СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЦЕРКОВНЫЙ СТИЛЬ. МОЛИТВА.

Нажмите, чтобы узнать подробности

10 класс, русский язык

ТЕМА. ЦЕРКОВНЫЙ СТИЛЬ. МОЛИТВА.

ЦЕЛЬ. Обогатить представление учащихся о стилях современного русского языка; помочь осознать важность слова в жизни человека; стимулировать развитие творческих способностей учащихся.

ЗАДАЧИ. 1. Систематизировать знания учащихся о стилях современного русского языка. 2. Сформировать представление о так называемом церковном стиле. 3. Познакомить учащихся с особым жанром – молитвой. 4. Развивать речевую культуру учащихся; способствовать формированию самостоятельно мыслящей, способной к самовыражению личности.

ОБОРУДОВАНИЕ. Мультимедийная доска, презентация-сопровождение к уроку, ученические презентации «Церковный стиль» и «Молитвы и иконы».

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. Понимание учащимися особенностей церковного стиля, осознание силы эмоционального воздействия данного стиля и отражение этого в творческих работах учащихся – молитвах об Украине.

ХОД УРОКА.

I. Сообщение учителем темы, цели и задач урока.

II. Запись и анализ эпиграфа.

Филология – наука глубоко личная и глубоко национальная, нужная для отдельной личности и нужная для развития национальных культур. Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. Будьте филологами, то есть «любителями слова», ибо слово стоит в начале культуры и завершает ее, выражает ее.

Д.С. Лихачев.

1. Записывая эпиграф, выполнить комментированное письмо: объяснить орфограммы и пунктограммы.

2. Определите стиль данного высказывания и докажите свою точку зрения.

III. Актуализация опорных знаний.

1. Какие стили вам известны?

2. От чего зависит выбор стиля высказывания?

3. Установите соответствие между названиями стилей и основными стилевыми чертами.

ОФИЦИАЛЬНО-ДЕЛОВОЙ

Стремление к абсолютной точности и однозначности названия предметов и явлений, строгая логичность и последовательность изложения

РАЗГОВОРНЫЙ

Образность, эмоциональность, оценочность, призывность, фактографичность

ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ

Стереотипность построения текста, долженствование, предписание.

НАУЧНЫЙ

Неофициальность, непринужденность, неподготовленность, ситуативность.

4. Распределительное письмо ( распределите словосочетания в зависимости от их стилевой принадлежности)

Тоническое стихосложение, в установленном порядке, парламентское заседание, всеобщая гласность, центр окружности, отче наш, авось пронесет, в соответствии с планом, ныне и присно, задать стрекача, ревность о душах наших.

5. Были ли выражения, в определении стилевой принадлежности которых вы затруднились? Почему? Как вы думаете, в какой сфере нашей жизни вы можете с ними встретиться?

IV. Работа над темой «Церковный стиль. Молитва.»

1. Ученическая презентация «Церковный стиль»

2. Словарная работа.

Старославянизмы – слова и обороты речи, унаследованные русским языком из старославянского. На Руси старославянский язык получил распространение в конце 10 века, после принятия христианства. Старославянизмы определяют по различным признакам: фонетическим (например, неполногласные сочетания ро, ла, ре, ле в соответствии с русскими оро, оло, ере, еле; сочетание жд и щ в соответствии с русскими ж и ч и др.), словообразовательным (неполногласные приставки пре-, пред-, чрез-; приставки из-, воз-; суффиксы –ствиj(е), -знь, -ын(я) идр.) и смысловым (например, слова нрав, кроткий имеют более абстрактное значение, чем норов, короткий)

Подберите современные слова-эквиваленты к старославянским словам.

Отче, еси, царствие, яко на небеси, насущный, даждь нам днесь, ныне и присно, дарует,

3. Как вы думаете, находясь особняком в системе стилей современного русского языка, по своим задачам, по тематике и жанрам высказываний, к какому стилю ближе всего находится церковно-религиозный стиль?

4. Ученическая презентация «Молитвы и иконы».

5. Приходилось ли вам лично когда-нибудь прибегать в своей жизни к молитвам? Знаете ли вы какие-то молитвы наизусть?

6. Какие требования, по-вашему, предъявляются к молитвам?

7. Можно ли создавать свои собственные молитвы? Когда, в каких ситуациях?

8. Ситуативное упражнение «Представьте ситуацию, когда вы решаете обратиться с молитвой к высшим силам. Как бы звучала ваша молитва?»

9. Имеет ли значение словесная оболочка вашего обращения? Можно ли утверждать, что в молитве важно содержание, а форма, слова второстепенны? А как в Библии оценивается роль Слова?

V. Домашнее задание. Составьте и запишите молитву об Украине.

VI. Подведение итогов. Выставление оценок.

VII. «Эмоциональная точка» (на фоне «Лунной сонаты» Бетховена учитель произносит молитву)

Прошу тебя, Господи,

Дай тем людям, которые слушают эту молитву, все, о чем они тебя просят!

Дай им это в полной мере, как умеешь давать только Ты один!

И пусть они будут счастливы во все свои дни, а если невозможно такое, то хоть сколько-нибудь. Даруй им крепкое здоровье и любовь ближних, понимание и сочувствие. Сделай так, чтобы души их светились одной лишь любовью ко всему сущему, огради их от дурнословия, от обид и зависти, от войн и смертей, от боли физической и душевной, если же все это неизбежно, - не покинь их и тогда, дай утешение. Спаси для них все, что дорого им на земле. Если же поздно просить об этом, не лишай их памяти. Не знаю, верят ли в Тебя слушающие сейчас эту молитву, но даже если и не верят: помоги им! Пусть они чувствуют, что не одиноки, что нужны и любимы.

Милостивый и добрый мой Господь! Исполни это мое пожелание.

Пусть Ангел Хранитель помогает Вам, когда ваши крылья опускаются вниз.

  1. Р.S. Эту молитву придумала моя ученица после урока. Это было в начале 2013 года. Мы не знали, что находимся на пороге гражданской войны.

Иегова, любящий Бог, обращаюсь к тебе в молитве через Иисуса Христа, Твоего сына. Благодарю тебя за твои прекрасные творения, за то, что живу в такой стране, где нет войн. Прошу тебя, Боже, вразуми правителей и политиков, дабы они поступали с народом честно и заботились о людях. Также прошу: сохрани мир в нашей стране. Да славится твое великое имя по всей земле. Аминь.

Шелехова Лилия

Категория: Русский язык
13.01.2016 12:39


Рекомендуем курсы ПК и ПП