Вариант 16
Часть 2
Прочтите текст и выполните задания 2-14
(1)Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере. (2) Созвездия, холодные, как крупинки льда, плавали в воде. (3) Утки зябли в зарослях и крякали всю ночь.
(4) Деду не спалось. (5) Он поставил самовар – от него окна в избе сразу запотели.
(6) В сенях мирно спал заяц, дедов любимец, и изредка во сне громко стучал задней лапой по гнилой половице.
(7) Мы пили чай ночью, дожидаясь нерешительного рассвета, и за чаем дед поведал мне историю о зайце.
(8) В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. (9) Леса стояли сухие, как порох. (10) Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. (11) Дед выстрелил в него, но промахнулся, и заяц удрал.
(12) Дед огорчился и пошёл дальше. (13) Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. (14) Поднялся ветер. (15) Дым густел – стало трудно дышать.
(16) Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идёт прямо на него. (17) Ветер перешёл в ураган. (18) Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью.
(19) Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени.
(20) Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. (21) Он бежал медленно и волочил задние лапы. (22) Потом только дед заметил, что они у зайца обгорели.
(23) Ларион обрадовался зайцу, будто родному. (24) Дед, старый лесной житель, знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. (25) Гибнут они только тогда, когда огонь их окружает.
(26) Дед бежал за зайцем, плакал от страха и кричал: «(27) Погоди, милый, не беги так-то шибко!»
(28) Заяц вывел деда из огня. (29) Когда они выбежали из леса к озеру, то оба упали от усталости. (30) Дед подобрал зайца и понёс домой. (31) У зайца были опалены задние ноги и живот. (32) Дед вылечил его и оставил у себя.
(33)–Этот заяц, – сказал дед, – спаситель мой: я ему жизнью обязанный. (34) Я, можно сказать, благодарность ему оказывать должен, а ты говоришь – бросить.
(35) Так и живут вместе – старый дед Ларион, его внук Ванька да заяц с рваным ухом.
(
Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968 гг.) – русский советский писатель, современные читатели в большей степени знают такую грань его творчества, как повести и рассказы о природе для детской аудитории, особое место в его творчестве занимают произведения о Мещерском крае.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему старый дед Ларион, его внук Ванька и заяц с рваным ухом «так и живут вместе»?»
1) Деду и его внуку жаль было выгонять больного зайца, который из-за рваного уха плохо слышал.
2) Дед и его внук полюбили зайца, который в трудную минуту спас деду жизнь, и заяц тоже привязался к вылечившим его людям.
3) Дед и его внук приняли зайца в свою семью, так как заяц был ещё совсем маленький и остался один.
4) Дед и его внук оставили у себя зайца вместо собаки: ночью он спал в сенях и сторожил дом.
Ответ: ___________________________
Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью.
2) Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц.
3) Ларион обрадовался зайцу, будто родному.
4) Дед бежал за зайцем, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!»
Ответ: ___________________________
Из предложений 7-11 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от рядом стоящего согласного.
Ответ: ___________________________
Из предложений 3-6 выпишите слово, в котором правописание суффикса зависит от приставки.
Ответ: ___________________________
Замените разговорноеслово удралв предложении11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ: ___________________________
Замените словосочетание дедов любимец(предложение 6), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: ___________________________
Выпишите грамматическую основу предложения 18.
Ответ: ___________________________
Среди предложений 9-13 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите его номер.
Ответ: ___________________________
В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводной конструкции.
Я,1можно сказать,2 благодарность оказывать должен,3а ты говоришь – бросить. Так и живут вместе – старый дед Ларион,4его внук Ванька да заяц с рваным ухом.
Ответ: ___________________________
Укажите количество грамматических основ в предложении 19.
Ответ: ___________________________
В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённогопредложения.
Леса стояли сухие,1как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. Дед выстрелил в него,2но промахнулся,3 и заяц удрал.
Ответ: ___________________________
Среди предложений 16-19 найдитесложноподчиненное предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________
Среди предложений 1-5 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите его номер.
Ответ: ___________________________
Часть 3
Как Вы понимаете значение словаБЛАГОДАРНОСТЬ?Сформулируйте ипрокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что значит быть благодарным?», взяв в качестве тезисаданное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два)примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашегожизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностьюпереписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, тотакая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.