СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Вопрос о том,
кого должна воспитывать школа - творца или потребителя?,
кажется, сегодня решается в пользу творца. Но для этого необходимо целенаправленное воспитание обучающихся совместными усилиями семьи, школы и общества при продуманной образовательной политике.
Цели, связанные с воспитанием детей и подростков:
воспитание граждан, способных к самообразованию и саморазвитию,
нравственных, самостоятельно мыслящих,
обладающих реалистичным уровнем притязаний,
настроенных на самореализацию в социально одобряемых видах деятельности,
направленных на благо общества,
заинтересованных в своем личностном и профессиональном росте, путем создания педагогических, психологических и социальных условий;
.
содействие достижению баланса между интересами и возможностями человека и потребностями общества;
.
прогнозирование профессиональной успешности индивида в какой-либо сфере трудовой деятельности;
.
содействие профессиональному становлению и развитию молодого человека в целях достижения удовлетворенности своим трудом и социальным статусом, реализации своего потенциала, обеспечения достойного уровня жизни.
.
Задачи трудового воспитания:
формирование у обучающихся положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни человека и общества,
высоких социальных мотивов трудовой деятельности;
.
развитие познавательного интереса к знаниям,
потребности в творческом труде, стремления применять знания на практике;
.
воспитание высоких моральных качеств, трудолюбия, долга и ответственности,
целеустремленности и предприимчивости, деловитости и честности;
.
вооружение обучающихся разнообразными трудовыми умениями и навыками,
формирование основ культуры умственного и физического труда.
.
Выделяют три функции трудового воспитания:
обучающая - овладение обучающимися практическими умениями и навыками в сфере труда;
развивающая - обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое, социальное развитие;
воспитательная - правильно организованный труд формирует трудолюбие, коллективизм, взаимодействие, дисциплинированность, инициативность.
.
Трудовое воспитание школьников включает следующие виды труда:
Учебный труд включает в себя труд умственный и физический.
В процессе труда воспитывается коллективизм, уважение к людям и результатам их деятельности. Любой труд требует волевых усилий и терпения. Привычка к умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Школьными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке.
Общественно полезный труд организуется в интересах всего коллектива. Он включает в себя работу в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома, уход за насаждениями и др.), летнюю работу на полях во время школьных каникул, работу в школьных строительных отрядах, школьных лесничествах и иное.
Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у обучающихся профессиональные интересы и склонности, позволяет получить начальный профессиональный опыт при наличии необходимой материально-технической базы для организации производительного труда. Возможным решением проблемы может быть взаимодействие с образовательными организациями профессионального образования и работодателями.
.
Учитывая, что трудовое воспитание - длительный процесс, имеющий отсроченный результат и не подлежащий индивидуальной оценке, начинать его надо в дошкольном возрасте (3 - 6 лет), сопровождать на всем протяжении школьного обучения (7 - 18 лет), а также в ходе профессионального образования.
Основные этапы трудового воспитания приходятся на обучение в школе:
1 - 4-й классы (пропедевтический этап) - формирование начальных трудовых навыков и позитивного отношения к труду и миру профессий, осознание важности правильного выбора профессии;
5 - 7-й классы (ориентировочный этап) - формирование позитивного отношения к труду, интереса, основанного на включенности учащихся в общественно полезную деятельность;
8 - 9-й классы (поисково-зондирующий этап) - формирование профессиональной направленности, осознание своих интересов, мотивов выбора профессии;
10 - 11-й классы (этап развития профессионального самосознания) - уточнение личностного смысла будущей профессиональной деятельности.
На всех этапах важно отметить формирование уважительного отношения к труду и его результатам, развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
.
Дошкольный возраст (3 - 6 лет) - эмоционально-образный этап, на котором решаются следующие возрастные задачи: воспитание интереса к труду и уважения к людям труда, обучение элементарным трудовым навыкам, начальное знакомство с миром профессий.
Формы работы |
|
Игровые занятия, направленные на знакомство с миром профессий, экскурсии |
|
Занятия по формированию трудовых навыков |
|
Просмотр и обсуждение тематических произведений (литература, изобразительное искусство, мультипликация и др.) |
|
Беседы с родителями о формировании у детей начальных трудовых навыков |
|
Методическая поддержка и повышение квалификации работников дошкольных образовательных организаций |
Показатели эффективности работы на данном этапе:
сформированные навыки самообслуживания;
устойчивый интерес к труду взрослых;
готовность оказывать взрослым посильную помощь;
формирование первоначальных навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми.
.
Начальная школа (1 - 4-й классы, 7 - 10 лет) - пропедевтический этап, на котором решаются следующие возрастные задачи: воспитание положительного отношения к труду и к его результатам, освоение навыков организации труда, развитие начальных представлений о профессиях, ответственности и реалистичной самооценки, первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации.
Формы работы |
|
Организация бесед о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества |
|
Проведение мероприятий по приобретению навыков самообслуживания, овладению технологическими приемами ручной обработки материалов |
|
Организация бесед о правилах техники безопасности и организации рабочего места |
|
Организация бесед о профессиях, о важности правильного выбора профессии, активизирующие методы профориентации |
|
Просмотр и обсуждение мультфильмов, чтение, изучение произведений литературы и искусства, книг о профессиях, работа с электронными образовательными ресурсами |
|
Экскурсии в предметные кабинеты школы |
|
Занятия в кружках и секциях, участие в профориентационных мероприятиях |
|
Беседы с родителями о формировании у детей представлений о мире профессий |
|
Методическая поддержка и организация курсов повышения квалификации работников образовательных организаций |
|
Проектно-исследовательская деятельность |
|
Организация общественно значимых мероприятий и участие в различных акциях (сбор макулатуры, оказание помощи инвалидам и ветеранам, субботник, волонтерство и др.) |
Показатели эффективности работы на данном этапе:
формирование навыка самостоятельной деятельности;
получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;
формирование уважения к труду и людям труда, бережного отношения к результатам труда;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
развитие осознания добросовестного и творческого труда;
формирование потребности в оказании взрослым посильной помощи;
развитие интереса к различным видам профессиональной деятельности;
общая ориентация в мире профессий.
.
Основная школа (5 - 9-й классы, 11 - 15 лет,) - этап предпрофильной подготовки, на котором решаются следующие возрастные задачи:
осознание ценности труда, науки и творчества, умение соотносить свои притязания и склонности с общественными интересами, активное и заинтересованное познание мира; воспитание профессионально важных качеств, становление профессионального интереса; опыт профессиональных проб в различных видах общественно полезной деятельности; осознание своих возможностей, профессиональных интересов и мотивов выбора профессии.
Формы работы |
|
Справочно-информационные индивидуальные и групповые консультации (содержание, профессионально важные качества, квалификационные требования, медицинские противопоказания, пути получения профессий и специальностей, рынок труда) |
|
Индивидуальные и групповые консультации по вопросам выбора профессии, профиля обучения, планирования профессиональной карьеры |
|
Уроки, факультативные занятия, классные часы, внеклассные мероприятия |
|
Просмотр и обсуждение кинофильмов, изучение произведений литературы и изобразительного искусства, в том числе о профессиях и людях труда, работа с электронными образовательными ресурсами |
|
Экскурсии на предприятия, в организации профессионального образования |
|
Активизирующие методы профориентации (игры, тренинги, конкурсы и т.д.) |
|
Проектная и исследовательская деятельность |
|
Участие в профориентационных мероприятиях различного уровня организации (школьных, городских и т.д.) |
|
Методическая поддержка и повышение квалификации специалистов образовательных организаций |
|
Профессиональные пробы |
Показатели эффективности работы на данном этапе:
формирование устойчивой потребности в труде (самообслуживание, оказание помощи окружающим, участие в общественно полезных мероприятиях) и выражении оценки результатов труда;
развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в различных социальных ситуациях; осознание обучающимися своих личностных особенностей, интересов и склонностей;
реалистичная самооценка;
развитие навыков самостоятельного поиска информации о профессиях и организациях профессионального образования;
знание факторов, значимых для выбора профессии и специальности;
способность анализировать условия, необходимые и достаточные для достижения профессиональных целей.
.
.
Планируемые результаты трудового воспитания
Трудолюбие, уважительное отношение к труду, к его результатам и людям труда.
Высокая личная заинтересованность и производительность труда.
Самоорганизация.
Ответственное отношение к умственному и физическому труду.
Опыт участия в социально значимом труде (индивидуальном, групповом).
Осознание своих возможностей и ограничений.
Информированность о социально-экономической ситуации в городе, требованиях рынка труда, путях получения профессии и перспективах трудоустройства по выбранной специальности (построение и развитие личной профессиональной траектории);
Способность соотносить свои возможности, желания, стремления и потребности рынка труда.
Готовность к осознанному выбору профессии, понимание значения профессиональной деятельности для человека и общества.
Мотивированность на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Документы, регламентирующие трудовую деятельность обучающихся
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования". Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования". Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413 (ред. от 31 декабря 2015 г.) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования". Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях". Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 сентября 2009 г. N 58 "Об утверждении СанПиН 2.4.6.2553-09" (зарегистрировано в Минюсте России 5 ноября 2009 г., рег. N 15172). Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования". Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования". Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. N НТ-443/08 (с изменениями от 6 августа 2014 г. N 08-1036) "О продолжении обучения лиц, не прошедших государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования".
© 2018, Бурмистрова Екатерина Александровна 331