СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Технологические достижения
не стоят ровным счетом ничего, если педагог
не в состоянии их использовать.
Чудеса творят не компьютеры, а учителя
Крейг Баррет
Сотни тысяч разноцветных точек, которые пронизывают пространство системы, передавая информацию, важную и сверх важную, интересную и чрезвычайно захватывающую, а, возможно, теплое приветствие по случаю дня рождения.
Так, наверное, можно представить компьютерную систему нашей планеты. И не обязательно такой, которая хочет захватить власть на планете в свои руки и вовлечь коллапс человеческой цивилизации. В отличие от голливудских режиссеров, компьютер для меня - верный друг и помощник. Мы вступили в XXI век, век совершенных достижений человеческой мысли, время развитых технологий, к которым человечество долго прокладывало путь. И теперь мы должны от всего этого отказаться? Ни в коем случае!
География особый предмет. Его преподавание должно раскрыть тайны мира. География - единственный учебный курс, дающий целостное предоставление о Земле как планете людей. Она формирует и общую культуру, в том числе экологическую; необходима для принятия управленческих решений на всех уровнях. Знания характеризуемой науки необходимы также и для повышения эффективности хозяйства, улучшения качества жизни населения. Она учит, как интегрировать информацию, полученную из множеств источников, пользоваться специфическим международным языком общения - географической картой.
В границах класса и в рамках 45 минут школьного урока сделать это очень трудно. Я стремлюсь всячески расширить возможности в обучении географии и за счет использования компьютерных технологий. Я, как учитель, твердо заявляю, что компьютерные технологии - это будущее образовательного процесса нового тысячелетия. Это тот новый источник, который даст возможность следующим поколениям не только получить качественное образование, но и уютно чувствовать себя в информационном обществе, ведь современная эпоха интеллектуальных технологий, нано технологий, разнообразных инноваций, выдвигает новые ценности, новые требования к уровню знаний, диктует свои условия жизни социума в планетарном масштабе.
Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс, и, в первую очередь, компьютерной техники, позволяет изменять традиционную систему образования. Еще в 1989 году в декларации участников Международного конгресса ЮНЕСКО «Образование и информатика» отмечалось, что новые информационные технологии, становясь неотъемлемой частью культуры современного общества, призваны стать действенным инструментом повышения внутренней и внешней эффективности систем образования. В ряде публикаций последних лет отмечалось, что использование компьютерной техники открывает широкие возможности для оптимизации процесса обучения.
Согласно доктрине национального проекта «Открытый мир ».И целью этого проекта является преодоление образовательного неравенства и создание условий для качественного и доступного образования для каждого школьника, независимо от места его проживания. Суть проекта заключается в создании национальной образовательной информационной сети на основе современных беспроводных технологий, стандартизации и унификации методик обучения, создании централизованной системы обучения и оценки знаний учащихся, а также внедрении информационно-компьютерных технологий в систему управления образовательными учреждениями. Проектом предусматривается, что к 2015 году все общеобразовательные учебные заведения будут обеспечены современным мультимедийным и компьютерным оборудованием и подключены к скоростному Интернету, а ученики получат индивидуальные учебные планшеты.
В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества,доступности и эффективности образования и определяющей водного из направлений формирования ключевых компетентностей учащихся, особо остро встает проблема реализации поставленных задач по географии.Проблема подготовки выпускников,хорошо владеющих компьютерными технологиями,приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники. Потребностью общества в людях, способных быстро ориентироваться в обстановке, способных мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов. Процесс активации учебно-познавательной деятельности базирующийся на практическом опыте и географических знаниях, является основой и залогом формирования этих ключевых компетенций обучающихся.
Внедрение в процесс обучения ИТ обеспечивает доступ к различным к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения,придает ему логический и поисковый характер,а также решает проблемы поиска путей и средств активации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей,стимуляции умственной деятельности. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то что, что центром деятельности становится ученик,который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов,выстраивает процесс познания.Между учителем и учеником складываются «субъект -субъектные » отношения. Учитель часто выступает в роли помощника – консультанта, поощряющего оригинальные находки,стимулирующего активность,инициативу, самостоятельность. Обучение с использованием ИТ является не только сообщение определенной суммы знаний учащихся но и развитием у них познавательных интересов,творческого отношения к делу,стремления к самостоятельному «добыванию »и обогащению знаний и умений,применяя их в своей практической деятельности. Но для эффективной работы необходимо использовать все достижения современных образовательных технологий и соответствующего инструментария. Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач урока. Компьютер не заменяет учителя, учебник или карту, но коренным образом меняет характер педагогической деятельности. И нет никаких сомнений в том, что введение в школе в качестве одного из основных инструментов для работы с самой разнообразной информацией компьютера – это веление времени и диктуется оно поступательным движением развития общества. Но при всем этом компьютер есть и всегда останется лишь базой данных, и чтобы извлечь из него знания, как из любой другой базы, необходим учитель.
Невозможно воспитать технически грамотных людей — даже предоставив ученикам средних школ самое современное компьютерное оборудование, — не обеспечив должного уровня преподавания. И роль учителя в основном должна быть направлена на то, чтобы дать обучаемым необходимые опорные знания, с помощью которых, на уровне своей реальной подготовленности ученик сможет развивать их с использованием компьютера.
При организации и проведении занятий и контроля, при подготовке к уроку учитель затрачивает массу дефицитного времени на поиск и систематизацию материала, который позволяет сделать урок современным и интересным как с содержательной, так и познавательной стороны для всех учащихся. При возможности использования компьютера как базы данных сама база должна непрерывно пополняться и обновляться, этот трудоемкий, а зачастую и просто рутинный процесс значительно сокращается при грамотном использовании современных информационных технологий. Но чтобы это стало реальностью, учитель сам должен приобрести необходимые знания и умения.
В общеобразовательной школе информационные технологии можно использовать главным образом, в двух направлениях:
1. компьютер как объект изучения на уроках информатики
2. компьютер как субъект образовательного процесса, включающий использование информационных технологий на уроках других дисциплин.
Компьютерные технологии открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современного компьютера и телекоммуникаций. Цели, которые могут быть достигнуты в данной технологии таковы:
1. формирование умений работать с информацией
2. подготовка личности "информационного общества"
3. формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения
4. возможность глубокого и полного усвоения учебного материала
Вопрос о качестве образования постоянно находится в зоне внимания преподавателей школы. Но на современном этапе данная проблема обострилась, особенно в системе развития процессов профессионализации образования и стала доминирующей по сравнению с другими. Школа с опорой на информатизацию обеспечивает проектирование и прогнозирование новых качественных моделей образования, качественного результата, в частности: развитие профессиональной направленности, компетентности, конкурентоспособности, индивидуальности выпускника школы.
Человечество стремительно вступает в принципиальной новую для него информационную эпоху, которая характеризуется возрастающей ролью информационной сферы, выступающей в качестве системообразующего фактора, активно влияющего на состояние и развитие всех сфер жизнедеятельности человека. Поэтому информатизация образования сегодня является обязательным условием создания интеллектуальной базы грядущего информационного общества.
© 2015, Глушкова Ольга Владимировна 343