СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческие задания на уроках МХК.

Нажмите, чтобы узнать подробности

МХК, как предмет, по своей сути интегрированный, призван формировать у учащихся способность к самоидентификации – понимание принадлежности к культуре своего народа, ее традициям, ощущение ответственности наследника – преемника и передатчика этой культуры потомкам. Отношение учеников к культуре выстраивается таким образом, чтобы они умели выходить в рефлексивную позицию: какую культуру и историю мы продолжаем? Что будет с культурой в будущем? Какое отношение мы имеем к прошлому и будущему? При этом главным объектом на уроке остается произведение искусства или личность – Художник.

Активизации процесса обучения способствует использованию различных творческих заданий, которые насыщают урок творческим общением участников образовательного процесса, способствуют формированию в процессе обучения субъективной позиции ученика, формируя при этом основные компетенции, связанные с добыванием информации, ее присвоением и интерпретацией.

Данное обстоятельство становится базой для перехода к развивающему обучению. Очевидно, что при внедрении активных форм обучения на уроках меняется позиция педагога. Он перестает «водить детей», его роль в новом типе позиционирования – задавать пространство возможных целей деятельности и путей их достижения, из которых ученик может выбрать то, что ему более соответствует.

Творческие задания, применяемые мной на уроках можно классифицировать следующим образом:

  1. Рефлексивные.
  2. Игровые.
  3. Ассоциативные.
  4. Иллюстративные.
  5. Поисковые.
  6. Стилизации.
  7. Аналитические.
  8. Театрализации.

Еще одна форма работы на уроке – учебное проектирование. Метод проектов сегодня является одним из наиболее распространённых видов исследовательского труда школьников в процессе учения.

Базовые идеи применения метода проектов на уроках МХК.

Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию (личностно ориентированно)

Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика (знание, понимание, применение, анализ, синтез);

Глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счёт их универсального использования в разных ситуациях; Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся.

Проект разделяется по видам, содержанию, форме и объёму.В чём же суть проектного обучения? «Проект» - буквально «брошенный вперёд», т.е. прототип, прообраз объекта или деятельности: поэтому проектный метод предполагает использование искусства как лаборатории, в которой происходит процесс познания. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Учебные проекты в основном краткосрочные, рассчитаны на 3-4 урока. Выбрав тему и определив, каким будет конечный продукт, ученики заполняют матрицу проекта и планируют свою деятельность. Основную работу по сбору и оформлению информации ученики делают дома, используя урок для получения консультативной помощи и в качестве промежуточного контроля. В процессе работы над проектами я достаточное время уделяла определению роли Интернета. Важно было донести до сознания учащихся, что Интернет можно использовать как обычные информационные источники, что работать с информацией, добытой в сети, необходимо так же, как с книжной, т.е. ее нужно обрабатывать, выделяя главную мысль. Некоторые темы проектов были рассчитаны на работу с Интернет – ресурсами.

Для введения в учебный процесс метода проектов учителю необходимо овладеть следующими приемами:

· при планировании выделить тему (темы), раздел (разделы), которые будут вынесены на «проектирование»;

· сформулировать темы, работа над которыми потребует присвоения учащимся необходимых по программе знаний, умений и навыков;

· изучить и проанализировать возможности учащихся;

· дифференцировать темы по степени сложности;

· можно разработать методические рекомендации – список литературы, алгоритм выполнения проекта;

· уважать достоинство ребёнка, проявлять доброжелательность и мягкость при высказывании замечаний;

· постоянно пополнять свои знания по тематике проектов.

Самое сложное для учителя в ходе проектирования – роль независимого консультанта; необходимо удерживаться от подсказок, но направлять в нужное русло.

Метод учебных проектов на уроках МХК является эффективным дидактическим средством активизации познавательной деятельности учащихся, так как:

· в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

· метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

· метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов являются, "осязаемыми", если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный результат, готовый к внедрению.

Можно сказать, что формы преподавания мировой художественной культуры могут развиваться вместе с изменением технических возможностей и ростом познавательного интереса учащихся. Вместе с тем, происходит обратная связь – применение творческих заданий на уроках способствует росту мотивации к изучению предмета. Такой подход позволяет ученикам понять и ощутить близость изучаемого материала к реальной жизни. Творческие задания на уроках способствуют вхождению учащихся в культуру, при котором осуществляется самоидентификация учащихся – понимание принадлежности к культуре своего народа, ее традициям, ощущение ответственности наследника – преемника и передатчика этой культуры потомкам, формируется их отношение к культуре. Только человек, сам попробовавший выразить свои чувства, эмоции, переживания средствами искусства может понять другого.

Категория: МХК
12.01.2016 19:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!