СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Часть 2
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
«Начало российской истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай: славяне добровольно уничтожают свое древнее народное правление и требуют государей от варягов, которые были их неприятелями.
Мы думаем, что варяги, овладевшие странами чуди и славян за несколько лет до того времени, правили ими без угнетения и насилия, брали дань легкую и наблюдали справедливость. Господствуя на морях, имея в IX веке сношение с Югом и Западом Европы, варяги, или норманны, долженствовали быть образованнее славян и финнов, заключенных в диких пределах Севера, могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для народа. Бояре славянские, недовольные властию завоевателей, которая уничтожала их собственную, возмутили, может быть, сей народ легкомысленный, обольстили его именем прежней независимости, вооружили против норманнов и выгнали их; но распрями личными обратили свободу в несчастье, не умели восстановить древних законов и ввергнули отечество в бездну зол междоусобия. Тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении норманнском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость; и славяне, убежденные — так говорит предание — советом новгородского старейшины Гостомысла, потребовали властителей от варягов.
Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться. Держава трех владетелей от Белоозера простиралась только до Эстонии и Ключей Славянских, где видим остатки древнего Изборска. Сия часть нынешней С. -Петербургской, Эстляндской, Новгородской и Псковской губерний была названа тогда Русью, по имени князей варяго-русских.»
20. Назовите источник и автора этого документа. О событиях какого века
говорится в документе?
21. О каком событии идёт речь в отрывке? Что послужило его причиной? Укажите не менее двух причин.
22. Каковы были последствия описанного в историческом источнике события? Назовите не менее трёх последствий.
Ответ:
20. Может быть указано, что
1) название документа — «История государства Российского»;
2) автор — Карамзин Н.М.;
3) IX в.
21. Речь идёт о призвании варягов.
Могут быть приведены следующие причины:
1) «распрями личными обратили свободу в несчастье, не умели восстановить древних законов и ввергнули отечество в бездну зол междоусобия»;
2) «нужда в благоустройстве и тишине»;
3) «вспомнили о выгодном и спокойном правлении норманнском».
22. Могут быть названы следующие последствия:
1) Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, согласились принять власть над людьми.
2) Держава трех владетелей от Белоозера простиралась только до Эстонии и Ключей Славянских.
23. Князь Святослав постоянно находился в походах, искал лишь славы, «чужих земель», а своей землёй пренебрегал.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения.
Ответ:
Аргументы в подтверждение:
1)Князь Святослав действительно большую часть времени находился в походах: завоёвывал Дунайскую Болгарию, разгромил Хазарский каганат и Волжскую Булгарию, воевал с Византией.
2)Святославу не нравилось, что столицей Руси являлся Киев- слишком далеко находился он, считал Святослав, от пересечения торговых путей. Мечтал столицей сделать Переяславец - завоёванный город в Дунайской Болгарии. Однако не получил на то согласия Ольги.
24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.
В Древней Руси не было предпосылок для образования государства, поэтому и были призваны варяги, чтобы создать его.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.
Ответ:
Аргументы в подтверждение:
1) На Руси не было центральной власти, которая распространялась бы на всю страну, племена были разрозненны. Варяги действительно были призваны править на Руси, о чём свидетельствует «Повесть временных лет», положили начало объединения славянских племён на севере страны. Не случайно представители норманнской теории утверждают, что годом образования государства следует считать 862 год - начало правления Рюрика.
2)Варяги были более развитым народом, имели разветвлённую сеть управления, что и привнесли на Русь.
Аргументы в опровержение:
1)На Руси складывалась система племенных союзов, происходил активный переход от родовой к соседской общине - всё это необходимо было для объединения сил против набегов врагов, в первую очередь – против хазар.
2)Начинали создаваться племенные центры, которые в будущем станут крупными городами Руси. В данных центрах складывалась чёткая система управления, прежде всего это князь и его дружина.
25. Вам необходимо написать сочинение об ОДНОМ из периодов истории Древней Руси: 1) IХ век 2) Х век 3) ХI век.
В сочинении необходимо:
– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории Древней Руси;
– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.
Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
© 2016, Меркулова Светлана Леонидовна 4850