СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий отчёт по самообразованию"Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО» Щетневой Н.М., 2016 г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №8 «Солнышко

Мензелинского муниципального района Республики Татарстан

Творческий отчёт по теме: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО».

Воспитатель первой квалификационной категории Щетнева Н. М.

2016 г.

Введение: Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, нежелающих идти в школу. Снизилась положительная мотивация к образовательной деятельности. Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.

Проектная деятельность - стала актуальной для дошкольных образовательных учреждений после утверждения приказом Минобрнауки России от 23.11.2009г №655 ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Метод проектов актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.

Этот метод интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания нескучным и чрезмерно назидательным.

Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада. В ходе реализации детских тематических проектов успешно осуществляется комплексно-тематическое планирование, так как все виды детской деятельности в проекте связаны единой темой. Исследования показывают, что дошкольники могут успешно выполнять проектную деятельность. При этом наблюдаются отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей, наблюдается личностный рост дошкольников, который выражается в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Существенно изменяются межличностные отношения дошкольников, дети приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Наблюдаются изменения в отношениях между детьми и родителями.

Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

Актуальность:

Избранная тема является актуальной, поскольку невозможно переоценить значение познавательной активности для общего развития дошкольников и формирования их личности. Функциональное назначение познавательной активности состоит в том, чтобы вооружить дошкольников знаниями умениями, навыками. Содействовать становлению мировоззрения, нравственных, эстетических качеств, личности. Развивать познавательные способности, приобщать к поисковой и творческой деятельности. Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации завершающих созданием творческого продукта.

Суть “метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. “Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов. Метод проектов может использоваться в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.

Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы. Эти вопросы очень актуальны в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе.

Поэтому цель работы заключается в развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка, через проектную деятельность.

Она дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики и познания, пытливости ума, совместной познавательно – поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности. Ведущая идея состоит в активизации интереса, формировании навыков и умений детей познавательной деятельности на основе проектного подхода в системе работы детского сада.

Метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции. Детям даются знания не в готовом виде, им дается возможность размышлять, исследовать, делать выводы. При поддержке взрослых ребята могут стать авторами своих собственных творческих, а также исследовательских, приключенческих, игровых, практико-ориентированных проектов. Участвуя в педагогическом процессе наравне со взрослыми, дети проектируют свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя изобретательность и оригинальность.

Основными задачами проектной деятельности как средства развития познавательной активности у старших дошкольников являются:

- развитие интереса к исследовательскому поиску;

- создание проблемной ситуацию, которая инициирует детское любопытство, стимулирует стремление к исследованию;

- организация работы с родителями по развитию проектной деятельности дошкольника;

- организация предметно-развивающей среды.

При работе над данной темой я определила следующие признаки проекта:

- присутствие новизны;

- наличие реальной проблемы;

-практическая направленность (полезность продукта), широта его использования;

- презентация результата проекта.

Изучив труды отечественных ученых и педагогов-практиков, я выяснила, что организовывая детское проектирование, очень важно соблюдать следующие условия:

- учет интересов ребенка;

- деятельность без принуждения, «от всего сердца»;

- тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;

- предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;

- совместное с взрослыми поэтапное достижение цели.

Работая над данной темой, я пришла к выводу, что эффективным средством внедрения проектной деятельности в образовательный процесс является создание «Центров активности» в группе.

Эффективность реализации поставленных задач во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды созданной совместно с родителями в группе, которая включает: детскую лабораторию, подборку литературы, дидактические игры, картинки, схемы, иллюстрации, информацию для родителей, коллекции. Предметно-развивающая среда пополняется новыми материалами для экспериментирования, тем самым постоянно поддерживается исследовательский интерес, детям предоставляется возможность вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях.

При работе над тем или иным проектом крайне важно научить детей основам самостоятельной мыслительной, поисковой деятельности, так как умение видеть проблемы развивается в течение длительного времени.

В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, активизирующие развитие познавательно-исследовательской, поисковой деятельности дошкольников:

в непосредственно образовательной деятельности:

- занятия-путешествия;

- занятия в форме дидактических игр

в повседневной деятельности:

- наблюдения, целевые прогулки и экскурсии;

- дидактические и сюжетно-ролевые игры;

- практические упражнения;

- опыты (экспериментирования) с предметами и их свойствами;

- коллекционирование (классификационная работа);

- совместное творчество детей и родителей;

- презентация.

Самое трудное, как оказалось в процессе работы, - выбрать интересную тему проекта. Мыслей много, остановиться на какой – то одной не всегда сразу получается. Оптимальный выход – фиксировать и собирать интересные идеи в специально предназначенное для этого место, это «Шкатулка Почемучки».

В ходе реализации детских тематических проектов успешно осуществляется комплексно-тематическое планирование, так как все виды детской деятельности в проекте связаны единой темой.

В процессе работы с детьми и родителями над проектами мы решали следующие задачи:

- обучение детей осмысленной организации творческого дела:

- видение проблему (зачем мы это делаем);

- планирование конечного результата;

- выбор способов достижения поставленной цели;

- умение работать в группах и самостоятельно;

- умение пользоваться различными источниками информации и способами обработки информации;

- умение публично выступать с отчётом о проделанной работе.

Эти задачи соответствуют содержанию психолого-педагогической работе в старшей и подготовительной группе.

Расскажу немного о том как мы с ребятами проекты создаем.

Для того, чтобы обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за культурными растениями в комнатных условиях, привлечь к работе проекта как можно больше детей, сделать проект сотворчеством воспитателей, детей и родителей, были создан и разработан такой проект как: «Господин ЛУК» При проведении совместной деятельности – посадка лука, все дети проявили желание помочь, посадить самим. Возникла идея реализовать проект «Господин ЛУК», и предложить детям совместно с родителями посадить лук, пронаблюдать как и насколько быстро вырастет он в перо, при этом учесть, что посадка лука на перо может быть выполнена в самом различном виде.

Проект включает в себя 3 этапа:

Подготовительный этап

Разработка стратегии реализации проекта. Подбор материала по теме «Лук. Свойства лука. Народные рецепты лука». Составлен план основного этапа, определены цели и задачи проектной деятельности.

Основной этап

1. Совместная деятельность – посадка лука «Ракета». 2. Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях группы. 3. Совместная деятельность «Чем хорош лук? О пользе лукового семейства», «Лук репчатый». 4. Консультация для родителей «Полезные свойства лука», «Чем хорош лук? О пользе лукового семейства», «Лук репчатый. Полезные и целебные (лечебные) свойства лука репчатого. Чем полезен лук. Лечение луком: народные рецепты». 5. Посадка лука в домашних условиях. 6. Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях дома.

Во время этих проектов дети принимали активное участие, в опытах, в наблюдениях, сравнивали результаты, делали выводы. Дома вместе с родителями выращивали лук. Применили свой опыт для выращивания овощей в огороде детского сада.

Очень важным моментом проектирования является – мотивация. Но простого интереса здесь недостаточно. Нужно, чтобы и педагог и ребёнок сформулировали причину, по которой они включаются в работу.

В программе «От рождения до школы» большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, знаниям об отечественных традициях и праздниках. В канун праздника «День защитника отечества», была организована выставка «Защитники Родины». Рассмотрев, ее перед детьми встал вопрос: является ли папа защитником Родины. Это и была тема следующего проекта «Защитники Родины». Совместная работа детей и пап была организована через беседы, рассматривание фотоальбомов «Я служу России». Дети узнали о родах войск, о буднях военной службы. Почему нужно защищать Родину? Приняли участие в выставке стенгазет «С праздником, богатыри!». Заключительный этап проекта спортивное мероприятие «Я и папа».

Самый добрый, самый важный праздник – 8 МАРТА. Было решено создать проект «Мамы разные нужны» Родители совместно с детьми представили презентацию «Мама дома и на работе», приняли участие в выставке рисунков «Портрет моей мамы». Была изготовлена папка передвижка «Готовим вместе с бабулей…». Дети и родители предоставили для папки фотографии. Итог проекта –утренник.

В преддверье праздника День Победы мы совместно с детьми и родителями решили создать проект «Спасибо деду за победу!». Работа над проектом началась с беседы о семьях детей. Совместными усилиями с родителями начали сбор экспонатов для мини – музея «День Победы».

На первом этапе работы дети и родители собирали материалы о своих близких, родных, которые прославили себя как в трудовых, так и в боевых буднях. Экспонаты были представлены в виде документов, наградных листов, литературы, художественных произведений, открыток, фото, была подобрана видеотека с мультфильмами о Великой Отечественной войне, диски с музыкальными произведениями на военную тематику. Работа была кропотливой, но очень интересной. Многие родители открыли для себя новые факты из биографии своих близких.

На втором этапе мы приступили к созданию мини-музея. В музее было несколько экспозиций: «Знаем! Помним! Гордимся!», «9 мая посвящается» (экспозиция экспонатов), «Дети рисуют войну» (выставка рисунков).

На третьем этапе мы представили свой музей в форме презентации

«70 – летию Победы посвящается.

Проделанная работа помогла пробудить интерес к детей к истории нашего народа. Ребята узнали много нового и интересного из истории своей страны. Вместе с родителями дети с удовольствием посетили парад в нашем городе, посвященный 70-летию Победы и пополнили своими фотографиями нашу папку по патриотическому воспитанию.

В домашних видеотеках у многих появились фильмы о Великой Отечественной войне, диски с песнями тех лет. Сплоченные общей идеей дети стали более отзывчивыми и доброжелательными.

Данный проект был отправлен в г. Нижнекамск и опубликован в сборнике материалов регионального семинара – практикума «Проектная деятельность в детских садах». Получен сертификат о публикации.

К празднованию «Дня космонавтики» (65 лет) был объявлен конкурс ракет «Вырасту и в космос полечу» Дети совместно с родителями изготавливали разнообразные ракеты, были просмотрены презентации про космонавтов и космические просторы, дети приняли участие в спортивном празднике, посвященном «Дню космонавтики». Было решено создать проект «Вырасту и в космос полечу».

Огромное значение в работе дошкольников имеет тесное сотрудничество с родителями. Поэтому постоянно нахожусь в поиске новым форм работы и подходов к организации взаимодействия с семьей. Родители посещают познавательно игровую деятельность, подготавливают материалы. Помимо родительских собраний и консультаций, для родителей выпускаются небольшие буклеты и памятки.

Таким образом, создано единое, оптимальное социально–образовательное пространство, включающее дошкольное учреждение и семью, направленное на поддержку и развитие детской познавательной инициативности, социальной и творческой активности.

Все выше изложенное позволяет сделать вывод, что проектный метод позволяет направить детскую активность на получение положительных впечатлений от процесса проектирования, повышает детскую самооценку. Значит, ощущение успешности и значимости останется в памяти человека и позволит выбрать такую жизненную позицию, которая всегда будет конструктивной, позитивной, созидательной.

17.01.2017 19:44


Рекомендуем курсы ПК и ПП