© 2017 492
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Отечественные журналы появились в России в середине XVIII в. Но их золотой век, полное воз-(пере-)рождение, относится уже к пушкинскому времени, к 1830-м годам, когда читателям был предложен совершенно новый тип журнала – энциклопедический. Такие журналы имели несколько разделов: литературный, политический, экономический, смесь (кстати, очень полюбившийся публике) и даже – моды. Журналы, подобно книгам, сшивались из отдельных тетрадей. Современники уподобляли их книгам: «[Журнал] издавался в большом объёме, толстыми книгами». (Гоголь); «Как тяжкий млат, каждый месяц упадала [«Библиотека для чтения»] толстою книгою на головы читателей». (Н. Полевой).
Здесь важно обратить внимание на определение толстый. Это прилагательное объективно характеризовало объём, величину издания. «Библиотека для чтения» (основана в 1834 г.), издававшаяся А. Ф. Смирдиным и редактировавшаяся О. И. Сенковским, заслуженно занимала первое место среди «толстых» журналов. Это был принципиально новый тип журнала для России. Его выписывали в самых отдалённых уголках страны. По образному выражению писателя Вениамина Александровича Каверина, «Библиотека» Сенковского «открыла провинциальную Америку, провинциальный русский читатель был завоёван ею». Комплекты книг-журналов подписчики берегли, частенько составляя из них своеобразные семейные библиотеки. Эта национальная традиция сохранялась очень долго: вспомним хотя бы знаменитую дореволюционную «Ниву»!
С годами число таких универсальных журналов увеличивалось не только в обеих российских столицах, но и в губернских центрах, количество подписчиков росло. Вскоре после рождения новых изданий появилось и вполне оправданное для них название: толстый журнал (уже не книга!'): «…Павлов запретил мне их и к вам посылать, опасаясь, что копия попадёт в какой-нибудь толстый журнал». (Из письма И. С. Тургенева Петру Андреевичу Вяземскому, 29 февраля 1840 года); «…современные журналы, преимущественно толстые, искажают и губят русский язык». (Белинский).
Тогда же у этого словосочетания появился и своеобразный синоним, ласково-фамильярное словечко толстяк:
Желалось очень нам
Мысль эту посвятить журналам толстякам.
(Масальский. Толстяк, басня, 1847).
Автор басни сравнивает увеличивающиеся в объёме журналы с толстяком, скончавшимся от обжорства.
В начале XX в. появилось и сложное прилагательное:
Писал он громкие стишки,
<…> и горе-прозу,
Толстожурнальные кружки
Его причислили к обозу.
(Венский. Герой, 1914).
Это прилагательное употребляется и ныне, но… в кавычках: «Государство наконец-то снизошло до «толстожурнальной» проблемы». (Лит. газета. – 2001. – 7–13 февр.).
Одним из первых с критикой толстяков выступил А. Блок. В самом начале XX в. он предсказывал смерть толстых журналов как порождения эпохи крепостного права и видел замену их альманахами. Однако старый издательский принцип сохранился до наших дней: современные литературно-художественные и общественно-политические журналы столь же разнообразны по содержанию, столь же актуальны и компактны. Правда, с поправкой на время, некоторые из них немного «похудели», да и тиражи поуменьшились.
Сегодня нередко можно увидеть газету на двадцати (и даже двухстах!) полосах. Такая газета уже получила своё название по аналогии с журналом: «…когда «толстые» журналы практически недоступны читателям [из-за цены. – А. Ш.], работу по созданию новой философской традиции должны взять на себя «толстые» газеты. (МН. – 1996. – 17–24 нояб.).
У новообразования толстяк появился и женский вариант толстушка: «…пока пассажир пролистает «толстушку» в поисках заинтересовавшей его информации, продавец будет уже далеко». (Метро. – 1999. – 19 марта).
Как видим, старые лексические единицы: толстый журнал, толстожурналъный, толстяк для названия современных изданий вполне освоены русским языком. Хочется лишь высказать недоумение по поводу того, что в последнее время в прессе они всё чаще встречаются в кавычках. Ведь это не метафора, не художественный троп, а обычное определение предмета: толстый – он и есть толстый, без всяких иных смыслов. Пишется же железная дорога без кавычек, и всем понятно, о чём идёт речь.
Источник: Шустов А. Н. Толстяки в мире периодики // Русский язык в школе и дома. 2006. – № 3. – С. 12–13.
*
См.:
Карта сайта
Есть ли будущее у толстых журналов?
Жив ли «Новый мир»?
Оцифрованы все номера «Сибирских огней» за 100 лет
Просветительский проект «Русский академический журнал»
Старейший литературный журнал «Звезда» спасли от закрытия
© 2017 492