СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Кто-то называл эту советскую поэтессу конъюнктурщицей, а кто-то восхищался её самобытным слогом. Михаил Светлов считал Маргариту Алигер человеком неординарным, с особым видением мира. Сама же она признавалась, что стала заложницей своего времени и работала на "партийных подпевках". *
В сентябре 1915 года в еврейской семье Зейлигер родилась девочка. Она была единственным ребёнком своих родителей, и они души не чаяли в маленькой Маргарите. Её отец много работал: делал переводы с иностранных языков, давал частные уроки, чтобы обеспечить семью, престарелых родителей и брата-инвалида. Всё свободное время он отдавал дочери, обучая её музыке.
Вероятно, его неудачная попытка поступить в консерваторию породила желание сделать из Риты великую пианистку. Но особых способностей в этом направлении девочка не проявляла. Да и усидчивой её нельзя было назвать. Маргарита гоняла с мальчишками голубей, карабкалась по деревьям, огорчая своих родителей. Но самым любимым её занятием было преодолевать непокорные волны, а потом сидеть на берегу, покрывшись мурашками, и сочинять стихи.
Отец девочки умер, когда ей было шесть лет, но он успел воспитать в ней любовь к прекрасному, в том числе и к поэзии. Книги она полюбила ещё в раннем детстве и особенно увлекалась русской классикой. Огромное влияние на Маргариту оказала школа и замечательные педагоги, которые устраивали литературные вечера и экскурсионные поездки для детей. Со своим классом она объездила Крым, Кавказ и побережье Днепра. Всё это хорошо сказалось на её становлении.
В эти годы Рита пыталась подражать любимым поэтам, но вскоре разочаровалась в своём творчестве и, считая себя неудачливой поэтессой, поступила в химико-технологический техникум по окончании школы. Проработав на заводе по специальности два года, девушка осознала, что кроме литературы у неё нет другого призвания, и она, оставив родную Одессу, отправилась в Москву.
В Москве Рита окунулась в мир творчества. Несмотря на то, что рядом не было родных и приходилось снимать крохотную комнатушку без удобств, девушка не впала в отчаяние, а напротив, начала настойчиво работать. Она много писала и упорно отправляла свои произведения в разные редакции. Наконец, в журнале "Огонёк" в 1933-м впервые опубликовали её стихи. Эта удача словно окрылила юную поэтессу. Она начала активно посещать литературные вечера, знакомиться с популярными писателями и сама выступать со своими стихотворениями.
Девушка без труда поступила на вечернее отделение Литературного Университета. Вместе с уже известными тогда Симоновым, Матусовским и Долматовским Маргарита, теперь уже взявшая фамилию Алигер, писала стихи дружественному народу Испании и выступала с ними на торжественном собрании. В этот период её имя начали ставить в один ряд с литературными знаменитостями того времени. В тридцатые годы поэтесса много путешествовала по стране, посетив практически все союзные республики. Именно в это время начинается её переводческая деятельность. Благодаря Алигер советский читатель познакомился с творчеством поэтов братских республик и стран. Своеобразие лирики Леси Украинки, Квитко, Неруды, Арагона, Вургуна зазвучало и на русском языке, выходя из-под пера Маргариты Иосифовны.
Теперь её стихи с удовольствием печатали во многих издательствах. Поэтесса стала с гордостью говорить, что ощущает себя настоящим строителем светлого общества будущего с мудрым, великим и справедливым товарищем Сталиным во главе. Как и многие коллеги и сверстники Алигер, она стала заложницей своего времени.
В конце тридцатых годов Маргарита опубликовала три книги своих стихотворений и вышла замуж за выпускника Московской консерватории, начинающего талантливого композитора. Молодожёны испытывали большие материальные трудности, но это было не самое страшное, что приготовила им судьба. После тяжёлой болезни скончался их годовалый сын. А в начале войны муж Маргариты отправился на фронт добровольцем и погиб в первом же бою.
Кажется, невозможно описать горе матери и жены словами, но Алигер выплескивала свою нестерпимую боль в строки, которые заставляли читателя ощущать истинную горечь человеческой утраты. Поэтесса говорила, что после смерти мужа сама живёт с пулей в сердце, и каждая вещь Константина, оставшаяся в их доме, является дорогим памятником его жизни, особенно, пианино, за которым Константин написал яркие и мелодичные произведения на стихи Маргариты.
Позже строки Алигер легли на музыку многих советских композиторов и увидели свет как сборник "Красноармейские песни". Несмотря на череду личных трагедий, Маргарита Иосифовна подготовила к изданию следующий сборник, посвящённый людям на передовой войны. Тем, кто защищал Родину, и тем, кто остался в тылу. Она сотрудничала с газетой, работала в центральной прессе, выезжала с выступлениями на фронт и почти год находилась в осаждённом Ленинграде. В те годы цикл её стихов о блокадном городе часто передавали по радио.
Когда пресса сообщила, что фашистами повешена комсомолка Зоя Космодемьянская, Маргарита Алигер сразу же поняла, что ей необходимо написать о подвиге партизанки. Она стала собирать необходимый материал, встретилась с мамой, учителями и друзьями школьницы, её товарищами по отряду, прочла записные книжки и дневники Зои и ещё раз утвердилась во мнении, что это её тема. Поэма "Зоя" была написана на одном дыхании и получила Сталинскую премию. Пятьдесят тысяч рублей этой награды были перечислены автором на вооружение армии.
Надо сказать, что в поэме прославляется не только подвиг Зои Космодемьянской. Алигер восхваляет Сталина, превознося его на недосягаемые высоты. Конечно, вождь всех времён и народов не мог не читать этих хвалебных строк. Но тогда Маргарита не кривила душой. Она так чувствовала, так писала. И весь советский народ смотрел на Иосифа Виссарионовича, как на символ победы. Уже спустя много лет, после развенчания мифа о величии Сталина, поэтессе предложили переписать некоторые строки поэмы, на что она ответила отказом.
Вскоре была написана драма "Сказка о правде", постановки которой в театрах всей страны прошли с огромным успехом. Затем появилась грандиозная поэма "Твоя победа", которую сама автор считала лучшим произведением своего творчества. Действительно, энергетика этого произведения настолько сильна, что "Зоя" кажется лёгкой поэтической разминкой. Но этому произведению не суждено было завоевать популярность. Возможно, потому что героиня поэмы — обычная женщина-труженица, которая изо дня в день вкладывает свой труд в Великую Победу. Она не совершает больших подвигов, но ведь жизнь не состоит только из них. Возможно, произведение не получило добро на переиздание, потому что в нём Алигер впервые подняла еврейский вопрос, определяя свою принадлежность словами "мой народ". Даже во время "оттепели" в этом усмотрели политическую некорректность.
Когда к власти пришёл "великий знаток и ценитель искусства" Никита Хрущёв, он заявил, что литература должна быть партийной. А такие, как Зощенко и Ахматова — это люди с чуждыми ценностями. Тогда же досталось и Алигер, которую глава партии критиковал и называл "вредным элементом". Маргарита Иосифовна сразу же выступила в одной из газет с покаянием и начала писать под диктовку партии. Такое решение вопроса отнюдь не способствовало появлению интересного материала из-под пера поэтессы. Её будто крыльев лишили. Оставалось только заниматься переводами.
Спустя некоторое время Алигер постигла череда бед — умерла её старшая дочь, застрелился её любимый человек, писатель Фадеев, а вскоре покончила с собой в состоянии депрессии их общая, младшая дочь. Маргарита Алигер, пережив всех своих, умерла через год после гибели младшей дочери, досрочно и трагически нелепо: упала в канаву возле дачи и не смогла из неё выбраться.
Пережив лишения, войну, смерть родных и близких людей, Алигер стала одной из заложниц системы и не смогла ей противостоять. Но она создала свой маленький поэтический мир, открытый бессмертию.
© 2018, Васильева Елена Николаевна 371