СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Участие студентов группы в студенческих олимпиадах и профессиональных конкурсах – важнейший компонент для совершенствования качества подготовки творческого компетентного специалиста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный рынок труда предъявляет к молодым специалистам все более высокие требования. Качество полученного образования в данном случае приобретает огромное значение и напрямую влияет на конкурентоспособность выпускника. Учить «с нуля» — растить смену старшему поколению, в нынешней экономической ситуации, готово далеко не каждое предприятие, так как это требует значительных финансовых и временных затрат. Работодатели ждут образованных компетентных специалистов, имеющих четкое представление о сложности рабочих процессов, знающих способы решения профессиональных задач, способных своевременно и грамотно принимать решения.

На сегодняшний день основной целью системы среднего профессионального образования является выпуск на рынок труда компетентного специалиста, способного адаптироваться к быстро меняющимся условиям. Внедрение компетентностного подхода требует формирования соответствующей образовательной среды и поиска наиболее прогрессивных методов, способствующих качественному освоению общих и профессиональных компетенций.

Важнейшей задачей среднего профессионального образования является совершенствование подготовки специалистов и повышение уровня профессиональных знаний, формирование у студентов системного мышления, ориентированного на эффективное использования приобретенных навыков в будущей практической деятельности. Решение данной задачи достигается различными дидактическими приемами.

Одним из наиболее эффективных путей способствующих достижению высоких образовательных результатов, выявлению одаренных студентов и повышению общего интереса к выбранной специальности, являются студенческие мероприятия, носящие состязательный характер, такие как конкурсы профессионального мастерства, различные студенческие олимпиады, выставки достижений учащихся, конференции, деловые игры и подобные формы внеаудиторной работы. Интеллектуальные состязания влияют на формирование тактичности у участников, толерантности, активной позиции, воспитывают чувство уверенности в своих силах, умение ставить цели и добиваться их, умение реализовать себя в интересных и посильных делах и способствуют формированию личности, способной в дальнейшем успешно решать жизненно важные цели и задачи.

Предметные олимпиады – важная составляющая образовательного процесса и одна из форм внеаудиторной работы. Они помогают выявить наиболее способных студентов, а также стимулируют углубленное изучение дисциплины или профессионального модуля, служат развитию интереса к изучаемым дисциплинам и модулям, готовят к будущей деятельности, формируют активную позицию.

Профессиональные конкурсы и олимпиады по праву относятся к одной из наиболее действенных форм работы в целях повышения уровня профессиональной подготовки, развития и популяризации той или иной профессии, способствуют развитию у молодых людей творческих способностей, умения быстро реагировать на возникшие профессиональные проблемы, различные ситуации, умения импровизировать и быть гибким в рабочих ситуациях.

Конкурсы и олимпиады профессионального мастерства позволяют усилить практическую направленность профессионального образования. Участие в конкурсе дает колоссальную практику студентам и четкие представления о выбранной профессии, формирует самостоятельность, правильную самооценку и самоопределение в профессиональной среде. В рамках участия в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства участники получают информацию, которую они в обычных условиях усваивают за недели и даже месяцы, а в некоторых случаях и вовсе не могут её получить в традиционной образовательной системе. В ходе конкурса работодатели имеют возможность увидеть уровень сформированности профессиональных компетенций будущих выпускников, внести свои предложения и сделать выводы о качестве подготовки студентов.

Соревновательная среда позволяет моделировать ситуации, развивающие готовность к проявлению способностей в условиях жестких ограничений и ответственности за конечный результат, позволяет выявлять и развивать коммуникативно-лидерские задатки студента и способствовать формированию как общих, так и профессиональных компетенций

Этапы деятельности педагогического коллектива по подготовке студентов к участию в олимпиадах и конкурсах различного уровня:

1. Мотивационный – выявление мотивированных студентов с использованием различной диагностики; для этого на 1 курсе психолого-педагогической службой филиала академии проводится диагностика интересов, склонностей и потенциала студентов; результаты этой диагностики предоставляются кураторам и преподавателям. На данном этапе студенты в основном участвуют в олимпиадах и конкурсах, организованных в филиале академии (предметные олимпиады, Дни специальности, конкурсы-викторины, деловые игры и т.д.). Основным требованием при организации данных мероприятий является приобщение как можно большего количества студентов к познавательной деятельности, стимулирование студентов к углублению знаний и формирование общих компетенций, определенных ФГОС.

2. Организационно-подготовительный – непосредственная работа со студентами. Кроме внутренних мероприятий, реализуется участие в конкурсах и олимпиадах, проводимых различными органами и организациями. Такие конкурсы носят как очный, так и дистанционный характер участия. На этом этапе планируется участие студентов в конкурсах профессионального мастерства, в научно-практических конференциях; во встречах с ведущими специалистами базовых предприятий. Эти мероприятия в отличие от внутренних, имеют более глубокую состязательную составляющую и ориентированы на самых успешных студентов. Для студентов эти конкурсы – это возможность сопоставления своего уровня профессиональной подготовки и студентов из других учебных заведений, а также независимого оценивания их уровня подготовки сторонними специалистами. Студент при подготовке к конференциям, олимпиадам, конкурсам должен самостоятельно искать недостающую информацию, уметь работать с научной и нормативно-технической литературой при выполнении «новых» для него задач, для чего он будет анализировать свою работу, и получать, наряду с усвоенными знаниями в конкретной ситуации, бесценный опыт. Участие в дистанционных олимпиадах и профессиональных конкурсах, которое также сопровождается призовыми местами, позволяет увеличить количество обучающихся, участвующих в реализации данной формы работы и способствует формированию «философии успеха» у большего количества студентов, так как привлечь к очным олимпиадам и конкурсам значительное количество участников не представляется возможным согласно положениям по их проведению.

3. Конкурсный – на этом этапе предполагается участие студентов-победителей внутренних конкурсов и олимпиад, а также победителей дистанционных мероприятий в очных городских, областных и региональных предметных олимпиадах, конференциях и конкурсах; возможность получения дополнительных компетенций через участие в движении WORLDSKILLS. К подготовке к конкурсам такого уровня привлечены не только преподаватели, но и работодатели. Процесс подготовки включает в себя изучение передовых технологий, последних достижений, отработку технологических операций, повторение теоретических знаний.

Участие и победы в олимпиадах и конкурсах такого уровня позволяют нам дать комплексную оценку сформированности общих и профессиональных компетентностей студентов, оценить соответствие уровня их подготовки требованиям Федерального государственного образовательного стандарта и региональных профессиональных стандартов.

Таким образом, олимпиады и профессиональные конкурсы являются эффективным средством формирования знаний, умений и навыков обучающихся, необходимых для их личностного и профессионального самоопределения. Олимпиады и конкурсы стимулируют и мотивируют личностное и интеллектуальное развитие, поддерживают одаренную молодежь, содействуют продолжению образования, развивают и поддерживают интерес к познавательной деятельности. Подготовка студентов к конкурсам и олимпиадам способствует повышению интереса студентов к преподаваемым дисциплинам и модулям, развитию исследовательских умений, логического мышления, творческой активности, повышению их профессионализма и квалификации, а в конечном итоге – совершенствованию качества подготовки будущих специалистов.

31.03.2019 15:43


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!