987. Т. 3. С. 267. (В дальнейшем мы ссылаемся на это издание так: П. А. С., затем – страница.)
3П. А. С. – С. 328.
4Об обстоятельствах, помешавших А. С. Пушкину приехать из Михайловского в Петербург накануне выступления декабристов, см., например, воспоминания В. И. Даля в кн.: А. С. Пушкин в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1985. Т. 2. С. 263–264.
5 П. А. С. – С. 240.
6 П. А. С. – С. 241.
7 П. А. С. – С. 241.
8 П. А. С. – С. 242.
9 П. А. С. – С. 279.
10П. А. С. – С. 280.
11П. А. С. – С. 297.
12П. А. С. – С. 301.
13П. А. С. – С. 301.
14П. А. С. – С. 303.
15П. А. С. – С. 308–309.
16П. А. С. – С. 226.
17П. А. С. – С. 272.
18П. А. С. – С. 283–284.
19П. А. С. – С. 288.
20П. А. С. – С. 302.
21Еванг. от Матфея, 9, 13.
22П. А. С. – С. 257.
23П. А. С. – С. 304.
24П. А. С. – С. 312.
25Еван. от Матфея, 7, 7: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам».
26П. А. С. – С. 310.
27П. А. С. – С. 313.
Литература
Вересаев В. В. Пушкин в жизни. Минск: Мастацкая лiтература, 1986.
Евангелие
Катасонов В. Н. Тема чести и милосердия в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (религиозно-нравственный смысл «Капитанской дочки» А. С. Пушкина) // Литература в школе. 1991. № 6. С. 2–13.
А. С. Пушкин в воспоминаниях современников: В 2 т. М., 1985. Т. 2.
Пушкин А. С. Сочинения. В 3 т. М.: Художественная литература, 1987. Т. 3.
*
*
См.:
Карта сайта
«Капитанская дочка»