СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Традиционные и нестандартные уроки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал будет полезен учителям, котрые пока не совсем чётко разграничивают традиционные и нестандартные уроки. Вы познакомитесь со сравнительным анализом планирования обычных и необычных уроков. А что такое необычные уроки? Читайте в этой статье.

Уроки бывают обычные и необычные. Обычные уроки – это традиционные уроки. Необычные уроки – это нестандартные, оригинальные, нетрадиционные уроки. Определение обычным и необычным урокам дать непросто, но каждый отличит нетрадиционный урок от традиционного. На обычном уроке учащиеся знают, чего им ожидать от каждого этапа. На необычном уроке внимание детей сконцентрировано на ходе событий, потому что всегда есть момент удивления.

А могут ли обычные уроки стать необычными? Ответ очевиден. Если на уроке будет хотя бы один элемент новизны, то занятие можно считать необычным, поэтому, всего скорее, большинство детей будет не просто делать вид, что слушает, а с интересом станет воспринимать информацию.

Существует сравнительный анализ планирования традиционного и нестандартного урока.

Традиционный урок

Нестандартный урок

Цель урока:

а) для учителя: дать новый материал;

б) для ученика: усвоить новые знания.

Цель урока:

а) для учителя: организовать продуктивную деятельность учеников;

б) для ученика: создать творческую продукцию.

Виды деятельности на уроке:

а) для учителя: объяснение новой темы, закрепление пройденного материала;

б) для ученика: прослушивание нового материала, запоминание, осмысление, закрепление нового материала.

Виды деятельности на уроке:

а) для учителя: организация творческой деятельности

б) для ученика: исследование нового объекта, анализ явлений и т. д.

Структура урока – строго по разработанному плану, без отступлений.

Структура урока – ситуативность, отход от запланированного.

Подход к теме урока – одна точка зрения на изучаемую проблему.

Подход к теме урока – многообразие точек зрения специалистов на изучаемую проблему.

Контроль – воспроизведение учениками изученной темы.

Контроль – представление и защита учениками творческого продукта по данной теме.

Завершающих этап урока – подведение итогов, закрепление изученной темы.

Завершающий этап урока – рефлексия, осознание собственной деятельности.

Нестандартные уроки не могут повторяться каждый день, т. к. теряется обучающая функция урока, которая состоит именно в выработке привычки к тому или иному виду деятельности. Таким образом, нельзя сказать, что стандартные уроки плохи, а нестандартные хороши «по определению». Учитель должен владеть арсеналом построения и тех, и других уроков. Кроме того в обычные уроки можно включать элементы нестандартного урока, можно один из этапов урока сделать нестандартным. Главное же условие нетрадиционного урока – соблюдение субъектной парадигмы. И если учитель достиг этого на своих уроках, то каждый его урок можно считать необычным, поскольку ученик всегда может изменить ход урока, а учитель готов к тому, что придётся поменять запланированное.

При конструировании нестандартного урока необходимо соблюдать условия и правила его организации, а также требования к нему.

Под условиями понимается наличие факторов, без которых невозможна нормальная организация урока. Анализ учебного процесса позволяет выделить две группы условий: социально-педагогические и психолого-дидактические.

В группе социально-педагогических можно отметить наличие четырёх наиболее важных условий:

1) квалифицированного, творчески работающего учителя;

2) коллектива учащихся с правильно сформированной ценностной ориентацией;

3) необходимых средств обучения;

4) доверительных отношений между учащимися и учителем, основанных на взаимном уважении.

В группе психолого-дидактических можно указать следующие условия:

1) уровень обучения учащихся, соответствующий программным требованиям;

2) наличие обязательного уровня, сформированное мотивом учения и труда;

3) соблюдение дидактических принципов и правил организации учебного процесса;

4) применение активных форм и методов обучения.

Вся совокупность требований к учебному процессу, в конечном счете, сводится к соблюдению дидактических принципов обучения:

* воспитывающего и развивающего обучения;

* научности;

* связи теории с практикой, обучения с жизнью;

* наглядности;

* доступности;

* систематичности и последовательности;

* самостоятельности и активности, учащихся в обучении;

* сознательности и прочности усвоения знаний, умений и навыков;

* целенаправленности и мотивации обучения;

* индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

Когда говорят о требованиях к уроку, обычно сводят их к обязанности соблюдения всей совокупности отмеченных выше правил. Тем не менее наиболее значимыми требованиями к нестандартному уроку является его целенаправленность, рациональное построение содержания урока, обоснованный выбор средств, методов и приёмов обучения, разнообразие форм организации учебной деятельности учащихся.

Необычный урок располагает к полному взаимопониманию учителя и ученика. На таком уроке может быть только атмосфера доброжелательности, что позволяет всем учащимся продемонстрировать свои знания по теме. Нетрадиционный урок развивает чувство коллективизма.

Если все уроки будут необычными, повысится качество знаний учащихся. Можете проверить.

Категория: Всем учителям
14.04.2017 22:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!