СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Трудности в обучении. Что делать?
Нарушения чтения, письма и счета у детей изучаются давно. Нарушения очень разнообразны по проявлениям, что может говорить о различных причинах их возникновения и, соответственно, разном подходе к коррекционному процессу. Таким образом, актуальна стала проблема диагностики обучаемости в начальной школе.
К нарушениям относятся специфические расстройства, обусловленные умственной отсталостью или задержкой психологического развития, тугоухостью, снижением остроты зрения или педагогической запущенностью, другие расстройства.
Актуальность выбранной мной темы обоснована отсутствием системного обследования ребёнка с нарушением чтения, выявляющего структуру дефекта, учитывающего обследование специфических функций, участвующих в формировании навыка чтения и необходимость выработки подхода к коррекционному процессу, направленному на ликвидацию нарушений процесса чтения и, конечно, письма.
Большинство детей к моменту обучения в школе, уже имеют большой словарный запас, умеют грамматически правильно строить предложения. Однако не у всех процесс овладению речью происходит одинаково. В ряде случаев он может быть замедленным, и тогда у детей отмечаются различные отклонения, нарушающие нормальный ход речевого развития.
Системное обследование нужно и детям с дискалькулией (это неспособность к изучению арифметики). В основе дискалькулии лежит неспособность оценивать количество объектов с первого взгляда (то есть без пересчета), непонимание внутреннего состава чисел и связи их между собой; неумение выделить разряды в числах; невозможность выполнить простейшие арифметические действия; сложности с решением задач, требующих понимания смысла, построения логической цепочки и удержания в памяти выполненных действий; непонимание содержания математических схем и рисунков. Дискалькулия часто является самостоятельным нарушением, а не побочным следствием других неврологических и психологических проблем.
Таким образом, необходимо вовремя выявлять трудности, возникающие в процессе обучения и, проводить коррекцию с помощью коррекционных упражнений.
Под коррекцией понимается исправление или ослабление психических и физических недостатков у школьников и приближение их к нормальному развитию.
При коррекционной направленности процесса обучения применяются специальные педагогические приёмы, влияющие на исправление недостатков и способствующие интеллектуальному и физическому развитию школьников.
Для определения трудностей в обучении и коррекции этих трудностей я составила таблицу.
Таблица для определения трудностей в обучении и их коррекция на уроках.
Трудности |
Возможные причины |
Коррекционные упражнения |
В письменных работах пропускает буквы |
- Низкий уровень развития фонематического слуха. - Слабая концентрация внимания. - Несформированность приёмов самоконтроля |
- Спиши внимательно предложение. - Найди слово. Выдели. |
Неразвитость орфографической зоркости |
- Несформировано произвольное внимание. - Несформированы приёмы учебной деятельности (самоконтроль, умения действовать по правилу). |
- Составь слова из рассыпанных букв, исключи лишнее слово. -Напиши буквы, которые узнал. - Найдите и обведи одинаковые буквы. - Обведи у дома крышу и окно. Нарисуй еще такой дом. Раскрась. |
Невнимателен и рассеян |
- Низкий уровень развития произвольности. - Низкий уровень объёма внимания - Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания. - Преобладающая мотивация учения - игровая. |
«Перепутанные линии» Назови одним словом предметы. Найди спрятанное слово. Зачеркни лишнюю букву. Перерисуй. Сделай штриховку. Проведи линии по кругу. |
Испытывает трудности при решении математических задач. |
- Слабое понимание грамматических конструкций - Несформированность умения ориентироваться на главные признаки. - Низкий уровень развития образного мышления. |
Дополни. Зачеркни 4-ый лишний Обвести одну букву правой рукой, другую – левой. Найди аналогию на картинках. Продолжи ряд. Рисование по точкам. |
Испытывает затруднения при пересказе текста. |
- Несформированность умения планировать свои действия. - Слабое развитие логического запоминания. - Низкий уровень речевого развития. - Низкий уровень развития образного мышления. - Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации). |
- Аналогия на картинках. - Назови животных и найди лишнее, докажи. |
Неусидчив |
- Низкий уровень развития произвольности. - Низкий уровень развития волевой сферы. |
Перечертите эту фигуру и заштрихуй. - Дорисуй рыб, что бы они были одинаковыми. |
Трудно понимает объяснение с 1 раза. |
- Несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу). - Слабая концентрация внимания. - Низкий уровень развития произвольности. |
- Графические диктанты. - Найдите в каждой строчке лишнее слово и зачеркни его. - Какая строчка лишняя? - Перепутанные линии». |
Плохое знание таблиц сложения и умножения |
- Низкий уровень развития механической памяти. - Низкий уровень развития долговременной памяти - Низкий уровень развития произвольности - Слабая концентрация внимания - Несформированность приёмов учебной деятельности |
- Запомни 6 фигур. - Графический диктант. - Цифровые таблицы. |
Плохо списывает с доски |
- Несформированность предпосылок учебной деятельности. - Низкий уровень развития произвольности внимания - Низкий уровень переключения. - Низкий уровень развития кратковременной памяти |
- Графический диктант - Перерисуй по точкам домашних животных. «Найди слово» «Зачеркни букву» |
Плохо ориентируется в тетради |
-Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве. - Низкий уровень развития произвольности. - Слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук. |
- Упражнения на развитие мелкой моторики. – Графический диктант. - Найдите глазами, какая птица прилетит первой, какая второй, какая третьей. - Дорисуй героям нос, ухо, глаз, рот. |
© 2018, Иванова Елена Александровна 430