СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческая самореализация младших школьников по развивающей системе Л.В.Занкова в условиях введения ФГОС нового поколения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Учитель! Будь надеждой для школьника! Знай, к чему стремишься. Дари себя детям! Постоянно ищи в ребенке богатство его души».

Ш.А. Амонашвили

В условиях переориентации общественного развития приоритетом современного образования становится обучение, направленное на саморазвитие и самореализацию личности. Его доминирующей целевой установкой сегодня выступает личностное, познавательное и общекультурное развитие учащихся, обеспечивающееся компетентностным подходом к организации образовательного процесса.

Для реализации поставленных целей и задач разработаны федеральные государственные стандарты (ФГОС).

Новые стандарты предоставляют ребёнку возможность обучаться в школе, которая в состоянии повысить уровень его компетенции, раскрыть таланты, сформировать активную жизненную позицию, а также способность к саморазвитию и самоопределению.

Работа по новым стандартам предоставляет учителям возможность применять на практике нестандартные приёмы и методы работы для формирования всесторонне развитой личности, успешно адаптирующейся в изменяющихся условиях современного общества.

Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: « Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая? А сам думает: «Скажет живая - я её умертвлю, скажет мёртвая - выпущу». Мудрец подумал и ответил: « Всё в твоих руках».

В наших же учительских руках есть огромная возможность создать в классе и школе такую атмосферу доверия, тепла и взаимопонимания, в которой учащиеся будут чувствовать себя «как дома». Сама личность может сформироваться в условиях такого психологического пространства, где с первого класса предоставляется возможность выражать своё я, делать выбор в соответствии со своими ценностными ориентациями, где поощряются идеи, инициатива, внесение интересных предложений, где развивается готовность и умение брать на себя ответственность, где создаются условия для самоутверждения ученика с учётом сильных сторон его личности, где формируется взгляд на другого человека как на уважаемую личность.

Все эти задачи, несомненно, полностью решаются в развивающей системе обучения Л.В.Занкова, в которой ведущим является принцип психологического комфорта. Ведь совсем нельзя допустить в работе у детей комплексов, неуверенности в себе. Каждый ребёнок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (я могу) формирует веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать своё движение вперёд.

Удовольствие мыслить подарено нам природой, а корни – мысли учим детей « выращивать» на уроке. Значит урок- дар, удовольствие не только получать знания, но и учиться самостоятельно их добывать.

Смена занятий, переключение, напряжение тем, что интересно- лучшее лекарство от скуки и перегрузок. Кто работает по системе Л.В.Занкова, умеет соблюдать оптимум трудности. Ситуаций, когда ребёнку слишком легко или слишком трудно здесь не бывает. Значит ему всегда интересно. В учёбе обязательно бывают подъёмы и спады, это как дыхание, вдох и выдох. Вы могли бы всё время только вдыхать? А от ученика мы, образно говоря, требуем учиться всегда только на вдохе. Если быть последовательным занковцем, то нужно позволить детям двигаться в своём темпе.

Система Л.В.Занкова уникальна, учитель в ней – творец, позволяющий каждому быть самим собой, не подавляет того, кто хочет быть другим, сберегает «неповторимую прелесть индивидуальности». Учиться и совершенствоваться, отдавать и находить – в этом таится успех творца.

Творчество следует развивать на различных занятиях: на уроках труда, музыки, математики, физической культуры, изобразительной деятель­ность, окружающего мира и т.д.

В своей работе на уроках я стараюсь не давать детям знания в готовом виде, а направляю их на поиск различных вариантов решения проблемы. Если на уроке нет равнодушных, дети открывают для себя что-то новое, значит цель урока достигнута. Ведь творчество-понятие условное, это не обязательное открытие чего-то нового, а и открытие относительно нового. А соблюдение принципов развивающего обучения создает условия для развития творческих способностей. Ребенок должен сам хотеть, сам думать, сам делать, тогда он может стать творцом. А когда мы детям «преподносим все на блюдечке с золотой каемочкой», вряд ли они в будущем сами могут сделать что-либо стоящее, в лучшем случае станут хорошими исполнителями.

Самостоятельное составление заданий, придумывание собственных задач - «ловушек», использование карточек с нестандартными заданиями, ролевых игр, различных форм проведения уроков - все это способствует развитию как любознательности, так и творческих способностей.

Уроки - простор для творческой деятельности учителя, учеников. Я не буду подробно рассказывать о принципах, о методике: решение проблемных ситуаций, сравнения, обобщения, классификация - это присутствует на всех уроках учителей, которые работают по развивающим технологиям.

Я хочу поделиться некоторыми своими находками:

а) соедини несоединимое, сравни несравнимое - этот прием способствует развитию гибкости мышления;

б) прием «запутывания ниток в клубок» требует от учащихся доказательности собственных суждений;

в) прием «бросания в воду, не умеющего плавать» направлен на развитие самостоятельности у учащихся при объяснении нового материала. Через этот прием идет генерирование идей, рождаются творцы, которые придумывают то, что знают немногие, а потом придумывают то, что не знает никто. Самое главное при этом – не погасить искорку творчества;

г) прием сотворчества позволяет при подготовке к уроку привлекать учащихся к изготовлению карточек, к поиску дополнительного материала, составлению рассказов о писателях, подбору и придумыванию логических задач;

д) прием «права выбора» направлен на формирование рефлексивных навыков (ты можешь отдохнуть на уроке, но мне очень жаль, что я не сумела тебя заинтересовать; стоит ли исправлять полученную двойку, учить наизусть стихотворение, готовить реферат или рисовать иллюстрацию - это решают дети, но поощряется стремление к совершенству и самостоятельность).

Отдельно выделяю уроки, продуктом творческой деятельности которых являются: сочинение, поделки, стихотворение, сказки и т.д. Особое внимание я уделяю сочинениям на нравственную тему, которые позволяют не только развивать творческие способности ребенка, но и понять его внутренний мир: «Что такое счастье?» - «Счастье - это просто жить на свете», - эти слова из сочинения моей ученицы заставляют взрослого задуматься о богатстве детской души.

Неоценима роль внеклассной работы в развитии творческих способностей.

В этом деле главное для меня - дать возможность детям попробовать себя в различных сферах деятельности. В проведении внеклассной работы я не одинока. В планировании, подготовке, проведении и подведении итогов любого мероприятия участвуют дети, учитель и родители. Различные конкурсы, праздники, вечера, соревнования - все это придумываем вместе.

На праздниках часто включаю творческие задания, которые ребята выполняют сразу без подготовки: придумай поздравление товарищу в стихотворной форме, придумай другую концовку сказки, сочини скороговорку и т.д.

В классе создается атмосфера творческого поиска, когда дети чем-то увлечены, к чему-то готовятся, что-то обсуждают.

Результаты деятельности я отслеживаю через диагностику. Анализ диагностики показывает, что дети:

  • успешно адаптируются в среднем звене: уже к концу I четверти;
  • становятся призерами районных олимпиад

-умеют оценивать свою деятельность и решать проблемы самостоятельно.

Особое внимание я уделяю расширению проектной деятельности на уроках и внеурочных занятиях, что очень важно для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего постижения основ научно- исследовательской деятельности.

Включая младших школьников в проект можно сформировать у них следующие умения:

  1. Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
  2. Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.
  3. Проводить наблюдения. Ставить простые эксперименты, строить простые модели объектов и явлений окружающего мира.

Осуществление проекта проводится с целью воспитания детей, их гражданской позиции, их социальной ориентации и адаптации в социуме, самоутверждения.

Сейчас вся система отечественного образования, как, впрочем, и любая другая сфера деятельности, переживает этап серьёзного реформирования.

Наверняка многие родители первоклассников, приводя своих чад в школу, мечтают о том, что здесь ребёнку не только дадут все необходимые знания, но и вырастят из него полноценную личность, способную ориентироваться во всём многообразии нескончаемых потоков информации, обрушивающихся на современного человека, личность целеустремлённую и с высоким уровнем интеллекта.

Переход на новые Федеральные Государственные стандарты образования - необходим. Стране нужны люди не просто с набором знаний, но умеющие их применить. Я уверена, что новые стандарты будут способствовать созданию условий для ориентации всей системы образования на новые результаты, которые связаны с пониманием развития личности как цели и смысла образования.

20.12.2017 19:31


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!