СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тест ЕГЭ по истории 2 часть Причины, последствия и оценка образования Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Часть 2

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20-22. Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

«Начало российской истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай: славяне добровольно уничтожают свое древнее народное правление и требуют государей от варягов, которые были их неприятелями.

Мы думаем, что варяги, овладевшие странами чуди и славян за несколько лет до того времени, правили ими без угнетения и насилия, брали дань легкую и наблюдали справедливость. Господствуя на морях, имея в IX веке сношение с Югом и Западом Европы, варяги, или норманны, долженствовали быть образованнее славян и финнов, заключенных в диких пределах Севера, могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для народа. Бояре славянские, недовольные властию завоевателей, которая уничтожала их собственную, возмутили, может быть, сей народ легкомысленный, обольстили его именем прежней независимости, вооружили против норманнов и выгнали их; но распрями личными обратили свободу в несчастье, не умели восстановить древних законов и ввергнули отечество в бездну зол междоусобия. Тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении норманнском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость; и славяне, убежденные — так говорит предание — советом новгородского старейшины Гостомысла, потребовали властителей от варягов.

Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться. Держава трех владетелей от Белоозера простиралась только до Эстонии и Ключей Славянских, где видим остатки древнего Изборска. Сия часть нынешней С. -Петербургской, Эстляндской, Новгородской и Псковской губерний была названа тогда Русью, по имени князей варяго-русских.»

20. Назовите источник и автора этого документа. О событиях какого века

говорится в документе?

21. О каком событии идёт речь в отрывке? Что послужило его причиной? Укажите не менее двух причин.

22. Каковы были последствия описанного в историческом источнике события? Назовите не менее трёх последствий.

Ответ:

20. Может быть указано, что

1) название документа — «История государства Российского»;

2) автор — Карамзин Н.М.;

3) IX в.

21. Речь идёт о призвании варягов.

Могут быть приведены следующие причины:

1) «распрями личными обратили свободу в несчастье, не умели восстановить древних законов и ввергнули отечество в бездну зол междоусобия»;

2) «нужда в благоустройстве и тишине»;

3) «вспомнили о выгодном и спокойном правлении норманнском».

22. Могут быть названы следующие последствия:

1) Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, согласились принять власть над людьми.

2) Держава трех владетелей от Белоозера простиралась только до Эстонии и Ключей Славянских.

23. Князь Святослав постоянно находился в походах, искал лишь славы, «чужих земель», а своей землёй пренебрегал.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения.

Ответ:

Аргументы в подтверждение:

1)Князь Святослав действительно большую часть времени находился в походах: завоёвывал Дунайскую Болгарию, разгромил Хазарский каганат и Волжскую Булгарию, воевал с Византией.

2)Святославу не нравилось, что столицей Руси являлся Киев- слишком далеко находился он, считал Святослав, от пересечения торговых путей. Мечтал столицей сделать Переяславец - завоёванный город в Дунайской Болгарии. Однако не получил на то согласия Ольги.

24. В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.

В Древней Руси не было предпосылок для образования государства, поэтому и были призваны варяги, чтобы создать его.

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Ответ:

Аргументы в подтверждение:

1) На Руси не было центральной власти, которая распространялась бы на всю страну, племена были разрозненны. Варяги действительно были призваны править на Руси, о чём свидетельствует «Повесть временных лет», положили начало объединения славянских племён на севере страны. Не случайно представители норманнской теории утверждают, что годом образования государства следует считать 862 год - начало правления Рюрика.

2)Варяги были более развитым народом, имели разветвлённую сеть управления, что и привнесли на Русь.

Аргументы в опровержение:

1)На Руси складывалась система племенных союзов, происходил активный переход от родовой к соседской общине - всё это необходимо было для объединения сил против набегов врагов, в первую очередь – против хазар.

2)Начинали создаваться племенные центры, которые в будущем станут крупными городами Руси. В данных центрах складывалась чёткая система управления, прежде всего это князь и его дружина.

25. Вам необходимо написать сочинение об ОДНОМ из периодов истории Древней Руси: 1) IХ век 2) Х век 3) ХI век.

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории Древней Руси;

– указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории.

Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Категория: История
04.01.2016 21:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!