СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цитаты для лингвистической темы

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». 2. «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев». 3. «В синтаксисе передаются связи и отношения между понятиями, предметами, явлениями окружающего человека мира и постигаемого человеком мира». 4. «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». 5. «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». 6. «Многоточие – частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости». 7. «Эпитеты – одежда слов». 8. «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». 9. «Слова и выражения приобретают в контексте всего произведения разнообразные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой образной перспективе». 10. «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?». 11. «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер” ». 12. «Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи». 13. «Для правильного употребления слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо ещё учитывать особенности лексической сочетаемости слов, то есть их способность соединяться друг с другом». 14. «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах». 15. «Как предложение строится по определённым синтаксическим моделям, точно так же и предложения в тексте соединяются по определённым правилам». 16. «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения». 17. «В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений». 18. «Деепричастия… устраняют однообразие в перечне отдельных действий одного и того же лица». 19. «При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость» 20. «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста». 21. «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». 22. «Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов». 23. «Наилучшие стилистические возможности заключены в словарном составе (лексике) русского языка. Богат ими и синтаксис. 24. «Все средства языка выразительны, надо лишь умело пользоваться ими». 25. «Все абзацы и вся пунктуация должны быть сделаны правильно с точки зрения наибольшего воздействия текста на читателя». 26. «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения». 27. «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями». 28. «Задача автора рассуждения – как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в определённой последовательности». 29. «То, что в устной речи достигается с помощью пауз и логических ударений, в письменной – с помощью знаков препинания». 30. пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость». 31. «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения». 32. «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». 33. «Имя существительное – это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним». 34. «Язык не есть только говор, речь; язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». 35. «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». 36. «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». 37. Изложение „от первого лица”, употребление слов и оборотов разговорного характера дают автору возможность влиять на сознание и чувства читателя». 38. «Авторская речь обладает не только изобразительностью, но и выразительностью и характеризует не только объект высказывания, но и самого говорящего». 39. «Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью „маленьких” слов, слов, которые принято считать служебными, – частиц и союзов». 40. «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». 41. «У каждой части речи свои достоинства». 42. «Пунктуация достигла такого уровня развития, когда она стала выразителем тончайших оттенков смысла и интонации, ритма и стиля». 43. «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)». 44. «Современная русская пунктуация – это очень сложная, но чёткая система. В разностороннем богатстве этой системы таятся большие возможности для пишущего. И это превращает пунктуацию… в мощное смысловое и стилистическое средство». 45. «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего». 46. «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». 47. «Смешение или соединение выражений, принадлежащих к разным стилям литературного языка, в составе художественного произведения должно быть внутренне оправдано или мотивировано». 48. «Абзац, или красная строка, которую тоже надо считать своего рода знаком препинания, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мыслей». 49. «Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое». 50. «Местоимение – удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании». 51. «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис». 52. «Основной приём, выражающий желание говорящего внедрить в сознание слушащего именно свою оценку ситуации, – это выбор слов, содержащих оценочный элемент». 53. «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». 54. «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как „запасные игроки” …выходят на поле, когда вынужденно „освобождают игру” знаменательные слова». 55. «Русский язык. обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».
Категория: Русский язык
07.03.2015 11:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!