СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тетрадь в клеточку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ну, вот, друзья мои, мы встретились снова. Узнали меня? Да, да! Я та самая «тетрадка в клеточку», которая проходит с вами путь с раннего детства до убеленной сединами мудрости. Я всегда была рядом с вами: и когда вы «украшали» меня каракулями, и когда выстраивали на моих страницах цифры открытий. Иногда на моих листочках вы назначали свидания, иногда рисовали смешные рожицы, а иногда доверяли свои самые сокровенные тайны. Каждая моя клеточка как человек, а страницы как человеческие сообщества, как целые государства. И все они учатся. Учатся постоянно: впитывая и передавая знания, навыки, опыт.

Учить – это значит наставлять, побуждать, вести к какой-либо цели, помочь найти правильный путь к ней.

Учиться – это с радостью брать предложенное пиршество знаний, хотеть ещё и ещё, упиваться блаженством открытий, не опускать рук при неудачах и верить, что самое интересное ещё впереди.

Как много труда это требует! Вот и на моих страницах между клеточками «ученье» и «труд» стоит союз «и», а я бы поставила «тире», подчеркнув, что понятия эти не соседствуют, а сутью своей взаимозаменяемы, объединены в единое целое. Потребность в усвоении нового, в овладении новыми действиями, умение видеть причину и следствие, сделать правильные выводы, понять цель, исправить ошибки, найти средства – все это и многое другое является тем могучим потоком, который зародился с появлением человека и мчит его в будущее. А что ведет вас по этому пути? Что является яркой путеводной нитью? Что помогает вам на оступиться, не сойти с дистанции, что поддерживает вас при неудачах и ликует в минуты вашего триумфа?

Конечно, ШКОЛА.

Как мои клеточки объединяются в страницы и листы, так и школа объединяет разные направления, предметы, приемы и методы. Суть школы полифонична, как музыка И.-С. Баха. Вы можете увидеть ее отдельные части, каждая из которых по-своему значительна, и в то же время, как с высоты птичьего полета охватить ее в целом, представив картину прекрасного мира. Мира, в котором определяющим стержнем является УЧЕНИК И УЧИТЕЛЬ

Именно для них и вокруг них строится та система, которая призвана готовить к жизни ребенка. Задачи образования, облачаемые в разные одежды, остаются неизменными: школа помогает, прививает, дает необходимый запас знаний, умений и навыков и, главное, ориентирует детей в социальной сфере общества. Разве может будущее изменить эту суть? Вряд ли. А вот форма и содержание школы изменятся обязательно. Они уже сейчас меняются так быстро, что я иногда не успеваю это заметить. И только поняв, что я бываю нужна все реже и реже, только увидев, что все чаще обходятся без меня, шелест моих листочков наполняется легкой грустью и желанием как можно дольше быть нужной школе, учителям и ученикам. Ведь я так много видела и знаю! Я могу представить себе человека будущего, в котором гармонично соединятся и духовное начало, и физическое совершенство. Я могу показать путь, по которому пойдет школа. Школа, где основной идеей станет идея гуманизма, а значит, взаимопонимания и доброты.

Хотя я и тетрадь, в первую очередь для математики, но мне хотелось бы, чтобы на начальном этапе обучения превалировали предметы гуманитарного цикла и образовательной области «искусство». Как часто на моих страницах маленькие руки, которые еще не очень твердо держат карандаш или ручку, вместо того, чтобы старательно выводить цифры, разрисовывали задачки, пытаясь в рисунках найти ответ. Как часто ребятишки тихонечко подпевали своим размышлениям. Развитие сферы чувств маленького человека – это и есть гуманизация. Осознание себя в обществе и общества для человека – это и есть социализация.

Мне приходилось слышать и разговоры малышей о том, кем быть, и рассуждения юных о важности какой-либо профессии, и соображения взрослых, верный ли путь они выбрали. Как хотелось бы мне уверить всех, что образование наше развивается правильно! Что готовятся программы и учебники, в которых не будет массы ненужной информации, способной «утопить» необходимый для будущего самоопределения ученика материал. Потребность государства и выход школьной «продукции» не должны иметь разрыв, не должны создавать разницу между спросом и предложением. Ведь эта разница увеличивает негативные явления в обществе и не способствует его оздоровлению. В будущем я вижу полную интеграцию школы и общества. Я вижу, как образовательный процесс выйдет за рамки школы и станет глобальным. Найдется ли мне там место? Смогу ли я достойно принять технический прогресс? Надо постараться быть объективной. Такой прогресс необходим. Уже сейчас все шире и шире вводится дистанционное обучение, идет компьютеризация школ, крепнут международные связи. А какой простор для индивидуального обучения! Благодаря системе Интернет, охватившей практически все уголки нашей Земли, каждый может получить любые сведения, любую консультацию и помощь. Эта система может стать Единой Сферой Образовании, учитывающей потребности общества и индивидуальные возможности его субъектов. Эта система в полной мере будет учитывать психологическое возрастное развитие, особенности характера, темперамент, склонность к точным или гуманитарным наукам. Увидеть спектакль, не выходя из дома, пообщаться с политическим деятелем, вступить в дискуссию с ученым, предложить миру свои открытия и достижения. Ах, как хотелось бы мне приблизить все это для каждого человека. Но, в то же время, меня не покидает мысль, а не уйдет ли, не растворится ли в океане технического прогресса живое человеческое слово, живое человеческое общение? Найдется ли мне, скромной тетради в клеточку, там место? Что может быть дороже письма, написанного рукой любимого человека? Чем заменить аромат прошлого, исходящий от сухо шуршащих страниц старинный фолиантов? А летящий почерк Пушкина? Или энергетика древних икон? Неужели все это уйдет? Неужели вместо голоса Учителя в нашей памяти будут оставаться только коды файлов? Как найти золотую середину? Как двигаться вперед и не предавать прошлое? Сможет ли Школа взять на себя эту задачу?

Представьте себе, что Школа – это здание. Не то здание, которое, скорее всего, не сохранится, а Здание Образования, строительство которого началось еще в Древней Греции и будет строиться и строиться пока на Земле живут люди. Некоторые этажи этого Здания перегружены излишествами, некоторые стройны и симметричны. Вот этажи, окрашенные в цвет какой-то одной политической партии, а вот слишком пестрые и неопределенные. Через эти окна мы видим общую массу учеников, а через эти – четко различаем каждое отдельное лицо… Мы видим, что основной функцией будущей Школы станет воспитание личности, создание центра коммуникативности, здоровья и центра плодотворного общения. Сможем ли мы понять и принять Школу, в которой будет не важно, как оценивается обучение, как осуществляется контроль, в какой форме проходят экзамены? Сможем ли мы увидеть и пройти путь к Школе, которая главной своей задачей сделает подготовку наиболее адекватной к потребностям общества личности? Поймем ли мы преимущества ЕДИНОЙ ШКОЛЫ ЖИЗНИ?

Можно продолжать и продолжать эти вопросы. Они будут возникать вновь и вновь, пока на Земле существует Человек. Эти вопросы будоражат мысль и будят мечты, они снова и снова возвращают нас к осознанию ценностности передачи Знаний от Учителя к Ученику.

Мне хотелось бы видеть Учителя, мысль которого всегда полетна, не отягощена материальными проблемами, освобождена от всего, мешающего педагогическому творчеству.

Мне хотелось бы видеть Ученика, с радостью идущего по дороге Знаний, уверенного в поддержке школы и спокойного за свое будущее. Ученика, чьи знания служат во благо, а не во вред людям.

Мне хотелось бы найти себя в этом будущем, пусть даже из моих листочков будут делать кораблики и самолетики. Но ведь это будут Кораблики и Самолетики а, может быть, Птицы, плывущие и летящие в безбрежном Океане Знаний!

P.S. А, кстати, написано-то все, что вы сейчас читали, было именно на моих скромных листочках в клеточку.

«Без клеточек»

Слова «Мы все учились понемногу…»

Не рвутся к планке, тянут на покой,

А мне нужна широкая дорога.

Я не согласна с этою строкой.

Учиться нужно много и упорно

До дней последних с самых ранних дней.

И не поверю я, что это – спорно!

Без знаний жизнь скучнее и бедней.

Я не хочу в пути остановиться,

Жить не хочу тихонько, не спеша.

Пусть мысль моя всегда вперед стремится,

Пусть рвется к новым знаниям душа!

Пусть сердце ввысь помчится белой птицей,

Прекрасно все: любить, учиться, жить…

Нам школа дарит тысячи открытий,

И нечего про возраст говорить!

Нам в будущее заглянуть не сложно,

И вывод получается простой:

Во всем, всегда, везде учиться можно.

Пусть общей школой станет шар земной!

Шагая по проспекту обученья,

На путь, что ты проходишь, оглянись.

Запомни: Знания всегда в движенье.

Жизнь – это школа, если школа – жизнь.

О. Николенко

17.01.2018 14:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!