СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ценности учителя и ученика на уроке

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ценностная позиция учителя и ученика на уроке литературы: конфликт или диалог?

Утверждение Д.С.Лихачева, близкое сердцу гуманитария,  о том, что 20 век должен стать веком гуманитарной культуры, звучит сегодня почти фантастически. В России остро ощущается кризис гуманизма  и кризис  внутреннего мира личности.

 Учителя литературы оказались в невероятно сложной ситуации - противопоставлять давлению времени и психологии  прагматизма   идеалы духовности, которые несёт русская культура. Трудно и ученикам: достаточного социального опыта, мировоззренческой зрелости ещё нет, а ценности, которые несёт литература, в современную эпоху потребления не всегда  кажутся верными.

Любое серьёзное дело начинается с определения цели. И как бы ни наивно звучал этот вопрос, но его ставит перед собой каждый учитель: какой смысл  в преподавании литературы?

Расскажу о ситуации, которая  обострила этот вопрос лично для меня. Несколько лет назад я  готовила к экзаменам в университет  одного одиннадцатиклассника. Мы повторяли весь курс литературы, разбирали темы сочинений, но самое большое количество времени уходило у меня на то, чтобы доказывать молодому  неглупому человеку, как теорему, значимость вопросов, поставленных классикой.  Оказавшийся вне ситуации школьного притворства, он откровенно заявил, что он читал всё, что задавали, отвечал так, как хотелось учителю, но никакого отношения к реальности  идеи Достоевского, Толстого, Пушкина не имеют, и всерьёз  “завихрения” людей искусства  он не воспринимает. Поскольку мальчик был не примитивен, то пришлось искать доказательства своей позиции. Труднее всего было ответить на такие вопросы: а учителя, которые преподают великие открытия литературы, всегда предпочитают честь и достоинство куску хлеба и не подвержены эгоизму? И как воплощается ими в жизнь идея о всепрощающей любви? И сколько педагогов готовы умереть за Россию, а не за своё место под солнцем? И если даже сами писатели и учителя литературы несовершенны, то не есть ли предмет “литература” - грандиозный самообман? А сочинения -  только красивые слова, нужные экзаменаторам. Я не стала обвинять Мишу в цинизме: в чём-то он был прав.

Эта ситуация помогла  мне увидеть главные трудности освоения школьниками духовных ценностей русской литературы. На мой взгляд, их  две.

Во-первых, неразвитая личность не ощущает потребности в познании культуры (и литературы в том числе), приобщение к ней через школьную деятельность, связанную с оценкой, вызывает ещё большее отторжение, и значительная часть учащихся выпадает из духовной жизни.

Сложность математики, химии или русского языка  детьми не опровергается, это, условно говоря, серьёзные науки. А на сложность литературы подросток  может ответить агрессией, поскольку  для неразвитого обывательского сознания  Гоголь или  Блок могут быть не великими классиками, а бездельниками и бездарями, потому что пишут непонятно и о том, о чём нормальные люди не рассуждают. Учителя с восторгом читают в классе Блока, Маяковского, Окуджаву, Бродского, но если провести опрос, то около половины (хорошо, если не больше) ребят скажут, что их поэзия – ерунда.

На другом полюсе - подростки с высоким интеллектуальным  потенциалом, у которых часто преобладает рационалистическое мышление, поддерживаемое и сегодняшним общественным сознанием. Тип делового человека предполагает отрицание “пользы” занятий эстетическим.

Обе группы учащихся представляют такое  социально - психологическое явление, как нигилизм. С одной стороны, нигилизм обывательский, презирающий, по выражению психолога А.В.Петровского, всякое философствование, с другой, - нигилизм как философия, который отрицает то, что не  обеспечивает сиюминутную выгоду. Сошлёмся на ещё одно высказывание А.В. Петровского: «...в настоящее время - может быть больше, чем когда - либо, - существует особая среда, своего рода питательный бульон, для зарождения микробов нонкомформизма и нигилизма... если мы хотим сдержать набухание потока социального нигилизма, нам нужны не только полные прилавки магазинов, нужна правда о нас самих, об обществе, в котором живем...».

Первая трудность может быть преодолена, если учителю удастся преодолеть страх перед «варварскими» суждениями учеников и создать на уроке  атмосферу искреннего разговора, показать отражение в литературе размышлений о ценностях жизни каждого конкретного человека.  Учитель может опереться на свойственную юношескому возрасту жажду познания себя и мира и убедить учеников, что путь познания идет через литературу.  Надо стараться убеждать подростков: хочешь иметь настоящую любовь,  не быть рабом   и отличать добро от зла – читай умные книги не для оценки, а для себя, литература даёт возможность общения с интересными, мудрыми людьми, и, не занимаясь литературой, ты можешь упустить эту возможность.  Писатель должен присутствовать на уроке не только как автор, но и как личность, кому можно задать вопрос, написать письмо, с кем можно поспорить.

Вторая трудность требует нахождения логики в сфере духовной деятельности. Учащиеся-рационалисты с недоверием относятся к эмоциональной оценке взрослых (тем более почти 100% учителей - женщины). Таким ребятам требуется доказательство, причём убедительное, что искусство - действительно необходимая и  важная часть жизни человечества, и самое трудное - что идеи гуманизма  жизненны. Такие доказательства нужны и тем детям, которые являются нашей опорой на уроках, чтобы не оказаться вместе с любимыми книгами  вдалеке от реальности.

Обе причины отторжения  ведут к проблеме неразвитости философского сознания учащихся, не умеющих в частном увидеть общих закономерностей.

Мы прикрываемся «минимумами», «стандартами», «программами»,  но  для подростков эти слова – только подтверждение того, что взрослые их обманывают. Конечно, в классе всегда есть те, кто радуется урокам литературы,   но слишком много и тех, кто  не может говорить с нами, учителями, на одном языке. От коллег – учителей тоже приходится слышать, что преподавать русский язык хочется, а  уроки литературы – мука  не только для ученика, но и для учителя.   Не хочется преувеличивать, но  урок литературы сегодня часто не может реализовать свой воспитательный потенциал, потому что  дети не принимают философии произведения, ведь    литература - это ещё и философия в художественных образах. Известны высказывания В.Г.Белинского: «Философ говорит силлогизмами, поэт - образами и картинами. А говорят они оба одно и то же. «Художественное произведение есть плод могучей мысли, овладевшей автором». Диалог читателя с автором, учителем и самим собой может не состояться из-за отсутствия общего языка,  общих ценностей.

Практика ставит задачу работы с мировоззрением учащихся на уроках литературы в сфере философской рефлексии. Без подъёма по лестнице сознания от обыденного до философского нельзя представить развивающего литературного образования.

К тому же в образовательном стандарте среднего общего образования по литературе перед учителем ставится очень сложная задача формирования ценностно-мировоззренческой компетентности –      сформированности гуманистического видения мира, духовно-нравственных ценностей, собственного мнения и убеждения, способности утверждать и отстаивать их; понимание необходимости литературы для саморазвития и самореализации духовного мира человека.

В системе параметров литературного образования школьников многими учёными и методистами на первое место ставится формирование духовных ценностей и ориентиров, и лишь затем - овладение методами анализа художественного текста.

Существует и противоположная точка зрения: к литературе ученик приходит, в первую  очередь, через постижение законов этого искусства. Мне, например, интереснее заниматься с учениками исследованием жанра, системы образов, изобразительных средств, но путь к форме произведения всё равно лежит через содержание. Образно говоря, чтобы ученик понял правду книги и правду  учителя, ему надо помочь увидеть в книге правду жизни.  Никогда по достоинству не оценит школьник композицию или изобразительные средства стихотворения Есенина , если  они не наполнены личностным смыслом.

Надо создавать «общую территорию»  умных взрослых и подростка на уроке. Этой общей территорией может стать более серьёзная работа с философскими понятиями, прежде всего с ценностными категориями.

Категория: Литература
13.01.2015 17:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!