СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Современная теория моделирования педагогических тестов рассматривает процедуру тестирования и оценку знаний испытуемых как процесс объективного измерения, а результаты таких измерений, получаемые стандартными математическими методами, сопровождает стандартными характеристиками точности. В литературе, посвящённой тестированию, требованиям к педагогическим тестам уделено немало внимания. Среди них следует отметить такие требования, как соответствие содержания теста целям тестирования, определение значимости проверяемых знаний, взаимосвязь содержания и формы представления тестовых заданий, соответствие содержания теста уровню современного состояния науки, комплексность, системность содержания теста. Согласно классической теории тестирования, наиболее значимыми понятиями, которым должен отвечать профессионально составленный педагогический тест являются надёжность, валидность и эффективность.
Надёжность теста характеризуется стабильностью, устойчивостью показателей при повторных измерениях с помощью того же теста или его равноценного заменителя. Отмечается, что чем выше тематическое, содержательное разнообразие тестовых заданий, тем ниже надёжность теста. Тест, направленный на проверку усвоения конкретной темы, всегда будет более надёжным, чем тест, направленный на проверку всего раздела (курса), охватывающий значительное количество материала – закономерностей, концепций, фактов.
Надёжность тестов значительно зависит от трудности их выполнения, которая определяется соотношением правильных и неправильных ответов на тестовые задания. Включение в состав тестов таких заданий, на которые все обучаемые отвечают правильно или же, наоборот, неправильно, резко снижает надёжность теста в целом. Наибольшую практическую ценность имеют задания, на которые правильно отвечают 45-80% учащихся.
Надёжность теста – это характеристика, отражающая точность измерения и устойчивость результатов к воздействию посторонних случайных факторов. Это означает, что небольшое изменение условий тестирования и состояния испытуемых должно привести к несущественному изменению конечных результатов.
Следует отметить, что повышению надёжности способствует увеличение количества заданий теста. Однако, для реального тестирования проблематично составить тест с достаточно большим количеством заданий. Это связано с ограничениями во времени, санитарными нормами, материальными затратами, возможностями человека и т.д.
Валидность теста по своему содержанию близка к требованию полноты, всесторонности проверки, пропорционального представления всех элементов изучаемых знаний, умений. Термин “валидность” от англ. valid – имеющий значение, ценный. Всегда имеется в виду, что составитель теста обязан тщательно изучить все разделы учебной программы, учебные книги, хорошо знать цель и конкретные задачи обучения. Лишь тогда он сможет составить тесты, которые будут действенными для определённой категории обучаемых.
Чёткая и ясная постановка вопроса в пределах освоенных знаний – неотъемлемое условие валидности теста. Если тест выходит за пределы освоенного содержания или же не достигает этих пределов, превышает запроектированный уровень обучения, то он не будет действенным для тех обучаемых, которым он адресован.
Кроме рассмотренных требований используется и показатель эффективности теста. Тест, обеспечивающий при прочих равных условиях большее количество ответов за единицу времени, считается более эффективным. Например, за 10 минут тестирования от учащихся можно получить и 5, и 8, и 10 ответов при использовании различных методик составления тестовых заданий.
Преимущество тестового контроля состоит в том, что он является научно обоснованным методом эмпирического исследования и в определенной сфере позволяет преодолеть умозрительные оценки знаний. Следует отметить, что задания, используемые многими преподавателями и называемые ими тестовыми, на самом деле таковыми вовсе не являются. В отличие от обычных задач тестовые задания имеют четкий однозначный ответ и оцениваются стандартно на основе ценника. В самом простом случае оценка ученика есть сумма баллов за правильно выполненные задания. Тестовые задания должны быть краткими, ясными и корректными, не допускающими двусмысленности. Сам же тест представляет собой систему заданий возрастающей трудности. Тестовый контроль может применяться как средство текущего, тематического и рубежного контроля, а в некоторых случаях и итогового.
Разумеется, где знания и учебный материал структурируются и формализуются легче, как, например, в естественных науках, составлять тестовые задания легче. Вместе с тем все учебные дисциплины, в том числе и такие, как исторические, основываются на базовых знаниях. В истории сюда относится знание событий, дат, имен, определений основных понятий и многого другого. Проверка базовых знаний средствами тестового контроля позволяет преподавателю в оставшееся время уделить больше внимания общению с учениками на уровне концепций и выводов, проверить традиционными формами не столько знание, сколько понимание проблематики той или иной учебной дисциплины. Следует подчеркнуть, что именно проверка базовых знаний является сферой тестового контроля.
Тестовый контроль без особых затрат времени позволяет опросить всех учеников по всем разделам учебного предмета. Сумма оценок может составить рейтинг знаний, который, по усмотрению преподавателя, может служить основой освобождения ученика от итоговых работ. Тесты привлекают учащихся своей необычностью по сравнению с традиционными формами контроля, побуждают к систематическим занятиям по предмету, создают дополнительную мотивацию обучения.
К преимуществам тестового контроля относятся:
К недостаткам тестирования относят следующее:
Самым существенным недостатком тестового контроля знаний в нашей стране на современном этапе является обилие несистематизированного и различного по качеству тестового материала.
За последнее время появились новые оригинальные методы разработки и применения тестов. Современные тесты позволяют выявить скрытое от поверхностного взгляда знания и способности испытуемых.
Таким образом, реализация достоинств педагогического тестирования может быть выполнена только при учёте требований классической тестовой теории, на основе которой можно обеспечить надёжность, валидность и эффективность тестового контроля знаний учащихся. Естественно, не все необходимые характеристики усвоения можно получить средствами тестирования. Такие, например, показатели, как умение конкретизировать свой ответ примерами, знание фактов, умение связно, логически и доказательно выражать свои мысли, некоторые другие характеристики знаний, умений, навыков диагностировать тестированием невозможно. Это значит, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими (традиционными) формами и методами проверки.
© 2022, Тарасов Сергей Петрович 185