СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Обилие информации, её быстрое устаревание, большой объём учебного материала при сокращении часов, потеря интереса к чтению у многих школьников – это объективные противоречия времени, с которыми сталкивается система образования в целом и учитель истории в частности. Поэтому в своей практике я стала искать пути преодоления этих противоречий через использование новых технологий, позволяющих превратить ученика в реального субъекта деятельности. Для реализации целей и поставленных задач в урочной и внеурочной деятельности внедряю инновационные технологии обучения, которые дают возможность активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках, когда дети не просто воспринимают учебный материал, а являются активными участниками образовательного процесса. Для вовлечения школьников в активную познавательную деятельность на уроках истории и обществознания учитель использует активные методы обучения: учебно-исследовательская, проектная деятельность, проблемное обучение, ролевые, интерактивные игры, круглые столы, дискуссии. Начиная с 2009 года, использую в своей педагогической деятельности технологию проектного обучения. Именно проектное обучение сегодня становится одним из средств, способных формировать ключевые компетенции (способность проявлять инициативу и работать самостоятельно, брать на себя ответственность; готовность замечать проблемы и искать пути их решения; уметь осваивать какие-либо знания и применять их для анализа новых ситуаций; уметь принимать решения). Проектная деятельность дает школьникам опыт, пригодный в любой сфере деятельности. Многие современные области человеческой деятельности основаны на технологии проектирования, и приобретение учащимися опыта в проектировании в дальнейшем может служить хорошим основанием для будущей сферы профессиональной и социальной деятельности. Использование в урочной и неурочной деятельности технологии проектирования позволяет учащимся самостоятельно добывать знания из различного вида источников: Интернет-сайтов, книг, СМИ. Учитель только направляет их деятельность: даёт список литературы, перечень Интернет-сайтов, где можно найти необходимую информацию. Дети самостоятельно анализируют литературу, готовят проект, презентуют его. Как и любая исследовательская деятельность, проектно - исследовательская деятельность учащихся связана с решением учащимися исследовательской задачи и предполагает наличие основных этапов: постановку проблемы, изучение литературы по теме, подбор методов исследования, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, подведение собственных выводов по проведённому исследованию, выдвижение предложений по решению проблемы, презентация. Использование на уроках истории и обществознания метода проектов помогает в обучении учащихся, так как обеспечивает определённую степень самостоятельности ученика и учителя, развивает инициативность и способность детей работать как самостоятельно, так и в команде, создают у учеников чувство успеха. Проектно-исследовательская деятельность позволяет разнообразить деятельность учащихся, способствует усилению мотивации к изучению истории своего села, района, республики, пониманию учащимися проблем общества и поиск путей их решения. В результате повышается социальная ответственность учащихся за жизнь улицы, села, города. В разработанных мною рабочих программах по истории применяется проектная деятельность детей . Проектная технология особенно часто используется мною на уроках истории по разделу «Культура и быт», так как этот раздел вызывает у детей наибольшее затруднение при сдаче итоговых контрольных, ЕГЭ. В начале прохождения блока дети получают групповое задание на подготовку проектов по культуре изучаемого периода: архитектура, живопись, образование, литература, быт. В конце прохождения блока проводится урок по защите проектов. Результатом использования проектно-исследовательской деятельности в изучении истории и обществознания является развитие у учащихся нестандартного мышления и умений находить выход из сложных жизненных ситуаций, что способствует самоопределению и самореализации учащихся в современных социально-экономических условиях. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса сегодня невозможно без использования современных информационных образовательных технологий. Мир стремительно развивается и меняется, иногда дети гораздо мобильнее учителя, и поэтому зачастую им просто неинтересно на традиционных уроках, которые практикуются в наших школах. Отсюда снижение успеваемости, отсутствие мотивации к обучению и ещё множество факторов, влияющих на успешность детей в дальнейшем. Для того чтобы уроки по истории и обществознанию были интересными, я использую различные методы обучения: ролевые игры, межпредметная интеграция, дискуссии, интерактивные игры и пособия. Мною разработан банк мультимедийных презентаций по истории, интерактивные игры. Нестандартные уроки проводятся не каждый день, так как для их проведения необходима тщательная подготовка, но дети эти уроки очень любят, так как это позволяет разнообразить учебную деятельность и даёт возможность проявить творчество. Особенно увлекательно проходят уроки-дискуссии, где дети высказывают свою точку зрения на определённую проблему и обсуждают её. В методической копилке учителя есть дискуссии «Что значит быть учителем сегодня?», «имею право?» или «Имею право!», «Нужно ли мне высшее образование?», «Отцы и дети: сто лет спустя» и т.д. Естественно проведение таких уроков требует большой отдачи, как учителя, так и учащихся, но зато уроки получаются очень интересными. За свою профессиональную деятельность получаю положительные отзывы от учеников и родительской общественности
С 2009 года я работаю над методической проблемой «Исследовательская деятельность учащихся как фактор развития познавательного интереса к предмету» Эта проблема напрямую связана с задачами нашей школы, в которой развивается моя педагогическая деятельность:
1. Повышение качества образования учащихся на основе личностно – ориентированного обучения с применением информационно-коммуникационных технологий.
2. Повышение качества воспитательной работы на основе пропаганды общечеловеческих ценностей, формирование человека –гражданина интегрированного в современное общество»
Данная тема актуальна, социальна и целенаправленна, так как помогает реализовать следующие положения обучения и воспитания:
1. Активизация и развитие продуктивного мышления личности.
2. Развитие творческих способностей личности.
3. Формирование методов и способов научного познания исследовательских навыков, поисковых процедур.
4. Стимулирование познавательных мотивов интереса, стремление проникнуть в сущность явления, осознание значимости знаний.
5. Развитие способностей к анализу, социальной рефлексии.
6. Адаптации и подготовленности к участию в жизни общества, развитие самостоятельности, креативности мышления.
На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию.
Между тем общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны. Поэтому выпускники средней школы должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности, должны быть социально защищены. И, главное, выпускники должны быть способны к саморазвитию, непрерывному совершенствованию себя.
Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий. В новых технологиях ставка делается на повышение уровня активности учащихся на уроках, что в свою очередь будет способствовать появлению у детей потребности саморазвития, стремления к самовыражению, самоутверждению, самоопределению и самоуправлению.
Однако следует отметить, что психологические исследования все более многочисленных видов активности раскрывают лишь частные, искусственно изолированные друг от друга их проявления. В итоге возникает противоречие: при острой актуальности проблемы активности интерес практиков к результатам многочисленных исследований отдельных ее проявлений падает. Поэтому значительную ценность могут представлять исследования целостной активности человека в конкретной сфере деятельности (например, учебной, спортивной, трудовой).
В педагогике активность, по мнению А.Г. Асмолова, зависит от различного рода ценностей, целей, установок, потребностей, эмоций и прошлого опыта, которые определяют избирательность и направленность деятельности субъекта. Активность как социально обусловленное качество личности не существует сама по себе. Она формируется под воздействием социальных условий и не может проявиться вне опыта человека, особенностей усваиваемых им знаний, навыков, привычек, а также возможности компенсации недостатков. Активность личности существенно зависит от ее задатков, направленности, моральных качеств.
Именно поэтому на протяжении ряда десятилетий нетрадиционной для педагогов остается задача формирования активной, инициативной позиции учащихся в учебном процессе. Ученик может не просто усваивать предлагаемый материал, а познавать мир, вступая с ним в активный диалог, искать ответы и не останавливаться на достигнутом как на окончательной истине.
В развитии дидактики можно выделить два основных направления:
l) модернизация традиционного обучения;
2) инновационный подход к учебному процессу.
С первым направлением связано представление об обучении как управляемом, технологическом процессе с четко обозначенными, детально описанными ожидаемыми результатами.
Со вторым направлением связано представление об обучении как “активном учении” и приобретении учащимися непосредственного и ценного для них познавательного опыта, о новой роли учителя как диагноста, “облегчающего” учебно-познавательную деятельность ученика.
Основным результатом является разработка моделей обучения - модели обучения исследованию, модель учебного проекта, модели учебной дискуссии, игровой модели, модели групповых методов обучения.
© 2015, Андриенко Ольга Викторовна 2192