СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: "Правильное употребление прилагательных в речи."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема:  Правильное употребление прилагательных в речи.

Цели:       - организовать деятельность учащихся по освоению норм употребления

                прилагательных в речи;

              - содействовать развитию умения пользоваться различными лингвистическими словарями;

- содействовать воспитанию коммуникативных умений учащихся.

 

                                               Ход урока.

Учитель:  Здравствуйте. Я представлюсь, зовут меня Татьяна Владимировна, и я проведу у вас урок русского языка.

Мотивация.

Учитель: Для чего мы изучаем русский язык?

Дети: Чтобы писать правильно, читать, быть грамотным.

Учитель: Вы абсолютно правы. Грамотным человек не рождается, этому учат с 1 класса. Давайте  послушаем наших первоклашек..

 " Говорят дети"( видео, дети произносят предложения с неправильным употреблением прилагательных)

Н-р: Я люблю свою маму. Она у меня такая рабочая.

     А мой папа может все сделать, у него руки золотистые.

     А мой брат Петя нарисовал  гайковый  ключ.

Вопросы: - Скажите, что было не так? ( неправильно произнесли слова)

-Назовите эти слова? ( рабочая, золотистые,  гайковый) ( слайд)

- К какой части речи они относятся? ( прилагательные)

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься?

( дети: учиться правильно употреблять прилагательные)

Целеполагание:

Учитель: Действительно, мы сегодня будем учиться правильно употреблять прилагательные в речи. ( слайд тема)

Учитель: И для того, чтобы не делать таких смешных ошибок, правильно произносить слова, мы должны знать нормы литературного языка.

Теория.

У: -  Как вы понимаете, что такое норма? ( правило, образец)

   -  Да, вы правы, посмотрите на экран. ( понятие норма, слайд, дети читают сами)

   -В русском языке выделяют несколько типов норм, но сегодня мы будем работать с орфоэпическими, грамматическими, лексическими ( слайд о нормах)

-  Как вы видите, в русском языке есть и другие нормы, но о них вы поговорите на следующих уроках.

- А теперь мы будем учиться применять эти нормы к прилагательным.

 Практика.

У: Работать будем в группах.

Чтобы наша работа была результативной, будем следовать определенным правилам

.( слайд, правила)

- Вы согласны. Тогда предлагаю начать.

У вас на столах есть необходимый материал для работы и, следуя инструкции,  вы будете выполнять задание. На эту работу, я даю вам 5 минут.

1 группа.  упр.877, орфоэпическая норма

2 группа. упр. 878-, 879  грамматическая норма

3 группа упр. 881 лексическая норма

( подойти и раздать задание жюри)

Группы готовы, и я предоставляю вам слово. Ребята, помните, о том, что все мы слушаем внимательно, так как после выступления группы, вам нужно выполнить задание.

( каждая группа дает полный ответ по инструкции, сопровождение слайдами)

- А теперь, пользуясь нормами, попробуйте правильно употребить  прилагательное: кедровый, сердечный, вы – кремовый (см. слайд.)

Молодцы!

Давайте еще раз обратимся к орфоэпическим нормам ( см. слайд)

Слушаем внимательно, не забываем о правилах работы в группе.

2- я группа( отчет, сверка)

-  Сейчас мы проверим, внимательно ли нас слушали остальные группы.

   Попробуйте вы образовать степени сравнения ( слайд)

   А вы краткую форму слова ( см. слайд)

Хорошо, спасибо.

-Напомните, это были какие нормы? (грамматические)

- Отчет 3 группы и сверка.

-Попробуйте теперь вы, правильно употребить прилагательное, согласовав его с существительным. ( слайд)

У:  Скажите, а чем похожи эти слова? ( одинаковый корень) Вы правы, они однокоренные, но имеют разное значение.

Такие слова в русском языке называются паронимами. ( слайд)

У: Ребята, а как вы думаете, пригодятся ли нам полученные знания в жизни? А для чего?

А при написании статьи, сочинения понадобятся? (да)

У: Ребята, вы, наверное, знаете, что в этом году на область отмечает 75- летний юбилей, и я прелагаю подготовить материалы для газеты: " Моя малая родина"

В газете есть три рубрики:

Окно в природу

По родным местам

Моя малая родина

Каждая группа получает задание.

( 4 мин.)

1 группа  В данном тексте выбирает правильную форму прилагательных.

( слово чабрец, первый предударный произносится " и")

2 группа  Найдите и исправьте ошибки в употреблении прилагательных.

3 группа  Попробуйте создать свой текст, опираясь на опорные слова и, используя свои.

Темные проталины, прошлогодние растения, яркие лучи солнца, глубокие овраги, степные балки, первые степные подснежники, богата, скучный, красивее, свободнейший.

(один ученик из группы читает получившийся текст, остальные слушают и корректируют.)

У: Заметили вы ошибки? Посмотрите на экран, сверьте. ( помещают в газету)

Итог урока. Ну что ж материал для нашей газеты собран. Все рубрики заполнены.

Давайте подведем итог. Чему мы сегодня учились? Как вы считаете, стали ли вы немного грамотнее?

Рефлексия.

Учитель: Я предлагаю проанализировать нашу деятельность.

 Выскажите свое мнение, продолжив любую из предложенных фраз. ( свободный микрофон)

- Я узнал….

-  Самым интересным сегодня на уроке было…

- Сегодня я понял...

- Самым сложным для меня сегодня было…

- Мне захотелось…

Учитель: Я тоже имею право дать оценку урока. Положительно то, что мне приятно было с вами работать, а минус в том, что нам придется расстаться.

Спасибо за сотрудничество.

 

Категория: Русский язык
20.01.2015 13:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!