СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Реализация технологии проблемно – диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы»

Нажмите, чтобы узнать подробности

МБОУ «Кош-Агачская средняя общеобразовательная школа имени В.И.Чаптынова»

 

 

 

 

 

Мастер – класс учителя начальных классов МБОУ

 «Кош-Агачская СОШ имени В.И.Чаптынова»

 

Карановой Айгуль Зайнулловны

 

 

Тема: «Реализация технологии проблемно – диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                       с.Кош-Агач

 

                           Мастер – класс учителя начальных классов МБОУ

 «Кош-Агачская СОШ имени В.И.Чаптынова»

Карановой Айгуль Зайнулловны

Тема мастер – класса

«Реализация технологии проблемно – диалогического обучения в образовательном процессе начальной школы»

Цель

Продемонстрировать использование проблемно – диалогической технологии на уроках.

 

Задачи

1.Раскрыть преимущества  проблемно – диалогической технологии.

2.Проиллюстрировать конкретные приёмы, методы, алгоритм подготовки проблемного урока.

3.Показать особенности реализации технологии проблемного урока.

Представление деятельности учителя

. При переходе обучения  детей по программе «Школа 21века»,  я заметила, что большинство уроков должны быть построены с учётом использования проблемно – диалогической технологии. Я заинтересовалась этой технологией и изучила её.

 

Проблемно-диалогическое обучение позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности.

 Например. Пошагово исследовав знакомый алгоритм, дети выходят к открытию новых знаний, выражают свои мысли по- своему. Учитель лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог, давая точную формулировку новых знаний и знакомя с общепринятой системой обозначения.

Применяя этот принцип, учитель на каждом уроке формирует личность ученика. Введение Федерального государственного образовательного стандарта означает смену образовательной парадигмы: вместо передачи суммы знаний  учитель должен обеспечить развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности.

Технологию проблемно – диалогического обучения можно использовать на любом предмете, прежде всего,  на уроках изучения нового материала.

 

При подготовке проблемного урока учебную проблему можно поставить тремя методами:

1.Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

2. Подводящий к теме диалог.

3. Сообщение темы с мотивирующим приемом.

 

  1. В имитационной игре мы рассмотрим приёмы создания возможных подходов к постановке учебной проблемы на примере одной темы: «Почему появляется удвоенная согласная на стыке приставки и корня», которая изучается по УМК «Школа 21века»  в 3 классе.

Вначале остановлюсь на том, что представляет собой  побуждающий от проблемной ситуации диалог. Расскажу теоретические моменты, затем подтвержу на практике.

 Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Этот метод постановки учебной проблемы требует от учителя последовательного осуществления следующих действий:

·       Создание проблемной ситуации;

·       Побуждение к осознанию противоречия проблемной ситуации;

·       Побуждение к формулированию учебной проблемы;

  • Принятие предлагаемых учащимися формулировок учебной проблемы.

 

 

Например. На уроках математики наиболее часто используется проблемная ситуация с затруднением, которая вызывается  практическим заданием, не сходным с предыдущим. Сначала классу предлагаются задания на пройденный материал, с которыми ученики успешно справляются. Последним заданием предъявляется задание (задача, пример) на новый материал, которое при отсутствии знаний по сегодняшней теме чаще всего вызывает у школьников затруднение. Проблемная ситуация на уроках математики обычно создаётся фронтально, т.е. каждый ученик выполняет задание самостоятельно. Далее учитель разворачивает с классом побуждающий диалог. Для того чтобы ученики осознали противоречие, учитель произносит следующие реплики: «Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Чем это задание (задача, пример) не похоже на предыдущее?». Заканчивается побуждающий диалог одной из двух возможных фраз: « Какой возникает вопрос? Или «Какая будет тема урока?».

На уроках русского языка используется проблемная ситуация с разбросом мнений учащихся, и побуждающий диалог звучит так: «Задание было одно? А как вы его выполнили? Почему получились разные варианты? Чего мы ещё не знаем?»

При создании проблемной ситуации со столкновением мнений на уроках русского языка возможны разные формы организации урока. Эта проблемная ситуация легко создаётся в ходе групповой, парной работы.

Для уроков ОМ наиболее характерными являются  проблемные ситуации с удивлением, возникающие между житейскими представлениями учащихся и научным фактом. Разворачивается с классом побуждающий диалог «Что вас удивило? Что интересного заметили?». Диалог завершается побуждением к формулированию проблемы, которая фиксируется на доске.

 

 

Поиск решения учебной проблемы.

На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путём проб и ошибок.  На уроке математики обычно разворачивается на материале того же задания (задачи, примера), с которым ученики не справились при создании проблемной ситуации. Для уроков математики характерно то, что класс выдвигает все гипотезы сразу и только потом  учащиеся переходят к шагу проверки.

Завершается этап поиска решения озвучиванием нового знания (вывода урока) и сравнением этой ученической формулировки с выводом учебника.

На уроках русского языка каждая ученическая гипотеза проверяется сразу. Диалог начинается общим побуждением, «Какие есть гипотезы?», после чего ученики чаще всего высказывают первую ошибочную гипотезу. Её вполне допустимо проверить устно, поэтому учитель спрашивает «Вы с этой гипотезой согласны? Почему нет?» Если ученики приводят точный аргумент, первый диалогический цикл заканчивается. После первых двух ошибочных гипотез надо подвести к решающей. Если же ребята молчат или высказывают неправильные доводы, то учитель вынужден продолжать диалог подсказкой или даже сообщить сам.

Поиск решения на уроках ОМ обычно более материалоёмкий, чем на уроках русского языка и математики. Для выдвижения гипотез классу могут потребоваться: наглядность (иллюстрации), научные тексты. На уроках окружающего мира уместно организовывать групповую работу учащихся, так как высокая вероятность того, что будет несколько решающих гипотез.

Рассмотрим первую ситуацию (побуждающий диалог)

– Прозвенел звонок веселый,

Всех зовет он на урок.

Ну, ребята, все готовы?

Начинаем точно в срок.

На места мы тихо сядем,

Не нарушим тишину.

Приготовились все слушать,

Я урок сейчас начну.

 

– Вы готовы к новым открытиям? Тогда в путь.

- Посмотрите на слайд. Какие задания Вы можете предложить?

 

в, субботу, ребят, поехала, группа,  за, город

кассе, они, в, билеты, купили

подошел, перрону, к, поезд

быстро, вагоны, пассажиры, вошли, в

вагона, приятно, смотреть, из, окна

(составить из слов предложения, назвать изученные орфограммы)

- Перечислите слова с удвоенной согласной. (Суббота, группа, касса, перрон, пассажиры)

- А как объяснить написание удвоенной согласной в этих словах? (словарное слово, написание, которых надо запомнить)

- А в какой части слова удвоенная согласная? (в корне)

– Из слов составьте предложения..

В субботу группа ребят поехала за город.

Они купили в кассе билеты.

К перрону подошел поезд.

Пассажиры быстро сели в вагоны.

Приятно смотреть из окна вагона.

– Как можно назвать эти предложения одним словом? (текст)

–А ещё как можно? Давайте вспомним урок литературного чтения, литературный жанр, в котором описан один эпизод, в нём мало героев, небольшое по объёму? (Рассказ)             

– Как можно озаглавить наш рассказ?  («Экскурсия за город», «Поездка» и т.д.)

– Посмотрите внимательно и скажите, что объединяет это слово с найденными ранее словами. (Это слова  с удвоенной согласной).

- В какой части слова удвоенная согласная в этом слове?

( дети могут выдвинуть  гипотезу:  удвоенная согласная в корне)

– Какое задание можно выполнить, чтобы доказать свою правоту? (Морфемный разбор слова)

– Что Вы заметили, выполнив это задание? (в слове рассказ удвоенная согласная  на границе приставки и корня).

- Какой вывод вы можете сделать?

(удвоенная согласная встречается не только в корне слова, но и на границе приставки и корня).

- Далее дети определяют тему урока и ставят цель. (Удвоенная согласная на границе приставки и корня.)

- А как вы думаете, какую цель в данном случае могут поставить перед собой дети?

(Цель: учиться правильно,  писать слова с удвоенной согласной на стыке корня и приставки, доказывать правильность написания).

 

 

       Теперь рассмотрим  подводящий к теме диалог.

Этот метод постановки учебной проблемы не требует создания проблемной ситуации. Он представляет собой цепочку вопросов и заданий, которые подводят учащихся к формулированию темы урока.

Данный метод поиска решения учебной проблемы значительно проще, чем предыдущий, поскольку не требует выдвижения и проверки гипотез. Подводящий диалог представляет собой систему (логическую цепочку) посильных ученику вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию нового знания.

 

Рассмотрим вторую ситуацию (подводящий диалог) по этой же теме урока..

– Вспомните слова с удвоенной согласной С, которые мы с вами изучали. А было ли это слово нами изучено? Пока не изучали.

 

Прочитаем слова с удвоенной согласной с, которые предлагаю вам я (кросс, кроссовки, масса, ссора, касса, шасси, шоссе, бассейн)

– В какой части слова находятся эти удвоенные согласные? (в корне)

– Что такое корень? (главная часть слова)

– Какая часть стоит перед корнем? (приставка)

- Давайте дополним этот список другими словами.

Слайд №10(анимация 2,3,4)

– Я задумала слова, приготовила подсказки для вас.

1)В этом слове три орфограммы

В нем спрятался КРОСС, но слово к спорту не относится.

Часто этот род загадок встречается на последних страницах газет и журналов.

( К Р О СС В О Р Д)

- В какой части слова удвоенная согласная?

 

2)Этим именем звали красивого юношу.

Он был так влюблен в себя, что никого и ничего не замечал, а все время смотрел на свое прекрасное лицо, отраженное в воде. В наказание боги его превратили в цветок.(Н А Р Ц И СС )

- В какой части слова удвоенная согласная?

 

3)Литературный жанр, в котором описан один эпизод, одно событие из жизни героев.

В этом произведении мало героев, оно небольшое по объему.

( Р А СС К А З)

-  А в слове РАССКАЗ в какой части удвоенная согласная? Всегда ли удвоенная согласная находится в корне слова?

 Поиск решения (подводящий диалог).

- Давайте определим  в слове рассказ его части.

- Чтобы найти корень, подберите однокоренные слова  (сказать, сказ, сказочка).

- Значит,  какой корень? (-сказ-)

- Что такое рас-?

- Если в слове рассказ приставка РАС-, она встречается в других словах , каких? (расписание, распределение)

-  Почему в слове РАССКАЗ пишется удвоенная согласная? (одной буквой с заканчивается приставка рас-, с другой начинается корень сказ-)

Слайд №11.

- Как вы думаете, это орфограмма? Как она называется? Прочитайте на с. 108 название этой орфограммы (Удвоенные  согласные на стыке приставки и корня.)

- А может в русском языке встречается только одно слово, где удвоенные согласные на стыке приставки и корня?

- Далее идёт наблюдение по учебнику. Дети знакомятся со словами,  используя упражнения данные в учебнике.

Можно провести игру «Исследователи – лингвисты».  Объектами исследования будут слова из упражнения. Дети работают в группах: мальчики должны выписать слова с удвоенными согласными на стыке приставки и корня, девочки с удвоенными согласными в корне. Чья исследовательская лаборатория работает лучше, можно выяснить взаимопроверкой.

 

Сообщение темы с мотивирующим приёмом.

         Это наиболее простой метод постановки учебной проблемы. Он состоит в том, что учитель сам сообщает тему урока, стремясь вызвать интерес учащихся к ней. Для этого можно использовать приём «яркое пятно», которое состоит в сообщении детям интересного материала, связанного с темой урока.

Второй прием «актуальность» - связан с пониманием практической значимости знаний, возможностью использовать приобретённые знания в жизни.

Теперь рассмотрим третью ситуацию (сообщение темы с мотивирующим приёмом)

В данной ситуации можно прочитать  письмо, которое пришло нам  от Хозяйки луга. В нём она хотела рассказать о необычном цветке. Но по дороге письмо попало в руки страшному деду Буквоеду, и он похитил  из некоторых слов буквы.

Если мы сумеем восстановить слова, то они останутся в нашей речи, а если нет, то могут навсегда исчезнуть.

Но дед Буквоед похитил буквы на такое правило, которое мы ещё не изучали, но встречались с этими словами в речи. Хотели бы вы узнать это правило? Чтобы его узнать нам предстоит изучить тему сегодняшнего урока, которая звучит так: «Удвоенная согласная на стыке приставки и корня». Изучив эту тему,  вы сможете помочь этим словам.  .

                               Бес?мертник.

Идёшь на рас?вете по лугу. И незабудки отцвели, и гвоздики, и колокольчики. Совсем нет на полях и лугах цветов. Нет, есть! Вон стоит жёлтенький и до сих пор цветёт. А ведь с дальнего рас?тояния я его и не приметила. Только не летят к нему насекомые. От?ого что он уже высох.

- Далее идёт работа с текстом дети вставляют пропущенные буквы, доказывают правильность написания.

Вывод:

Таким образом, существуют три основных метода постановки учебной проблемы. Различие методов - в характере учебной деятельности школьников и, следовательно, в развивающем эффекте. Побуждающий от проблемной ситуации диалог обеспечивает подлинно творческую деятельность учеников и развивает их речь и творческие способности. Подводящий к теме диалог и сообщение темы с мотивирующим приемом лишь имитируют творческий процесс. При этом подводящий диалог успешно формирует логическое мышление и речь учащихся, а развивающий результат сообщения темы с мотивирующим приемом незначителен.

Но в то же время у всех трёх способов есть и принципиальное сходство: каждый завершается интересной классу учебной проблемой. Ребята хотят искать ответ на вопрос, который поставили сами. Ученики стремятся изучать тему, которую они лично  сформулировали или которой их умело,  заинтриговал учитель. Любым из трёх путей педагог вызывает у школьников интерес к тому новому материалу, который предстоит изучить сегодня.

Таким образом, все эти три метода постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию учащихся.

 

08.01.2015 19:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!