СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу,
видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду,
несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться
на душевном состоянии другого человека» В.А.Сухомлинский
Актуальность проекта
Современного культурного человека отличает не только уровень образованности и самоуважения, но и наличие у него чувства уважения к окружающим. Следовательно, важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принимать других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задачу детского сада мы видим в том, чтобы из его стен выходили воспитанники, мировосприятие которых основано на принципах толерантности.Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда, во все времена. И наше время не является исключением.
Понятия «нравственность», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Толерантность, также как и интолерантность формируется под влиянием взаимоотношений в семье, отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Уважение воспитанников к сверстнику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к пожилым людям и людям с ограниченными возможностями - главные ценности человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.
Несмотря на социальный заказ общества, доказанную сенситивность дошкольного возраста к усвоению ценностей, проблема формирования толерантности дошкольников разработана недостаточно.
Анализ изучения потребностей внешней среды определил проблемы в современном обществе:
1. Утрата нравственных ценностей человека.
2. Проявление таких качеств, как грубость, черствость, жестокость, равнодушие, бестактность, неуважение по отношению к сверстникам и людям старшего возраста.
3. Отсутствие преемственности поколений.
Анализ работы детского сада показывает, что воспитание детей сегодня отстаёт от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества. Изучение опыта работы воспитателей позволяет сделать вывод о том, что вопросы организации воспитания дошкольников в изменившихся социокультурных условиях вызывают затруднения, как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем.
В ходе анализа деятельности педагогического коллектива ДОУ, были выявлены проблемы:
1. Отсутствие научных разработок, педагогических технологий, опыта проектирования и моделирования толерантной среды, а также опыта практической работы по данной проблеме у педагогического коллектива;
2. Недостаточная развивающая и обучающая среда в группах по данной проблеме.
3.По результатам диагностики, опроса родителей, сотрудников ДОУ – низкое самосознание взрослых к проявлению толерантности.
4. Остро обозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – формированию их мировоззрения, воспитанию нравственности, толерантной культуры поведения.
5. Недостаточное целевое использование потенциальной возможности социально – культурной деятельности в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста.
Степень соответствия направлениям государственной образовательной политики.
Главную роль в распространении принципов толерантности отводится педагогике. Во всеобщей декларации прав человека ООН сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности ООН по поддержанию мира».В современном обществе в воспитании у детей толерантности руководствуются следующими стратегическими документами:
- Декларация прав ребенка (1959).
- Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развитии детей (1990).
- Семейный кодекс РФ (1995).
- Федеральный закон “ Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” (1995).
- Закон “ Об образовании” (1992).
- Конституция Российской Федерации.
- “Национальная доктрина образования Российской Федерации”.
- “Федеральная программа развития образования”.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
Детский сад сегодня - это модель будущего общества. Дошкольное учреждение нередко посещаютдети с ограниченными возможностями здоровья. Не все родители, у которых здоровые дети, готовы к тому, чтобы их ребенок находился и воспитывался с детьми с ограниченными возможностями здоровья. А администрация образовательного учреждения в условиях развития общественных форм управления тоже не может не считаться с таким мнением, и из этой ситуации можно выйти только через формирование иного отношения к ситуации, воспитание и уважительное отношение к любому человеку. Опыт инклюзивной практики в образовательных учреждениях указывает на то, что дети в общей школе гораздо пластичнее, мягче и они гораздо толерантнее, чем взрослые.
Отсутствие взаимодействия с бабушками и дедушками из-за постоянного проживания в северных регионах ведет к недостаточности опыта общения детей с пожилыми людьми, влечет за собой утрату нравственных и духовных ценностей, отсутствию преемственности в воспитании. Взаимодействие с представителями пожилого возраста будет способствовать установлению тесной взаимосвязи со старшим поколением.обогащению эмоционального опыта.
Слово «толерантность» употребляется для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия. Толерантность является фактором социализации личности.
Научная база проекта.
Необходимо разработать простые и привлекательные принципы педагогики толерантности, рассчитанные на все слои общества и возрастные группы. (Г.Д. Дмитриев, В.А. Тишков).
В основе взглядов В.А.Сухомлинского также лежат гуманистические идеи толерантности.
Таким образом, толерантность в процессе социализации личности должна стать естественной нормой, определяющей стиль ее поведения и мышления.
В психологии выделяются три уровня развития толерантности личности:
1) естественная или натуральная (толерантность типа «А»),
2) моральная (толерантность типа «Б»),
3) нравственная толерантность (толерантность типа «В»).
Толерантность первого типа – это естественная открытость и доверчивость, свойственная маленькому ребенку, которая еще не ассоциируется с его личностными качествами. Этот уровень развития толерантности предполагает безусловное и некритическое принятие другого человека.
Соответствует направлениям развития современного образовательного учреждения, так как задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом знаний, умений, навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.
В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство», в соответствии с которой строится образовательный процесс нашего дошкольного учреждения, предложен раздел «Ребенок в полиэтнической культурной среде».
Формирование толерантности актуальная проблема, но по причине недавнего возникновения, мало изученная. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью формирования толерантности с дошкольного возраста и отсутствием научно обоснованных технологий этого процесса, что и обусловило выбор темы проекта по формированию толерантности как качества личности детей старшего дошкольного возраста «Толерантность- дорога к миру».
Новизной и отличительной особенностью проекта является сконструированная система формирования толерантности, в которой определены организационно-педагогические условия, пути и способы реализации комплексной образовательно – воспитательной деятельности, использованы ресурсы социальных институтов.
Объект инновационной деятельности: процесс формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.
© 2019, Черкасова Анастасия Александровна 679