СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 21.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Определение.
Ушаков: Цель – то, к чему стремятся, что намечено достигнуть; предел, намерение, которое должно осуществить.
Задача – цель; то, что необходимо осуществить, чего необходимо достигнуть.
Постановка цели и задачи урока имеет большое значение для активизации внимания учащихся и формирования первоначального интереса к изучаемому предмету.
Цель урока – это образная или понятийная модель результата взаимодействия учебной деятельности учащегося и дидактической деятельности педагога, это предвидение, прогнозирование итога.
Цель – это желаемый результат урока, заданный конкретно и определенный во времени в соответствии с необходимостью и возможностью его получения.
Цель может ставиться как на один урок, так и на их серию, в зависимости от того, сколько времени отводится на изучение поставленной проблемы.
Далее, согласно принятой методике, цель разбивается на задачи как её составные части – подцели, постепенно достигаемые участниками урока в ходе смены видов деятельности.
Так, есть свои задачи у организационного момента, у актуализации ранее изученных знаний и т.д. Каждая цель урока считается триединой и состоит из целей воспитания, обучения и развития учащихся.
Однако такая заданность педагогической структуры урока подвергается сомнению. Уральский педагог Трошкин считает, что постановку целей урока можно упростить. Он формирует одну единственную и главную цель, а цели воспитания, обучения и развития переводит в задачи урока, исходящие и подчинённые главной.
Главной же целью может, по его мнению, быть организация единого познавательного процесса учащихся и учителя. А далее задачи и их решение способствуют последовательному и направленному достижению цели.
Задачи развития, например, могли бы состоять в формировании интеллектуальных умений анализа, синтеза, моделирования и др.
Задачи воспитания – предусматривать использование познавательного процесса для укрепления личностных качеств: воли, усидчивости, терпения, аккуратности, ответственности.
Задачи обучения - освоение конкретного предметного материала, т.е. непосредственного формирования знаний и умений.
Словом, цели вполне могут быть заменены задачами.
Такой подход к целеполаганию упрощает сам процесс, делает его более понятным и правильным.
В массовой практике закрепились рекомендации о трёхцелевом уроке.
Этими целями могут быть: цели обучения по освоению определенного содержания учебного материала (изучение правил правописания безударных гласных в корне слова);
воспитательные, содержащие перечень личностных качеств учащихся, подлежащих воспитанию на уроке (воспитание усидчивости и аккуратности в процессе работы на уроке);
развивающие, состоящие из перечня психических свойств человека, как правило, познавательных (Развитие внимательности и наблюдательности в процессе изучения живой природы).
Конаржевский предлагает эти три цели считать за одну и именовать «триединой целью».
Однако этого перечня оказывается недостаточно для того, чтобы охватить все возможности урока. И тогда многие педагоги рекомендуют в качестве целей рассматривать качественные характеристики учебной деятельности учащихся ( формирование умения планировать свою учебную деятельность ); дидактическую деятельность самого учителя (раскрыть учащимся причины экономического кризиса).
Если учитель ставит сразу несколько целей урока, что вполне возможно, он видит их единым блоком, во взаимном дополнении и развитии и способен их достигать. Количество ведущих целей зависит все-таки от личных и профессиональных возможностей учителя.
Для того, чтобы каждую цель разбить на задачи, нужно знать её структуру. В цель входят объект, предмет и действие цели.
Объект – это сам учащийся, имеющий особые характеристики, начиная с возрастных. Он имеет свою позицию в классе, свой уровень умственного развития, мотивацию учения и т.д.
Предметом цели становится то, что мы хотим преобразовать в ходе урока, что изменить, какого результата достичь.
Действие цели показывает меру преобразования предмета по отношению к данному объекту.
Например, в цели – формировать наблюдательность учащихся за естественными явлениями природы – объектом являются учащиеся определенного класса, предметом - наблюдательность за естественными явлениями природы, действие цели – формирование. Формирование процесс длительный, поэтапный, состоящий из более простых действий: составление плана наблюдений, выбор объекта наблюдения, выбор времени наблюдения и т.д.
Вот эти простые действия, входящие в целевое действие, и могут стать основанием для вычленения задач обучения на уроке.
Важно одно – выделяемые задачи в сумме своей должны соответствовать цели, решение каждой из них должно быть вкладом в её достижение.
Требования к постановке целей урока.
Реалистичность целей урока с точки зрения:
Если цели урока были поставлены учителем верно, то следует определить степень их достижения. Для этого реальные результаты урока сопоставляются с идеальными, которые в данном случае совпадают с запланированными.
Целесообразно использовать следующий
алгоритм постановки целей:
Способы постановки целей:
* «дать понятие»; «дать определение»
всегда можно определить меру успеха)
* «научить»; «провести опрос»
3. Через действия воспитанника, через результат деятельности.
Образовательные задачи.
Дидактическая цель урока определяется тем, что урок дал учащимся; чему ученики научились за этот урок: - получили новую(действительно новую) информацию; - повторили ранее усвоенный материал; - закрепили уже имеющиеся знания; - и т.д.
Для реализации образовательных задач учителю необходимо осуществлять, опираясь на специальные дидактические принципы, руководство познавательной деятельностью умственно отсталых детей; стимулировать учебно-познавательную деятельность учащихся по овладению знаниями и умениями и обеспечивать психолого-педагогическую поддержку такой деятельности.
Получаемые знания должны основываться на уже ранее усвоенных учащимися понятиях. Этим обеспечивается как лучшее усвоение новых знаний, так и закрепление пройденного материала.
К числу образовательных задач обучения относится формирование у учащихся основ разносторонних общественных, гуманитарных, естественно-математических, трудовых, технических и др. знаний; выработка умений, специальных для каждого учебного предмета.
Образовательные задачи:
Проконтролировать степень усвоения следующих основных умений и навыков, изученных и сформированных на предыдущих уроках…
Обеспечить усвоение следующих основных задач…
Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие специальные умения и навыки по данному учебному материалу…
Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие общие учебные умения и навыки на материале этого урока…
Воспитательные задачи.
Воспитательные задачи – целенаправленное формирование позитивных качеств личности, мировоззрения, нравственных убеждений и эстетической культуры. Успешное решение воспитательных задач всемерно способствует реальной социально-трудовой адаптации учащихся.
К воспитательным задачам обучения относится взаимосвязанное между собой нравственное, трудовое, этическое, эстетическое, физическое, санитарно-гигиеническое, правовое, экологическое воспитание школьников.
Учитель определяет конкретные воспитательные задачи. Например, воспитание настойчивости и терпения, если на уроке предлагается выполнить ряд упражнений; воспитание чувства коллективизма и ответственности за себя и других – на уроках производственного труда, требующих совместной деятельности, и т.д.
В свою очередь, воспитательные задачи урока оказывают существенное влияние на организацию и методы учебной работы. Например, воспитание самостоятельности и познавательной активности как качеств личности требует больше внимания уделять упражнениям и различным видам самостоятельной работы.
Воспитательная задача может быть ориентирована на решение проблемы – воспитание мотивации к учению, т.е. потребности, желания приобретать знания, зарабатывать оценку, а не получать её (для этого учителю всегда необходимо называть критерии, по которым будет выставлена та или иная оценка). Не надо из конспекта в конспект писать «воспитание бережного отношения к природе», «воспитание аккуратности… и т.п.». Урок – это форма организации учебного процесса; воспитывайте мотивацию к учению (делайте все уроки занимательными, разнообразными, интенсивными и т.п.).
Мотивационное обеспечение урока:
Постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение школьников к учению через:
1.Работу в зоне ближайшего развития;
2.Создание ситуации успеха;
3.Обеспечение психического и физического здоровья учащихся на уроке, гигиены труда.
Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.
При построении урока необходимо учитывать три вида мотивации:
1. Социальную: поднять авторитет ребенка среди товарищей, похвалить за усердие в работе.
2. Прагматическую: усилить внимание к предмету.
3. Содержательную: применение знаний в нестандартной ситуации, познавательные споры, введение учащихся в проблемные ситуации Воспитательные задачи:
В целях решения трудового воспитания…
Осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе урока изучение следующих вопросов: патриотизм, гуманизм, этические нормы поведения…
Формирование экологического воспитания…
Коррекционно-развивающие задачи.
Коррекционно-развивающие задачи предполагают целенаправленное развитие мышления умственно отсталого ребенка (памяти, внимания, эмоционально-волевых качеств, трудоспособности). Каждый урок должен иметь коррекционно-развивающую направленность, способствовать «запуску» компенсаторных механизмов. Для этого учителю необходимо уметь видеть индивидуальные характеристики развития ребенка, что обеспечит планирование и осуществление индивидуального подхода в коррекционной работе на всех этапах обучения.
Реализация коррекционной задачи предполагает целенаправленное включение в урок специальных коррекционно-развивающих упражнений для высших психических функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы и пр.
Каждый урок должен иметь коррекционно-развивающую направленность, способствовать «запуску» компенсаторных механизмов. Для этого учителю необходимо уметь видеть индивидуальные характеристики развития ребенка, что обеспечит планирование и осуществление индивидуального подхода в коррекционной работе на всех этапах обучения.
Здесь очень важно помнить о том, что степень коррекционной направленности урока зависит от методов и приемов работы на уроке, от четко и конкретно спланированной коррекционной задачи.
Нельзя ставить задачи: коррекция речи, памяти, внимания …, как это делается обычно. Невозможно в ходе одного урока реально заниматься коррекцией всех психических функций. Да! Учитель использует эти психические процессы, но как средство для усвоения учебной информации.
Конкретная коррекционная задача может быть сформулирована следующим образом:
Урок математики. «Коррекция аналитико-синтетической деятельности учащихся на основе упражнений в составлении целого» - в ходе урока дается задание собрать «осколочные» картинки.
Урок чтения. «Коррекция вербальной памяти на основе упражнений учащихся в запоминании слов» - в ходе урока дается упражнение на развитие способности запомнить словесный ряд или пары слов.
Урок истории. «Коррекция слухового восприятия на основе упражнений в узнавании и соотнесении» - в ходе урока дается задание «прослушать слуховые сигналы» (звук горна, барабана, трубы, солдатского котелка…) и расставить предложенные предметы в той последовательности, в какой воспроизводятся эти сигналы. Определить, в ходе какой войны могли быть использованы эти предметы.
Урок биологии. «Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений во внимании» - в ходе урока дается задание «запомнить последовательность животных, изображенных на картинках»
Как мы видим, на каждом уроке может быть сформулирована конкретная коррекционная задача, которая реально работает на развитие у каждого ученика механизма компенсации.
В ходе урока всегда можно четко определить, были ли коррекционные упражнения или учитель ограничился использованием лишь учебных методов и приемов ( беседы, работы по картинке, с текстом, рассказ учителя и пр.). Всё это – методы для усвоения учебной информации
Таким образом, на уроке учитель решает многие задачи (цели).
Дидактические цели урока определяются необходимостью продвижения учащихся в изучении темы.
Коррекционно-развивающие – связаны с исправлением (по мере возможности) недостатков умственного и физического развития аномального ребенка достигаются они как общедидактическими средствами обучения, так и специальными приемами, оказывающими положительное воздействие на развитие речи школьников, процессов мышления и т.д.
Воспитательные цели, которые ставит и реализует на уроке учитель, разнообразны как по своей значимости, так и по тем усилиям, продолжительности времени, которые затрачивает учитель на их достижение.
Типы уроков.
В коррекционной школе VIII вида используется наиболее распространенная классификация уроков в зависимости от основной образовательной цели занятия:
Вводный урок.
Осуществляет подготовку учащихся к восприятию нового материала. На этом уроке устанавливаются, актуализируются и систематизируются имеющиеся у школьников знания по данному вопросу и сообщаются некоторые сведения общего характера, необходимые для осмысленного восприятия нового материала, с которым предстоит познакомиться на последующих уроках.
Урок сообщения новых знаний.
Весь ход работы на таком уроке подчиняется поставленной цели – формированию у учащихся первоначальных представлений о новом материале. Большая часть времени отводится на восприятие, осмысление и запоминание новых знаний и на их первичное закрепление.
Урок формирования и закрепления знаний, умений и навыков.
Целью закрепления является запоминание учебного материала и умение использовать его в разнообразных ситуациях. Т.е. основное внимание уделяется практической деятельности.
- уроки коррекции и закрепления нового материала
(применение знаний в сходной ситуации)
- уроки выработки практических умений
(применение знаний в новой ситуации)
Урок обобщения и систематизации знаний (усвоение способов действий в комплексе).
Учебный материал, изученный по определенным темам и разделам систематизируется и обобщается. Повторение пройденного также имеет целью углубить этот материал, связать его с жизнью и практической деятельностью учащихся.
Урок проверки и оценки ЗУН (контрольный урок).
На таком уроке учащиеся выполняют различного рода проверочные и контрольные работы устно или письменно.
Комбинированный урок.
Является наиболее распространенным. Он включают в себя и повторение ранее изученных знаний, и сообщение новых знаний, и первичное их закрепление, и формирование умений и навыков, и учет знаний.
Комбинированные уроки позволяют осуществить непрерывность повторения знаний, сформировать умения и навыки, использовать знания в новых ситуациях, изучать новый материал небольшими порциями, что является наиболее доступным для школьников с нарушением интеллекта.
© 2015, Виноград Инна Викторовна 74315