СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Односоставные и неполные предложения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 8 классе.

 

Учитель русского языка и литературы

                                                        Бекирова З.И.

 

 

 Тема:           Односоставные и неполные предложения.

Тип урока:   Повторение и обобщение.

Цели:

Образовательные:  повторение  и обобщение изученного по теме, закрепление навыка употребления односоставных предложений, умения определять их вид, отличать односоставные предложения от неполных; повторение правил орфографии;

         Развивающие:  развитие логического мышления, образного мышления и речи;

Воспитательные:  воспитание культуры речи,  любви к родному языку.

1. Организационный момент.

Приветствие.  Сообщение темы урока.

 

                                                              Ход урока.

2. Проверка домашнего задания.

Написание приставок пре-; при- ;  мягкий знак в разных частях речи.

3. Актуализация опорных знаний.

Блиц-опрос .

Какие предложения называются односоставными, какие двусоставными?

Назовите типы односоставных предложений.

  Чем односоставные предложения отличаются от неполных?  т.д.

       Закрепление  изученного.  Работа с текстом. 

Задание 1.

 Списать текст, определить структуру предложений, выяснить функции односоставных предложений в тексте, вставить пропущенные буквы, составить схемы.

           Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушенный морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие!

      Над глубокими снежными снегами -  голубое небо. Такие радостные краски бывают у нас по утрам. И особенно хороши они сегодня над свежим снегом и зелёным бором.

      (1пр. односоставное, назывное; 2пр. односоставное, определенно-личное, осложненное обособленным определением, выраженным причастным оборотом и т.д.) Требуем от учащихся четких ответов с доказательством.

Задание 2   . (слуховой диктант)

Прослушайте предложения, в тетради запишите только его тип  (1 ученик работает у доски). После выполнения задания -   взаимопроверка.

       1. Двусоставное.

 2. Односоставное:                    а) назывное;                  б) определенно-личное;

      в) неопределенно-личное;        г) обобщенно-личное;        д) безличное.

 

1 Не плачь ты попусту.                               5.Свет луны во все концы.

2. Часам к двум началась гроза.                 6. Непогода и слякоть.                       

3. Хорошо в зимнем лесу.                            7. Хорошо бегать по лесу.

4.  Газеты приносят утром.                     8.  Не грусти, мой друг.

4.         Физминутка

 (игра с мячом  «Назови части речи»)     

5. Редактирование текста. (текст  проецируется на экран).  

Наступила зима. Мороз  сковал льдом реки и озера. Пушистый снег покрыл все вокруг. Улица так и манит нас. Мы берем лыжи и санки и спешим в лес, на ледяные горки. Мы идем и не можем надышаться свежим морозным воздухом.

Задания:

 1) прочитайте текст;

2) охарактеризуйте предложения по наличию главных членов, назовите     грамматические основы;

3) вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы;

4) преобразуйте двусоставные предложения в односоставные;

5) запишите полученный текст;

-Как изменился текст?

-Какому стилю речи свойственны односоставные предложения?

( Примерный текст: Зима.  Мороз.  Пушистый снег вокруг.  Улица манит…)

 (Учащиеся делают вывод: использование коротких простых предложений- это особенность разговорной речи, неполные предложения делают речь экономнее без ущерба для смысла, выразительнее. Неполные предложения, неполнота грамматической структуры, неполнота состава, отсутствие одного или нескольких членов.

1.контекстуально – неполные. Отсутствует член предложения, названный прежде. Это в сложном предложении во 2 части

2 ситуативно-неполные: я буду в красном.(ясно, что платье)

3.диалогически неполные: реплики, может не быть вообще членов,

4.эллиптические: отсутствие глаголов движения является нормой. На дворе дрова.)

  6. Дифференцированное домашнее задание.

Выписать из книги, которую  читаете,  4 предложения  (односоставные  в составе сложного).

1 уровень – определить тип  односоставных предложений .

2 уровень -  выделить грамматические основы.

3 уровень – выполнить полный синтаксический разбор.

7. Рефлексия.

Итог урока. Оценивается работа учащихся.

Категория: Русский язык
30.12.2014 17:56


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!