Я рожден, чтоб
целый мир был
зритель
Торжества иль
гибели моей….
М.Ю. Лермонтов – крупнейший поэт России, основоположник наряду с Пушкиным и Гоголем русской классической прозы.
Воспитывался бабушкой Арсеньевой. Рано столкнулся со смертью самых близких людей, рос болезненным, что обострило в мальчике ощущение трагического несовершенства мира.
Учился в Московском университетском благородном пансионе, Московском университете и Петербургской школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
Служил в гвардии. В 1837 и 1840г. отправлялся в ссылки на Кавказ: 1й раз за стихотворение «Смерть поэта»,
2й – за дуэль с сыном французского посланника де Барантом. В 1840 г. отличился в боевых действиях, но наград не удостоен. Убит на дуэли своим бывшим однокашником Мартыновым.
Писал стихи с 1828 г., но вышел в литературу сравнительно с Пушкиным поздно: начал печататься на 23м году жизни. Систематически печатать стихи стал уже 25-летним.
Характерны для лирики Лермонтова чувства неудовлетворительности действительностью, жажда деятельности, грусть от сознания своего бессилия изменить жизнь, негодование на свое поколение, любовь к жизни, природе и ее красоте.
I задание: Вопросы по биографии Лермонтова. По два человека с каждого класса.
7 «А»: - В каком году родился поэт? (1974г.).
- В каком городе он родился? (В Москве).
7 «Б»: - Где прошло его детство? (В Тарханах, имении бабушки, Елизаветы Александровны Арсентьевой).
- Где учился Лермонтов? (В Московском благородном пансионе, Московском университете, школе гвардейских подпрапорщиков).
7 «В»: - У него было законченное высшее образование? (Нет, в университете он проучился 2 курса).
- Где он служил? (В Гусарском полку корнетом).
7 «Г»: - Когда его отправили в 1-ю ссылку и за что? (В 1837г. за стихотворение «Смерть поэта»).
- А вторая ссылка, за что и когда? (В 1840г. за дуэль с сыном французского посланника де Барантом).
II задание: Узнать из какого произведения данные строчки.
Увы! Он счастия не ищет
И не от счастия бежит!
(«Парус»)
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
(«Бородино»)
Убит!. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
(«Смерть поэта»)
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня!
(«Узник»)
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно
(«Дума»)
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды.
(«И скучно и грустно»)
Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит её рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой.
(«Родина»)
Ночевала тучка золотая
На груди утёса – великана
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.
(«Утёс»)
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
(«Песня про купца Калашникова»)
III задание: Инсценировка любого отрывка из произведения Лермонтова.
IV задание: Прочитать наизусть стихотворение Лермонтова, рассказать историю создания стихотворения, о чем она.
V задание: Лучшая стенгазета по творчеству Лермонтова.
И через всю жизнь проносим мы в душе образ великого поэта – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом.
Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого.