СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Традиционный образ ведьмы в романе А.Белянина "Моя жена - ведьма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ведьма как персонаж и как символ.

Взгляд на ведьм был неоднозначен и связан с различными сторонами жизни человека – религиозной, психологической, культурологической и т.п. Попробуем проследить, как интерпретируется этот образ в романе: как женщины, имеющей знания и применяющей их, и как женщины, желающей всем зла.

Несомненно важную роль в создании портрета Наташи- ведьмы играют места и эпохи, куда попадает Сергей. Как мы помним, герой путешествует по альтернативным мирам, которые очень схожи с нашим историческим прошлым. И первое место, куда он попадает – Средневековая Испания, место, где Инквизиция устраивает массовые казни. Образ ведьмы здесь гиперболизированно отрицателен, реален (во плоти и крови). Однако по ходу развития действия, выясняется, что ведьма – символ страха, владеющего людьми данного мира (а, может и исторической эпохи), некий образ, позволяющий Церкви управлять темным народом.

После же герой оказывается в чертогах Одина. Здесь мы сталкиваемся с мифологией, которая отражает мировоззрение общества определенной эпохи. Ведьма здесь тоже является вполне реальным существом, причем и «благоговейное отношение к женщине-колдунье сохранялось и в Скандинавии вплоть до обращения в христианство»[1]:

Теперь я знал, куда отправилась моя жена. Туда, где холодно, где есть снег и присутствует сильная магия <…>вот эпоха древнескандинавских богов… Отправиться во времена викингов, кусать луну, затерявшись между других волков, быть вольной снежной ведьмой – это вполне в ее вкусе. Если я хоть что-то знаю о характере своей жены, она наверняка отправилась в холодный мир Валгаллы. Стр. 131

Куда интересней образ ведьмы представлен в последнем посещенном героем мире – Российской империи 18 века. Прямо о ведьмах здесь нет ни слова, разве что кто из крестьян намекнет, что у барина «жена – сущая ведьма», и окажется прав! Здесь складывается обратная первой ситуация: ведьма – лишь презрительное прозвище, обозначающее стервозный характер; но существующая в этом мире женщина действительно оказывается нежитью – упырем.

Ведьма Наташа в романе – тоже неоднозначный персонаж. Она пользуется своей силой, «оправдывая» свой образ, созданный Инквизицией:

Она повернулась к ним так резко, что ее волосы хлестнули меня по лицу. Наташа топнула и взмахнула руками – стражники посыпались с помоста, как кегли! Я не расслышал, какими словами она этого добилась, но моя жена – ведьма, и она находилась в мире, где магия имела настоящую силу.стр. 74

В ту же минуту Наташа глянула в глаза офицеру, он зажмурился, закрыл лицо руками и упал, вереща как сумасшедший:

– Ничего не вижу! Не вижу! Она ослепила меня… Я не вижу ничего… Ведьма проклятая! Стр.75

И даже злится она, как… настоящая ведьма:

– Глупый мой, как же мало ты знаешь о настоящей магии. Любая ведьма мгновенно меняет свой облик в соответствии со временем и местом<…>

– Девочка моя – все! Все… успокойся.

– Я – успокойся?! Это ты мне говоришь: успокойся?! Ладно, сейчас я им всем – успокоюсь…

Она гневно сузила глаза, и две ближайшие к нам машины почему-то столкнулись друг с другом. Дальше – больше. В образовавшуюся пробку влетел микроавтобус, за ним три рокера на мотоциклах, еще один милицейский с коляской <…>

– Подумаешь… Никто не пострадал, но надеюсь, что до того гада в «мерседесе» я все-таки дотянулась. Стр. 88

Так и есть – вместо того чтобы открыть дверь ключом, супруга рявкнула на нее, нетерпеливо притопнув каблучком, та мгновенно открылась. Стр. 91

–…Сейчас я скажу волшебное слово, и вы просто поразитесь, какой шелковой она станет. Наташа! Я тебя люблю!

Она на секунду задохнулась, а потом ударила с такой силой, что рухнула люстра и от нашего ненадежного укрытия остались только дымные лоскутки. Стр. 98

– Ведьма не может иметь мужа. Я – ведьма! За такое оскорбление ты заплатишь кровью. Стр. 99

Однако в романе действует не одна ведьма Наташа. В усадьбе помещика герой сталкивается с полнейшим антиподом своей жены – с графиней Ольгой. Она тоже жена, тоже ведьма (да ещё и упырица, что не имеет ничего общего с благородным образом волчицы, в которую оборачивается Наташа). Истинное назначение этой ведьмы по существу: удовлетворять только свои прихоти. Барин слеп и ничего не хочет видеть и понимать, а Ольга – бесовская натура. Брак здесь условен, призрачен:

– Женщинам не говорят «нет». – В томном голосе голой графини прорезались металлические нотки. – Ваша жена далеко, она ничего не узнает, а я рядом, и последствия отказа могут быть… достаточно болезненными.

– Это угроза?

– Конечно нет… Это лишь логическое развитие событий, которые непременно произойдут, если я не… – Она еще раз сделала попытку приблизиться, но я ловко отскочил за рояль… стр. 336

Так образ Ольги оттеняет образ Наташи. Ведьма, кстати, изображается исключительно со слов без ума влюбленного в неё мужа, что представляет нам субъективное описание. Но есть и другие точки зрения. Например, как на источник зла и тьмы смотрят на ведьму Наталью и со стороны, правда, те же обитатели преисподней:

…–Каждая ведьма, обладающая темной силой, обязана хотя бы время от времени творить зло. На Наталью Владимировну возлагались особые надежды, ее магическая мощь чрезвычайно высока. Она умна, вспыльчива, чувственна, красива – у нее были все данные для того, чтобы возглавить ведьмовское движение в вашем мире и трудиться на благо НАШЕГО дела. Увы… она имела глупость влюбиться. Да, да, именно в вас. Между прочим, обычная ведьма, выйдя замуж, теряет свои способности, у Наташеньки они увеличились вдвое! Естественно, это направило наше внимание на вашу скромную персону… стр. 419 – 420

Над ужасающим развратом обезумевших людей и животных гордо пророкотал грозный голос Велиара:

– Тебе не спасти ее, поэт. Она – ведьма и никогда не станет святой! Стр. 438

«Образ ведьмы — Натальи Владимировны Гнединой также очень ярок, хоть иногда и оттесняется на второй план главным мужским персонажем. Не будь ее, кто знает, как сложилась бы судьба Сергея. Да, он Поэт, умело владеющий словом. Но кто его постоянно мягко и настойчиво подталкивает к совершению чудес? Чья тень незримо присутствует за широкими мужскими плечами? Белянин вывел тип идеальной жены: умной, красивой, работящей и любящей»[2] – говорит о Наталье Игорь Черный. Как-то слабо вяжется этот описанный образ с представленной характеристикой. Но в тексте действительно жена Сергея проявляет порой абсолютно «неведьменские» черты.

[1] Женская магия в сагах: сейд и спа. Эл. ресурс: http://norse.ulver.com/articles/vikinganswerlady/seidhr.html

[2] Черный И. Отблески Сайлемских костров. Электронный ресурс. Точка доступа: http://www.skiminok.ru/Kritica.asp?razdel=3

Категория: Литература
16.06.2017 19:59


Рекомендуем курсы ПК и ПП