СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ценность педагогических взглядов Дж. Локка для современной тьюторской практике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Взгляды Дж. Локка на домашнего учителя (тьютора) считаются эталонными среди современных европейских историков-педагогов.

Среди главных задач, стоящих перед учителем, философ называл пробуждение потенциальных возможностей ребенка и создание образовательного процесса, основанного на классическом греческом идеале наставничества и способного подготовить умственные, духовные и физические силы ребенка к становлению его взрослым человеком.

Исходя из этих задач, он рисует портрет нового педагога. По его мнению, тот должен быть рассудительным, сдержанным, искренним с воспитанником и его семьей, старательным, предприимчивым, осмотрительным; иметь надлежащее образование, «… понимать окружающий мир, нравственные установки, обычаи, причуды, заблуждения, ловушки, ошибки мира, страны, в которой будет жить питомец»; научить его «правильно судить о людях».

Сверхзадача домашнего наставника – разъяснить ребенку принципы морали, добродетелей. «Дать взгляд на человечество; научить любить то, что достойно похвалы, готовить ребенка, не до университета, а к миру». А для этого гувернер должен сам владеть вышеуказанными достоинствами, только тогда он сможет сформировать средствами образования и воспитания ответственного личность с развитой самосознанием.

На мой взгляд, учение Локка актуально в наше время по нескольким причинам. Во-первых, одним из главных условий воспитания личности философ называл созидательную силу личного примера педагога. В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения идея о том, что прежде, чем воспитывать в ребенке различные добродетели, надо самому их обрести. В противном случае – это не воспитание, а лицемерие. Педагог должен быть целеустремлен, принципиален, активен и самокритичен.

Во-вторых, воспитание в концепции Локка предполагает подготовку ребенка к реальной жизни через привлечение его к общественно-полезному труду, приобщение к созданию материальных благ.

В-третьих, Локк особо подчеркивал: все самые важные процессы начального воспитания происходят в семье, потому что все начинается с раннего детства. Это положение тесно связано с первым, поскольку авторитет родителей должен основываться не на страхе или слепом поклонении ребенка перед их возрастом и жизненным опытом, а на их делах и поступках. На мой взгляд, родители не имеют морального права требовать от ребенка, например, не курить или не употреблять алкоголь, если сами регулярно и с удовольствием занимаются этим. Лично на мой взгляд, устарели его взгляды на гендерные роли в семье, хотя в наше время установления «духовных скреп» и они покажутся большинству актуальными. Для меня еще со времен университета осталось загадкой, каким образом подобный сексизм уживался в нем с абсолютной религиозной и политической толерантностью.

В-четвертых, педагогическая система этого философа провозглашает следование общечеловеческим ценностям, которые не устареют никогда: борьба добра со злом и его победа над ним, честность и честь, достоинство и любовь к людям, трудолюбие и умение быть благодарным и др. Главенствующей в этом списке является любовь, в том числе и родителей к ребенку. Но, как подчеркивает Локк, родительская любовь – это любовь к ребенку во имя его будущего; в отличие от любви во имя удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств. Недопустимо желание родителей «купить» детскую любовь или расположение «сюсюканием», задариванием. Это кажется особенно важным в современном обществе, когда звучат опасения относительно того, куда может завести нас потребительство. А оно, на мой взгляд, порождается в человеке именно в семье, когда такая «товарно-денежная» любовь родителей смещает в сознании детей систему нравственных ценностей.

Невероятно важной в сегодняшних реалиях кажется мне главная цель педагогической программы Локка: развитие у детей способности к самостоятельным суждениям и умозаключениям, а также сообщение сведений по различным дисциплинам, что позволило бы им со временем более основательно заняться любой областью знаний по собственному выбору. Во главу угла философ ставил самообразование как почти единственный способ усовершенствовать разум. А в нашу эпоху главным критерием образованности можно считать не количество информации, которую человек вызубрил, а системность знаний и мышления, способность восстанавливать недостающие звенья в этой системе с помощью логических рассуждений и самообразования. В связи с развитием компьютерных образовательных систем и технологий, роль и значение накопленного ранее «не цифрового» опыта самообразования только возрастает. В этой связи самодидактические приемы Локка могут оказать неоденимую услугу разработчикам современных самообразовательных программ.

Категория: Всем учителям
28.06.2019 01:54


Рекомендуем курсы ПК и ПП