СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Толерантность – дорога к миру» Проект по формированию толерантности детей старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу,

видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду,

несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться

на душевном состоянии другого человека» В.А.Сухомлинский

  1. Проблемно-аналитический раздел

Актуальность проекта

Современного культурного человека отличает не только уровень образованности и самоуважения, но и наличие у него чувства уважения к окружающим. Следовательно, важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принимать других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Задачу детского сада мы видим в том, чтобы из его стен выходили воспитанники, мировосприятие которых основано на принципах толерантности.Целенаправленная работа по воспитанию толерантности у подрастающего поколения велась всегда, во все времена. И наше время не является исключением.

Понятия «нравственность», «гражданственность», «толерантность» приобретают сегодня особый смысл и огромное значение. Толерантность, также как и интолерантность формируется под влиянием взаимоотношений в семье, отношений ее членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми. Уважение воспитанников к сверстнику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к пожилым людям и людям с ограниченными возможностями - главные ценности человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.

Несмотря на социальный заказ общества, доказанную сенситивность дошкольного возраста к усвоению ценностей, проблема формирования толерантности дошкольников разработана недостаточно.

Анализ изучения потребностей внешней среды определил проблемы в современном обществе:

1. Утрата нравственных ценностей человека.

2. Проявление таких качеств, как грубость, черствость, жестокость, равнодушие, бестактность, неуважение по отношению к сверстникам и людям старшего возраста.

3. Отсутствие преемственности поколений.

Анализ работы детского сада показывает, что воспитание детей сегодня отстаёт от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества. Изучение опыта работы воспитателей позволяет сделать вывод о том, что вопросы организации воспитания дошкольников в изменившихся социокультурных условиях вызывают затруднения, как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем.

В ходе анализа деятельности педагогического коллектива ДОУ, были выявлены проблемы:

1. Отсутствие научных разработок, педагогических технологий, опыта проектирования и моделирования толерантной среды, а также опыта практической работы по данной проблеме у педагогического коллектива;

2. Недостаточная развивающая и обучающая среда в группах по данной проблеме.

3.По результатам диагностики, опроса родителей, сотрудников ДОУ – низкое самосознание взрослых к проявлению толерантности.

4. Остро обозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей. Социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания детям – формированию их мировоззрения, воспитанию нравственности, толерантной культуры поведения.

5. Недостаточное целевое использование потенциальной возможности социально – культурной деятельности в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста.

Степень соответствия направлениям государственной образовательной политики.

Главную роль в распространении принципов толерантности отводится педагогике. Во всеобщей декларации прав человека ООН сказано: «Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости, дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности ООН по поддержанию мира».В современном обществе в воспитании у детей толерантности руководствуются следующими стратегическими документами:

- Декларация прав ребенка (1959).

- Конвенция ООН о правах ребенка (1989).

- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развитии детей (1990).

- Семейный кодекс РФ (1995).

- Федеральный закон “ Об основных гарантиях прав ребенка в РФ” (1995).

- Закон “ Об образовании” (1992).

- Конституция Российской Федерации.

- “Национальная доктрина образования Российской Федерации”.

- “Федеральная программа развития образования”.

- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

Детский сад сегодня - это модель будущего общества. Дошкольное учреждение нередко посещаютдети с ограниченными возможностями здоровья. Не все родители, у которых здоровые дети, готовы к тому, чтобы их ребенок находился и воспитывался с детьми с ограниченными возможностями здоровья. А администрация образовательного учреждения в условиях развития общественных форм управления тоже не может не считаться с таким мнением, и из этой ситуации можно выйти только через формирование иного отношения к ситуации, воспитание и уважительное отношение к любому человеку. Опыт инклюзивной практики в образовательных учреждениях указывает на то, что дети в общей школе гораздо пластичнее, мягче и они гораздо толерантнее, чем взрослые.

Отсутствие взаимодействия с бабушками и дедушками из-за постоянного проживания в северных регионах ведет к недостаточности опыта общения детей с пожилыми людьми, влечет за собой утрату нравственных и духовных ценностей, отсутствию преемственности в воспитании. Взаимодействие с представителями пожилого возраста будет способствовать установлению тесной взаимосвязи со старшим поколением.обогащению эмоционального опыта.

Слово «толерантность» употребляется для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия. Толерантность является фактором социализации личности.

Научная база проекта.

Необходимо разработать простые и привлекательные принципы педагогики толерантности, рассчитанные на все слои общества и возрастные группы. (Г.Д. Дмитриев, В.А. Тишков).

В основе взглядов В.А.Сухомлинского также лежат гуманистические идеи толерантности.

Таким образом, толерантность в процессе социализации личности должна стать естественной нормой, определяющей стиль ее поведения и мышления.

В психологии выделяются три уровня развития толерантности личности:

1) естественная или натуральная (толерантность типа «А»),

2) моральная (толерантность типа «Б»),

3) нравственная толерантность (толерантность типа «В»).

Толерантность первого типа – это естественная открытость и доверчивость, свойственная маленькому ребенку, которая еще не ассоциируется с его личностными качествами. Этот уровень развития толерантности предполагает безусловное и некритическое принятие другого человека.

Соответствует направлениям развития современного образовательного учреждения, так как задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом знаний, умений, навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.

В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство», в соответствии с которой строится образовательный процесс нашего дошкольного учреждения, предложен раздел «Ребенок в полиэтнической культурной среде».

Формирование толерантности актуальная проблема, но по причине недавнего возникновения, мало изученная. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью формирования толерантности с дошкольного возраста и отсутствием научно обоснованных технологий этого процесса, что и обусловило выбор темы проекта по формированию толерантности как качества личности детей старшего дошкольного возраста «Толерантность- дорога к миру».

Новизной и отличительной особенностью проекта является сконструированная система формирования толерантности, в которой определены организационно-педагогические условия, пути и способы реализации комплексной образовательно – воспитательной деятельности, использованы ресурсы социальных институтов.

Объект инновационной деятельности: процесс формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста.

22.07.2019 23:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!