© 2019, Делега Наталия Геннадиевна 10215
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.04.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Введение
В наши дни Информатизация общества – это не просто термин, а реальность, без которой нельзя представить ни одну сферу деятельности жизни современного человека, а все потому,что повышается роль информации и она превращается в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Из чего следует, что приоритетным направлением процесса информатизации современного общества и является информатизация образования. Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. Соответственно немаловажное значение приобретают удаленный доступ к цифровым образовательным ресурсам (ЦОР), опубликованным в Сети.
Основная часть
2.1.Понятие ЦОР
Под цифровым образовательным ресурсом (ЦОР) понимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео–, фото– и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования. В одном цифровом образовательном ресурсе могут быть выделены
Цифровой образовательный ресурс может быть представлен на СD, DVD или любом другом электронном носителе, а также опубликован в телекоммуникационной сети. Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).
Адреса ФЦИОР в Интернет: http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
(обратите внимание: стандартной аббревиатуры www в адресах ФЦИОР нет!) «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» -
2.2.Образовательный инструментарий (ИУМК)
Типы ресурсов в Единой коллекции Источники информации – тексты, иллюстрации, графика, звуковые файлы, видеофрагменты. Из этих элементов можно построить свой урок.Образовательный инструментарий, который можно включать в свой урок. Эти инструменты подразделяются на инструменты учебной деятельности и инструменты организации образовательного процесса. К первым можно отнести: Методические материалы по формированию уроков,Регламенты и нормативные документы, учебно-тематические планы, должностные инструкции, проекты приказов и распоряжений, которые призваны помогать организовывать образовательный процесс с использованием цифровых ресурсов. Тогда как инструментарий образовательного процесса гораздо разнообразнее. В него включают различные виды цифровых образовательных ресурсов в ЕК • Наборы цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), расширяющие учебники/УМК • ИИСС - информационные источники сложной структуры • ИУМК - инновационные учебно-методические комплексы.
Остановимся поподробнее на последнем комплексе. Инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК). ИУМК - полный набор средств обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса, который за счет активного использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий должен обеспечивать достижение образовательных результатов, необходимых для подготовки учащихся к жизни в информационном обществе, включая:
Ш фундаментальность общеобразовательной подготовки;
Ш способность учиться;
Ш коммуникабельность, умение работать в коллективе;
Ш способность самостоятельно мыслить и действовать;
Ш способность решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общие знания, умения и навыки.
Ш Использование интерактивных моделей существенно ускоряет процесс объяснения учебного материала и повышает его качество. Образы явлений и понятий, которые формируются с помощью моделей и анимаций, запоминаются надолго.
Интерактивные модели легко вписываются в урок и позволяют учителю организовать новые нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся. В процессе работы с ними предлагаются следующие виды заданий:
- расчетные задачи с последующей компьютерной проверкой - задачи, которые вначале необходимо решить без использования компьютера, а затем проверить полученный ответ;
- дидактические игры - учебный материал используется в качестве средства игры; при помощи игровых ситуаций и приемов учитель может стимулировать учащихся к математической деятельности. В процессе игры развиваются внимание, наблюдательность, сообразительность.
В настоящий момент, разработано много учебно-методических комплексов по математике, однако непосредственное создание сценариев уроков с ЦОР, каждый учитель решает по-своему.
2.3.Категории ЦОР к учебникам
Среди цифровых ресурсов к учебникам можно выделить несколько категорий, рассмотрим их поподробнее.
Слайды и интерактивные слайд-шоу, представляющие собой демонстрационный материал к разделам учебного курса, предназначенный для иллюстрации учителем новых понятий при объяснении во время урока (лекции). Слайды могут быть использованы учащимися при самостоятельной работе над изучаемой темой в компьютерном классе или дома при наличии компьютера. Материалы представляются отдельным слайдом в формате PowerPoint (pps) или представлены в формате флеш-роликов (swf).
Домашние задания представляют собой бланки, содержащие тексты заданий и поля для записи выполнения задания учеником. Работа с бланками домашних заданий может происходить как в «бумажном» виде (на распечатках), так и в электронном, если дома ученик имеет возможность работать с компьютером. В таком случае результаты выполнения домашнего задания передаются учителю в виде файлов (возможно использование электронной почты)
Практические задания ─ текстовые файлы, содержащие задания для индивидуального выполнения на компьютере в компьютерном классе. К тексту задания могут прилагаться рабочие файлы с исходным материалом, предназначенным для обработки (например, база данных, электронная таблица и пр.).
Интерактивный задачник ─ сборник задач по теоретическим вопросам курса, разделенный на тематические части. Условие задачи выводится на экран. Полученный результат ученик вводит в окно ввода результата. Осуществляется автоматическая проверка правильности решения задачи. Если ученик решил задачу неправильно, то ему предоставляется подробный разбор ее решения. Таким образом, задачник выполняет обучающее-контролирующую функцию.
Интерактивный справочник ─ анимированные интерактивные флэш-демонстрации. Используют, как правило, иерархическую структуру подачи материала. Содержат как текстовую справочную информацию, так и анимированные демонстрации последовательности действий пользователя.
Тестирующие программы позволяют проводить интерактивное тестирование прямо в процессе урока. Могут быть использованы учащимися и для самоконтроля. Тестовые заданий генерируются из Базы заданий, которая структурирована по тематическим разделам. Существуют тесты тренировочного назначения и итоговые тесты (экзамены).
Кроссворды ─ реализованные в электронных таблицах диалоговые средства проверки освоения учащимися основных терминов и понятий учебного курса.
Модели ─ интерактивные программные средства, воспроизводящие объект моделирования, предоставляющие возможность пользователю активных действий с целью виртуального экспериментирования.
2.4.Модули в образовании
Основные типы модулей Федерального центра информационных образовательных услуг
На портале
Открытая образовательная модульная мультимедиа система (ОМС) представляет собой электронный образовательный ресурс модульной архитектуры. В соответствии с программой обучения весь школьный курс по предмету разбит на разделы, темы и т.д. Минимальной структурной единицей является тематический элемент (ТЭ). Для каждого тематического элемента в образовательной модульной мультимедиа системе имеется три типа электронных учебных модулей (ЭУМ), соответствующих основным компонентам учебного процесса:
При этом каждый модуль автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи.
Для каждого ЭУМ возможно наличие одного или нескольких вариативов.
Вариативами называются электронные учебные модули одинакового типа, посвящённые одному и тому же тематическому элементу.
При этом каждый модуль представляет собой законченный интерактивный мультимедиа объект, который направлен на решение конкретной учебной задачи. Для каждого типа электронных учебных модулей имеется один или несколько вариативов, т.е. учебных модулей одинакового типа, посвящённых одному и тому же тематическому элементу, раскрывающих его содержание разными средствами.
Вариативы могут отличаться друг от друга:
Например, вариатив И-модуля может дать тот же материал, но в другом изложении, более понятном и комфортном для данного пользователя, а также может отличаться глубиной представления материала, исходя из уровня подготовленности и способностей конкретного учащегося.
Благодаря наличию вариативов учащийся может выбрать наиболее комфортные для себя варианты ЭУМ, в результате чего создаются все условия для реализации индивидуальных образовательных траекторий.
3.Рекомендации по выбору ЦОР
Среди такого разнообразия ЦОР сложно сделать правильный выбор, поэтому необходимо условно разделить их на простые и сложные.
Примеры простых ЦОР • статья; • иллюстрация вместе с сопроводительным текстом; • книга в виде набора отсканированных страниц c оглавлением; • аудиозапись; • видеозапись; • презентация в формате MS Power Point; • отдельный медиаобъект учебного курса, выполненного на определенной технологической платформе.
Примеры сложных ЦОР • гипертекстовый документ с иллюстрациями, допускающий разделение на самостоятельные разделы (части, главы); • электронный учебный курс по определенному предмету (программе), выполненный на определенной технологической платформе или требующий определенной среды (проигрывателя) для использования; • система тестирования; • тренажер; • тематический каталог.
При выборе ЦОР обращать внимание:
• на соответствие содержания ЦОР используемым примерным программам, Федеральному государственному образовательному стандарту, учебникам математики, входящим в федеральный перечень текущего учебного года;
• на соответствие содержания ЦОР активно-деятельностным методикам и технологиям обучения;
• на полноту отражения в ЦОР всех разделов школьного курса математики;
• на наличие и качество методического сопровождения ЦОР.
• содержание ЦОР: – организация теоретического материала и возможность его применения как вспомогательного к содержанию учебника; – виды практикумов и упражнений в них; – наличие подсказок при выполнении упражнений; – виды контрольных заданий.
• эргономико-дизайнерские показатели ЦОР: – дизайн ЦОР; – навигация по ЦОР; – пользовательский интерфейс.
© 2019, Делега Наталия Геннадиевна 10215