Секция иностранных языков ( учащиеся 7-11 классов)
Требования к научно-исследовательской работе учащихся. Методические рекомендации для учителей иностранных языков
Научно-исследовательская работа – это самостоятельное научное исследование, основанное на изучении автором различного рода источников по заявленной проблеме. Основная цель – показать свою способность решать поставленные задачи, применяя полученные знания, демонстрировать умение осуществлять самостоятельное исследование.
Работа в области иностранного языка выполняется на русском языке, приложения к работе могут выполняться на иностранном языке. Включение приложения в структуру работы обязательно.
Исследователь должен:
- иметь представление о научном тексте, его предмете, логической структуре и этапах создания,
- знать особенности письменной и устной форм делового и научного стиля,
- знать нормы и правила невербальной коммуникации и профессионального общения,
- уметь различать жанры письменного и устного научного общения по целевой функции,
- владеть нормами построения и языкового оформления научных текстов разных жанров,
- уметь подготовить публичное выступление, провести деловую и научную дискуссию,
- владеть навыками оформления и редактирования делового и научного документа с использование современных информационных технологий,
- уметь использовать нормы научного стиля речи,
- грамотно формулировать тему, проблематику, цели и задачи исследования,
- уметь адекватно нормам научного стиля оформлять результаты исследования, справочный и библиографический материал,
- владеть приёмами речевого и кинетического поведения в ситуациях публичной защиты, учитывать, кто, кому, что, с какой целью, где и когда говорит.
НИР имеет следующую структуру:
Титульный лист:
Название учреждения
_____
Название работы
Выполнил ______(ФИО, обучающийся ___класса, _____ОО
Руководитель _____ (Ф.И.О., должность, звание)
Введение, в котором раскрывается
- актуальность выбора темы,
- цель исследования (выявить, рассмотреть …),
- задачи исследования ( изучить. проанализировать …),
- объект исследования (язык / фразеологические единицы …),
- предмет исследования ( роман … )
- гипотеза (предположение результата исследования)
Основная часть (главы, при необходимость разделённые на параграфы):
Глава 1 – теоретическая (в исследованиях …, выводы).
В первой главе рассматриваются те теоретические положения, которые достаточно полно освещают предмет исследования и служат достижению поставленных целей и задач исследования. В самом начале желательно перечислить главные пункты, которые будут рассматриваться в данной главе. Затем следует изложить результаты изучения и критический анализ литературы по теме исследования. В конце главы обычно следуют теоретические выводы.
Глава 2 – практическая (изложение содержания и результатов собственного исследования)
При описании собственного исследования во второй главе должны просматриваться теоретические положения первой главы, описание процедуры собственного исследования и его результаты.
Выводы/заключение (выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов)
В заключении подводятся итоги исследовательской работы, констатируется факт выполнения поставленных задач.
Список литературы (книги, статьи по алфавиту фамилий авторов).
Приложение (включается при необходимость и не является обязательной частью работы.
В приложении помещаются материалы, которые могут загромождать текст основной части, где на материалы приложения обязательно делается ссылка.
Схема проведения исследования:
- Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.
- Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые необходимо найти.
- Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы исследования.
- Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу, в том числе должны быть высказаны и нереальные идеи.
- Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования, определить последовательность проведения исследования.
- Определение источников исследования, в том числе Интернет-ресурсов. Цель: отобрать источники библиографической информации.
- Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания.
- Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: творчески переработать полученную информацию, проанализировать позиции авторов, сделать самостоятельные выводы, структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы.
- Составление структуры работы. Цель: разработать рабочий план.
- Работа над понятиями. Цель: проработать понятийный аппарат исследования на основе справочной литературы.
- Подготовка отчёта. Цель: дать определение основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования, подготовить мультимедийную презентацию.
- Доклад. Цель: защитить отчёт публично, ответить на вопросы.
- Обсуждение итогов завершённой работы.
Общие критерии оценивания научно-исследовательской работы:
- видеть проблемы,
- ставить вопросы,
- выдвигать гипотезы,
- давать определения понятиям,
- классифицировать,
- наблюдать,
- проводить эксперименты,
- делать умозаключения и выводы,
- структурировать материал,
- объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
Критерии оценки иллюстративных и раздаточных материалов:
- Презентация начинается и заканчивается титульным слайдом.
- Титульный слайд содержит информацию об авторе, времени и месте выступления или времени создания презентации.
- Материал представлен в хорошо структурированном виде.
- Текст слайдов построен на использовании ключевых слов и фраз.
- Макет каждого слайда тщательно отобран и адекватен содержанию слайдов.
- Размер шрифта и объектов, расположение текста и объектов позволяют максимально эффективно использовать пространство слада.
- Тексты презентации тщательно отредактированы.
- В презентацию включён список использованных ресурсов, оформленный в соответствии с существующими требованиями.
- Общее оформление презентации соответствует теме и учитывает условия выступления (экран монитора, степень затемнения аудитории).
- Графика, звуковые эффекты, эффекты анимации иллюстрируют устное выступление и не отвлекают внимание слушателей.
- Раздаточные материалы отражают основные положения презентации.
- Тип раздаточных материалов соответствует задачам и условиям выступления.
- Раздаточные материалы включают колонтитулы с названием темы выступления, именем автора, временем создания презентации.
Критерии оценки публичного выступления на основе презентации:
- В выступлении дополняются и раскрываются ключевые моменты, представленные на слайдах.
- Выступающий не зачитывает информацию с экрана.
- Выступающий поддерживает зрительный контакт с аудиторией.
- Выступающий свободно управляет презентацией в процессе выступления и ответов на вопросы.
- Слушателям представляются раздаточные материалы на основе презентации
- Раздаточные материалы используются в соответствии с задачами и условиями выступления.
- Выступающий точно укладывается в рамках регламента.
Типичные ошибки при написании работ:
- В работе ставятся глобальные, заведомо невыполнимые задачи.
- Постановка целей и задач не соответствует выводам.
- Нет обоснования в выборе использованных в работе методик.
- Сбивается нумерация иллюстративного материала.
- Пункты оглавления не соответствуют фактически имеющимся в работе.
- Литературный обзор не завершается выводом о степени изученности и перспективах дальнейших исследований по проблеме.
- Литературный обзор представлен сплошным текстом без разбивки на смысловые части (пункты и подпункты, разделы и подразделы).
- В тексте не даются ссылки на литературные источники, иллюстративный материал.
Типичные ошибки при представлении доклада:
- В докладе основное время уделяется второстепенному материалу.
- В ходе доклада слабо используется иллюстративный материал, стенд, презентация.
- Стенд и презентация содержат недостаточно наглядного материала, необходимого для иллюстрации и подтверждения выводов.
- Схема и графики плохо видны на стенде, цвета нечёткие или сливаются.
- В докладе имеется избыточный теоретический материал (общеизвестные сведения, факты), что делает неэффективным использование времени.
- В презентациях используются эффекты анимации, из-за которых неоправданно затрачивается время на ожидание их появления.
- В презентациях имеются неиспользуемые слайды.
- На слайде представлено большое количество результатов. За время показа невозможно изучить их содержимое.
Типичные ошибки в презентации:
- Не должно быть «прыгающих» букв и картинок не по теме.
- На каждом слайде должно быть минимальное количество слов.
- Если выводов несколько и они объёмны, то для каждого вывода должен быть отдельный слайд.
Критерии оценки
- актуальность исследования, характеризующая ценность результатов;
- практическая значимость исследования;
- степень новизны;
- соответствие содержания работы теме, целям и задачам исследования;
- аргументированность, научность и доказательность материала исследования;
- качество оформления работы.
- качество доклада (структура, логичность, аргументированность);
- культура выступления (чёткость, грамотность, доступность изложения, чувство времени);
- эрудиция докладчика (владение материалом, компетентность);
- качество ответов на вопросы (полнота, убедительность, наличие собственной позиции и умение её отстаивать).