СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина на первой ступени обучения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Воспитание и социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина на первой ступени обучения»

Автор: учитель начальных классов Багова М.М.

«В младшем возрасте, когда душа

очень податлива к эмоциональным

воздействиям, мы раскрываем

перед детьми общечеловеческие

нормы нравственности, учим их

азбуке морали»

В.А.Сухомлинский

Развивать культуру поведения и нравственность в современных школьниках считаю одной из самых важных и актуальных задач. Ведь младший школьный возраст - время приобретения ребенком знаний, которые включают в себя усвоение общественных норм и правил, а также способов действий в различных ситуациях. Именно в начальной школе дети учатся принимать дружбу и авторитет, учитывать множество предписаний и правил.

И школе принадлежит приоритетная роль в становлении личности. Я считаю, что основным стержнем в общей системе всестороннего развития личности является духовно –нравственное воспитание.

На уроках в постоянном общении с учителем и формируется нравственность ребёнка, обогащается его жизненный опыт, взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация.

Современный ребёнок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем чётких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой

благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе развития и воспитания.

Целью развития духовно-нравственного воспитания является: формирование устойчивых нравственных качеств личности школьника. Исходя из этих целей, я ставлю следующие задачи: - прививать воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды, - помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали; - помочь осознать свой личный опыт поведения.

Формирование основ нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет и не может быть главных и неглавных предметов.Важно помнить о том, что воспитывают не только содержание, методы и организация обучения, учитель, его личность, знания, убеждения, но и та атмосфера, которая складывается на уроке, стиль отношений педагога и детей, качество отношений детей друг к другу. Для достижения успеха в области духовно-нравственного развития и воспитания в начальной школе важно организовать учение как коллективную деятельность, пронизанную высоконравстенными отношениями. В этом плане велика роль уроков литературного чтения.

Я наблюдаю, как на моих уроках литературного чтения дети приучаются к самостоятельной работе, для успешного осуществления которой соотносят свои усилия с усилиями других, учатся слушать и понимать своих товарищей, сопоставляют свои знания со знаниями остальных, отстаивают мнение, помогают и принимают помощь. Также дети переживают вместе острое чувство радости от самого процесса получения новых знаний, огорчения от неудач, ошибок. На уроках литературного чтения я практикую сочинения-рассуждения о нравственных понятиях: совесть, милосердие, сострадание и т.д.

Уроки литературного чтения формируют творческое мышление, прививают любовь к родной культуре, воспитываются доброта, сопереживание, осмысливаются общечеловеческие ценности, поднимается планка духовно-нравственного воспитания и интеллектуального развития ребёнка.

На уроках русского языка учащихся знакомятся с прекрасными образцами устного народного творчества. Это пословицы и поговорки. Пословицы хвалят положительные качества человека, порицают его недостатки. С особой силой выражаются в пословицах любовь к Родине и забота о ней.

Стоит отметить, что все уроки системы УМК «Перспективная начальная школа» воспитывают в детях благородное отношение к своему Отечеству, к своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Содержание уроков окружающего мира позволяет во всей широте раскрыть в ребёнке духовность и нравственность.

В учебниках УМК постепенно через их содержание выстраивается и формируется гражданская идентичность. На окружающем мире в 1 классе дети знакомятся со стилизованной картой нашей страны, государственной символикой (герб, гимн, флаг), проводят первую заочную экскурсию по Москве. Ученики знакомятся с особенностями государственного гимна нашей страны. Во втором классе дети встречаются с такими темами, как «Конституция», «Твои права и обязанности». Постепенно к четвёртому классу у детей формируется представление о гражданской ответственности.

Одной из важнейших задач УМК «Перспективная начальная школа» является развитие у ребёнка интереса, переходящего в потребность к познанию, изучению своей страны, её прошлого и настоящего, её природы и общественной жизни. Её культурного и духовного величия. Учебник по окружающему миру носит культурологический характер. Вся информация об истории нашей страны, общественных отношениях рассматриваются с культурологической точки зрения. За четыре года обучения дети проходят длинный путь культурного развития.

Включение проектной работы в урочную и внеурочную деятельность формирует у детей активную жизненную позицию. Ведь научные выступления готовятся не только самого себя, но и для более младших школьников. В четвёртом классе ученики сравнивают мифологические представления о происхождении мира древних славян и башкир. На окружающем мире сравнивают обычаи проводов зимы у разных народов, проживающих на территории России.

Чтобы достичь ожидаемых результатов также проводятся классные часы и лицейские мероприятия. Также большую помощь в духовно-нравственном воспитании оказывает социально-психологическая служба нашего лицея.

. В своей работе стараюсь придерживаться Азбуки морали, которую предлагает В.А.Сухомлинский: • Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. • Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром. • Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить. • Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца - они дали тебе жизнь. • Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей. . Работу по формированию духовно –нравственных ценностей у учащихся, проводится систематически в течение учебного года. Наши ученики отличаются воспитанностью, добротой, умением трудиться и жить в коллективе. Используемая литература: 1. Крайг Г. Психология развития. Спб, 2000. 2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1999. 3. Психическое развитие младших школьников. М, 1990. 4. Интернет-ресурсы.

06.01.2017 23:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!