Цель: раскрыть проблему трудового обучения в совсременной школе и ее особенности; изучить исторический аспект проблемы формирования личности в условиях воспитания и трудовой деятельности учащихся.
Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная физическая или интеллектуальная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных ценностей, развивающая его физические и духовные силы.
Сознательная трудовая активность немыслима без целеустремленной воли: постоянной готовности к действию, без выдержки в напряженном труде, проявлению настойчивости и упорства в преодолении трудностей. Развитое трудовое сознание способствует формированию в человеке трудолюбия, умения соотносить свои потребности и формы их удовлетворения с объемом и качеством личного труда».
Трудовое воспитание ребенка начинается с формирования в семье и школе элементарных представлений о трудовых обязанностях. В лекции для родителей «Воспитание в труде» А.С. Макаренко перечисляет более 20 видов труда в семье. «Труд был и остается необходимым и важным средством развития психики и нравственных представлений личности. Трудовая деятельность должна стать для школьников естественной физической и интеллектуальной потребностью. Трудовое воспитание тесно связано с политехнической подготовкой учащихся. Политехническое образование обеспечивает знание основ современной техники, технологии и организации производства; вооружает учащихся общетрудовыми знаниями и навыками; развивает творческое отношение к труду; способствует правильному выбору профессии. Таким образом, политехническое образование является базой трудового воспитания».
В работе ставятся следующие задачи:
1. Воспитания уважительного отношения к труду своему и других людей.
2. Формирование психологической установки и понимание необходимости трудовой деятельности как основного источника доходов и главного способа самореализации человека.
3. Вооружить учащихся основными трудовыми умениями и навыками (политехническими и по самообслуживанию).
4. Формировать убеждение в том, что труд по самообслуживанию –проявление принципа справедливости, это способ избежать эксплуатации одного человека другим на бытовом уровне.
Традиционным видом деятельности стало изготовление своими руками подарков родителям и одноклассникам.
Стимулирование трудовой активности выполняет задачу – привлечь внимание учеников к труду, пробудить у них любознательность, познавательный интерес, трудолюбие. Этому способствуют различные виды труда:
- самообслуживание (уход за своими вещами, изготовление и ремонт учебно-наглядных пособий, библиотечных книг);
- хозяйственно-бытовой труд (уборка классов и учебных помещений)
- труд в природе (уход за растениями и животными, сбор лекарственного сырья, работа по благоустройству территории пришкольного участка);

- ручной труд (изготовление поделок);
- художественный труд (рисунки).
Анализ программ и учебных пособий, подготовленных для начальной школы, указывает на то, что учебно-воспитательный процесс содержит большие возможности для воспитания трудовой активности. Поэтому следует широко и многоаспектно использовать все элементы воспитательных воздействий на формирование трудовой активности.
Основные методы стимулирования трудовой активности:
- метод проблемного обучения;
- метод творческого проекта.
Метод проблемного обучения
Наиболее интересное направление связано с вопросами применения на уроке труда методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций как средства повышения трудовой активности учащихся.
Такие уроки стимулируют творческую и трудовую активность младших школьников в процессе разрешения проблемных ситуаций. Педагог создает проблемную ситуацию по следующей тематике:
1) На общетрудовые темы: «Наш сад», «Ухаживаем за больной бабушкой», «На даче».
2) На профессиональные сюжеты: «Почта», «Магазин», «Стройка» и т.д.
3) На техническую смекалку, творческие способности и воображение: «Я – конструктор», «Я – дизайнер» и т.д.

Темы могут задаваться учителем как на уроке труда – для выполнения какой-либо работы, так и в качестве домашнего задания, чтобы ребенок самостоятельно осуществил поисковую деятельность и к следующему уроку имел определенные знания, умения и навыки.
Также в процессе проблемного обучения используются занимательные игры, расширяющие кругозор детей о труде, профессиях, технике, орудиях труда, условиях работ, например:
- «Посадка и уборка картофеля»,
- «Полное лукошко грибов»,
- «Карнавал профессий» и др.
Метод творческого проекта
В современном подходе к обучению особое место занимает метод проектов. Это самостоятельная творческая работа учащихся – от выдвижения идеи до воплощения её в готовом изделии – выполняется или под контролем и при непосредственной консультативной помощи преподавателя.
Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающей личности, развитие воли, находчивости, целеустремленности.
Выполнение творческого проекта – работа сложная и объемная. Защита проектов проходит перед всем классом. Учащиеся демонстрируют готовые изделия. Это мероприятие формирует у них чувство ответственности, навыки самооценки и взаимооценки, развивает творческие способности учащихся, вносит в учебный процесс дух соревнования. В процессе подготовки творческих проектов учащиеся знакомятся с общими и специальными требованиями к работникам различных профессий, условиям труда, возможностями профессионального роста.
Большой интерес у моих учащихся вызывают проектные работы, посвящённые людям труда и различным трудовым процессам: «Производство гжельского фарфора», «Профессия повара, парикмахера, строителя», «Благоустройство садового участка», «Детская площадка», «Я помогаю маме», «Мой город». Проектирование как метод активизации трудовой деятельности младших школьников позволяет усилить индивидуализацию обучения на основе личностно-ориентированного подхода. Наряду с этим большое значение имеют трудовые умения и навыки, которые формируются у обучающихся в процессе освоения ими специальных упражнений, тренировочных заданий и их востребованность в процессе выполнения творческих проектов.
Трудовую активность младших школьников повышают смотры, выставки, конкурсы на изготовление лучшего проекта.
Наблюдения показывают, что не сразу все учащиеся начинают проявлять интерес к новому, включаются в активную трудовую деятельность. Некоторым детям необходима индивидуальная помощь. Если сразу не обратить внимание на этих детей, то они останутся пассивными. Метод творческого проекта открывает перед каждым школьником возможности проявить себя, выявить свои творческие способности, наметить будущую профессиональную деятельность.
Воспитание положительного отношения к труду и творчеству на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности, использование активных форм и методов работы
- формируют у ребят представления об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества, государства;
- формируют положительное отношение к труду;
- воспитывают творческую активность и способность ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека;
- развивают многие жизненно важные качества личности: лидерские, организаторские, волевые.
Каждый согласится с тем, что жизнь – это, прежде всего, труд. Сегодняшние девчонки незаметно вырастают, и нам всем очень хочется, чтобы каждая из них нашла себя в любимой профессии и стала счастливой в семье.
Чистота в доме, порядок, уют создаются руками живущих в нем. Каждый дом трудом держится. «Без труда дельного, серьезного - утверждал Ушинский – семейное счастье не что иное, как романтическая химера». Иметь счастливую семью и хороший дом хотелось бы каждому. Но как часто, к большому сожалению, мы слышим о не сложившихся судьбах молодых людей. Приходят на ум слова Владимира Маяковского «Любовная лодка разбилась о быт». Сколько молодых людей не выдерживают это испытание.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод что, уборка, стирка, шитье, починка белья и одежды – это неизменный спутник каждой семьи. Но то, что упорядочено, выполняется с радостью и удовольствием – дается легче. Остается больше времени, чтобы уделить себе, близким, детям. В уютном, гостеприимном, хлебосольном доме хорошо всем. Таким образом включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется его самооценка. Под влиянием успехов в трудовой деятельности повышается авторитет школьника в классе.
|