© 2017 1154
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Задание учащимся. Какова главная мысль текста? Изложите её и подтвердите примерами, подобранными вами из произведений художественной литературы, из устной разговорной речи.
Велик и огромен нами обычно воспринимаются как синонимы (правда, огромен, по-видимому, это больше, чем велик, но всё-таки важнее то, что их объединяет, – «нечто очень больших размеров»). А прекрасный и ужасный нами обычно воспринимаются как антонимы (правда, у них очень много общего – и прекрасный и ужасный обозначают высокую степень эмоциональности в оценке события, но всё-таки важнее то, что их противопоставляет, – «максимальная положительность оценки» и «максимальная отрицательность оценки»).
Однако почему я каждый раз употребляю слово обычно? Разве велик и огромен не всегда синонимы? А прекрасный и ужасный разве не всегда антонимы? Нет! Ведь синонимия, делая акцент на общем, не уничтожает различия, а лишь приглушает их, делает их менее актуальными. А антонимия, делая акцент на подчёркивании, противопоставлении различий, не уничтожает общего, а лишь приглушает его, делает его опять-таки менее актуальным.
Например, привычные для нас антонимы прекрасный и ужасный в словосочетаниях прекрасный аппетит и ужасный аппетит оказываются синонимами, так как противопоставление их по признаку положительность или отрицательность оценки перестаёт быть существенным, а актуальным остаётся лишь то, что их объединяет: указание на высокую степень эмоциональности оценки.
280 слов
Л. Сахарный. К тайнам мысли и слова
Подготовка учащихся
1. Какова главная мысль текста?
Ответ: синонимы и антонимы в речи могут так видоизмениться, предстать такими гранями своих лексических и оценочных значений, что даже синонимы превратятся в антонимы, а антонимы в синонимы.
Источник: Шипицына Г. М. Изложения и сочинения с заданиями и ответами: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – С. 189.
© 2017 1154