СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Филиал АО «НЦПК «?рлеу»
ИПКПР по Алматинской области
Енбекшиказахский район
Тема СРС: «Конструирование урока руского языка с использованием
продуктивных методов обучения»
(на тему: «Причастие как особая форма глагола» 7 класс)
Разработчик: Абдулла А.А.,
учитель русского языка и литературы
СШ им. Т.Аубакирова
Алматы – 2015
Тема СРС: «Конструирование урока русского языка с использованием продуктивных
методов обучения» (на тему: «Причастие как особая форма глагола» 7 класс)
Цель СРС: Предложить модель с использованием продуктивных методов проблемного обучения
«Учение без мысли – напрасный труд»
Конфуций
Вся жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, неожиданностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Следовательно, нужно все более глубокое познание мира, открытие в нем все новых и новых процессов, свойств и взаимоотношений людей и вещей. Поэтому какие бы новые веяния, рожденные требованиями времени, ни проникали в школу, как бы ни менялись программы и учебники, формирование культуры интеллектуальной деятельности учащихся всегда было и остается одной из основных общеобразовательных и воспитательных задач.
Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений. Успех интеллектуального развития школьника достигается главным образом на уроке, когда учитель остается один на один со своими воспитанниками. И от его умения «и наполнить сосуд, и зажечь факел», от его умения организовать систематическую познавательную деятельность зависит степень интереса учащихся к учебе, уровень знаний, готовность к постоянному самообразованию, т.е. их интеллектуальное развитие, что убедительно доказывает современная психология и педагогика. Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.
В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнении: традиционные формы обучения устарели, чтобы овладеть вниманием современных учащихся, надо их прежде всего удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к предмету.
Учителя постоянно беспокоит вопрос: как построить урок наиболее рационально для развития общеучебных и предметных умений.
Я предлагаю урок с применением методов проблемного обчения, проведенный в 7 классе по теме «Причастие как особая форма глагола ».
Цели урока: Познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола.
Задачи урока:
грамматическим значением причастий, синтаксической ролью;
Ожидаемые результаты:
Тип урока: сообщение новых знаний
Методы урока: репродуктивный, частично-поисковый, продуктивный;
Приемы: аргументировать, рассуждать, находить, выделить, подчеркнуть;
Форма организации урока: Практическое занятие, работа в группах, индивидуальная работа
Технология: элементы проблемного обучения
Дидактическое обеспечение урока: Задания: І уровень, ІІ уровень, ІІІ уровень, тестовый материал, анаграмма, Текст «Сырмак» стр.95.
Оборудование: слайды, карточки
Литература: программа «Русский язык в школах с нерусским языком обучения. 5-11 классы.», учебник для 7 класса общеобразовательной школы с казахским языком обучения. Алматы, «Атам?ра»2003г.
На данном уроке я использовала элементы проблемного обучения, виды речевой деятельности: репродуктивные – чтение и слушание, продуктивные – говорение и письмо. Применила технологию дифференцированного обучения
Структура урока:
Ход урока
І. Актуализация прежних знаний
Создать благоприятную атмосферу в классе
Учитель: Какие части речи вы знаете в русском языке?
Учащиеся: самостоятельные (имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие, местоимение; служебные: союзы, предлоги).
Учитель: По какому плану обычно строилось их изучение, давалась характеристика?
План характеристики части речи.
I.Общее значение.
II.Морфологические признаки: постоянные и непостоянные.
III.Синтаксическая роль.
Учащиеся отвечают
Блиц-опрос
1.Что такое глагол? Что он обозначает?
2.Что такое неопределенная форма глагола?
3.Что такое вид глагола?
4.Как изменяется глагол в настоящем времени?
5.Как изменяется глагол в прошедшем времени?
6. Как изменяется глагол в будущем времени?
7. Какие личные окончания имеют глаголы І спряжения?
8. Какие личные окончания имеют глаголы ІІ спряжения?
9.Какие наклонения имеет глагол?
10.Какую основную синтаксическую функцию выполняет глагол в предложении?
ІІ. Создание проблемной ситуации. Мотивация учебной деятельности. Слово учителя
Во время завоевательных походов в Малой Азии Александр Македонский, пройдя Ликию и Памфилию, вступил в столицу Фригии Гордион и остановился здесь на отдых. В Гордионе Александру показали повозку, которая якобы принадлежала фригийскому царю Гордию. Тому, кто сумеет развязать узел на её ярме, было предсказано владеть Азией. Александр не смог развязать узел, и тогда он вынул меч и одним ударом разрубил его. Отсюда и пошло выражение «разрубить гордиев узел», то есть преодолеть трудности, решить задачу.
IІІ. Постановка учебной задачи
Формулировка темы урока учащимися (постановка проблемной ситуации) 1) Слово учителя Сегодня мы с вами тоже будем преодолевать трудности и решать задачи на пути к новой теме. Слайд №1
Учитель: Скажите, пожалуйста, чем отличаются эти два предложения?
Учащиеся: В 1-ом предложении выделенные слово – читает, выражено глаголом.
Учитель: А во 2-ом предложении чем выражено?
От какой части образовано это слово? Что означает?
Учащиеся: В 1-ом.
Учитель: В каких предложениях есть и основное, и добавочное действие?
Учащиеся: Во 2-ом.
Учитель: Какой частью речи выражено основное действие?
Учащиеся: Глаголом.
Учитель: Добавочное? Что это за часть речи? Не знаете? Хорошо, вот вам стихотворение-подсказка:
Вот свойство моё обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное, На все вопросы его отвечаю. Глагол по значению напоминаю.
2) Метод предположения («Мозговая атака») Слайд №2
Сформулируйте тему нашего урока.
Учащиеся: Причастие
Слово учителя: посмотрите слайд Слайд № 3
ІV. «Открытие » новых знаний.
Причастие- это особая форма глагола,которая обозначает действие, но представляет его в виде признака лица или предмета.
Причастие имеет грамматические признаки:
Глагола ( Слайд № 4)
поднимающий (что?) сумку –в.п
Прилагательного (Слайд № 5)
какой?
Учащиеся: В предложении являются определением.
Учитель: Правильно. (Слайд № 6) В предложении причастия выполняют роль определения: Например: В воздухе стоял морозный блеск, захватывающий при дыхании горло.
2)Индивидуальная работа. Заполните таблицу.
|
|
|
І спрпиш-ут |
-ущ- (-.-) |
|
ІІ спрдерж-ат |
-.- (-ящ-) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прошедшее время |
|
|
Хранить |
Исполня-ет (І спр) |
|
|
|
Прошедшее время |
|
|
Прочитать Открыть |
|
|
. |
Учитель: Как изменяются причастия?
Учащиеся: При помощи суффиксов.
Учитель: Назовите суффиксы.
-ем- (Іспр) -им-ІІ спр), -нн-, -ённ-,-енн-, -т-.
Слайд №7
Учитель: Изменение причастий при попощи суффиксов -ущ- (-ющ-),-ащ- (-ящ-) называются Действительные причастия настоящего времени
Изменение причастий при попощи суффиксов -вш-, -ш- называются Действительные причастия прошедшего времени
Слайд № 8
Учитель: Изменение причастий при попощи суффиксов -ем- (Іспр) -им-ІІ спр) называются Страдательные причастия настоящего времени
Изменение причастий при попощи суффиксов -нн-, -ённ-, -енн-, -т-.
называются Страдательные причастия прошедшего времени
Человек,который изучает-изучающий
Человек,который рассказывает-рассказывающий
Человек,который думает-думающий
Человек, который бросил-бросивший
Человек, который убежал-убежавший
Беседа по тексту, определить тип текста:описание,повествование,рассуждение?
Разделить на смысловые части.
2.Упражнение. От данных глаголов образуйте действительные причастия настоящего времени
Образец: выполнять-выполняют-выполняющие
подгонять, стачивать,ломать,увлекать,решать.
І уровень
1 Продолжи: причастие- это.., которая обозначает..,отвечает на вопросы.
2.Распредели причастия по разрядам: читающий,охраняемый,пробежавший,засеянное,открытый,любящий.
3. Выпиши словосочетания с действительными причастиями настоящего времени.
ІІ уровень
ІІІ уровень
Подгоняемая ветром лодка быстро уходило в море.
Пожелтевшие листья разноцветным ковром устилали все дорожки в парке.
1. Укажи причастие: а) золотистый б) золотой в)позолоченный
2. Причастия имеют признаки:
а)прилагательного и существительного;б) существительного и глагола;
в) глагола и прилагательного
3. В предложении причастие является
а) подлежащим;б)определением;в) обстоятельством
4. Укажи суффиксы действительных причастий
а) –ем,-ом,-нн;б) –вш,-т,-ш;в)-ащ,-ящ;
5. Укажи суффиксы страдательных причастий
а) –ом,-ем,-ющ;б) –ущ,-ащ,-ящ;в) –т,-нн,-енн;
Замените полные причастия краткими.Обозначьте грамматическую основу полученных предложений.
Созданное произведение- произведение создано
Сожённая рукопись,прочитанный роман, произнесённое словоо, изобретённый метод, нерешенная задача, невыполненные упражнения.
Давайте все вместе попробуем сочинить стихотворение по заданному началу
Шарик,который летит- летящий,Снежок, который хрустит- хрустящий
Ручей,который журчит-..,Речь,которая звучит-..
Итак,что мы узнали о причастии?
Какие признаки имеет причастие?
Какие формы имеет причастие? При помощи каких суффиксов образуются причастия?
Домашнее задание
1.Выучить правило. Привести примеры
2.Упр 4,5 (из учебника) стр97
VII. Рефлексия.
- Попрошу детей показать только жестами и мимикой «как прошло занятие?»
Учитель просит учеников закончить некоторые из предложений:
1) А вы знаете, что сегодня на уроке я
2) Больше всего мне понравилось
3) Самым интересным сегодня на уроке было
4) Самым сложным для меня сегодня было
5) Сегодня на уроке я почувствовал
6) Сегодня я понял
7) Сегодня я научился
8) Сегодня я задумался
9) На будущее мне надо иметь в виду
Мною был представлен урок с элементами проблемного обучения. Каждый урок должен быть направлен не только на изучение теоретического материала и формирование умений, но и на организацию умственной деятельности учащихся, которая способствует интеллектуальному развитию.
Решение таких познавательных задач требует от ученика хорошего знания. Параллельно с приобретением знаний такой подход активно формирует у школьников умения наблюдать факты и явления, обобщать, делать выводы, высказывать собственные мысли и обосновывать суждения, отстаивать их.
Такая форма работы, обеспечивает активность, сознательность, самостоятельность учебной деятельности школьников. Необходимо чаще создавать на уроке проблемные ситуации, ставить учащихся перед необходимостью доказывать, аргументировать, убеждать, критиковать; чаще практиковать формы самостоятельной работы школьников на уроках, учить их рациональным приемам организации учебной деятельности.
Литература:
© 2015, Абдулла Айнаш Абдуллаевна 1147