СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная и научно-методическая деятельность педагога в системе профессионально-технического обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

https://cloud.mail.ru/public/hiur/NFZ5r1sfX

В статье показана работа по организации исследовательской и проектной работы с учащимися в изучении биологии, которая позволяет решить ряд педагогических задач: осуществить более глубокое и прочное освоение учебного материала, значительное расширить кругозор учащихся; познакомить с методами исследования, научить выбирать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании; показать алгоритм эксперимента и методы анализа его результатов; включить студента в контекст научного исследования; научить формулировать гипотезу исследования, его цели и задачи; приобщить к разнообразным формам организации исследовательской работы, формам итогового оформления и оценивания ее результатов.

Ключевые слова: исследовательско-поисковый метод; личностно-ориентированный подход; компетентность; компетентностный подход;

информационная компетентность; исследовательская компетентность; проектная деятельность

На современном этапе обучения необходимо готовить, воспитывать творческую личность с активной жизненной позицией, инициативную, умеющую предложить идею и наметить пути её реализации, а при необходимости найти аргументы, чтобы её отстоять, а также подготовить человека, который может находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усвоить её в виде новых знаний. Исходя из этого, в своей работе нужно больше времени уделять проблемному, исследовательско-поисковому методу, осуществляя личностно- ориентированный подход в обучении.

При этом главная роль принадлежит вопросам компетентности педагога. Компетентность – осведомленность, авторитетность в какой либо области. Компетенция – круг вопросов, явлений, в которых определенное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытностью. Образовательная компетенция – уровень развития личности студента, связанный с качественным освоением содержания образования. Образовательная компетентность – способность студента осуществлять деятельность в конкретной ситуации применяя адекватные знания умения и навыки. Образовательная компетентность является следствием личностно – ориентированного обучения, поскольку относится к личности студента и формируется только в процессе выполнения им определенного комплекса действий. Компетентностный подход в обучении не подразумевает образовательную деятельность, исходя из содержания образования, а напротив, отбор содержания, необходимого для формирования ключевых компетенций: гражданские компетентности (политические, социальные, экономические, коммуникативные, предметные, поликультурные, когнитивные. Однако, на современном этапе в образовательном процессе наибольшее значение играют информационные и исследовательские компетенции педагога. Исходя из практики личностно – ориентированного обучения ключевыми компетенциями современного студента должны стать умения использовать полученные знания в различных жизненных ситуациях, грамотно работать с информацией, самостоятельно добывать необходимые знания, анализировать и осмысливать конкретную информацию ситуации, социальных и политических процессов; вести дискуссию по обозначенному кругу проблем.

Новым актуальным направлением в современной образовательной деятельности является исследовательская деятельность студента, активно направляемая преподавателем. Мною подготовлена, апробирована и представлена технология учебно-исследовательской деятельности студентов на уроках биологии, а также во внеурочной деятельности.

Разработана технологическая карта:

- создание благоприятного климата отношений учитель – ученик;

- развитие познавательного интереса к изучению биологии;

- приобщение к творческой деятельности в процессе урока;

-обучение приемам самостоятельной работы, исследовательской деятельности;

- организация учебно-исследовательской и проектной деятельности.

- диагностика уровня сформированности исследовательских компетенций в различных формах: анкетирование, индивидуальная беседа, наблюдение и анализ.

Организация исследовательской работы с учащимися в изучении биологии позволяет решить ряд педагогических задач: осуществить более глубокое и прочное освоение учебного материала, значительное расширить кругозор учащихся; познакомить с методами исследования, научить выбирать конкретные методы и методики, необходимые в собственном исследовании; показать алгоритм эксперимента и методы анализа его результатов; включить студента в контекст научного исследования; научить формулировать гипотезу исследования, его цели и задачи; приобщить к разнообразным формам организации исследовательской работы, формам итогового оформления и оценивания ее результатов.

Проектные и исследовательские технологии, применяемые мной в процессе обучения, имеют во многом схожие структурные элементы т. к. чаще всего учебный проект - это исследовательская работа, а исследовательская работа, может быть оформлена в качестве проекта. Однако исследовательская деятельность имеет свою специфику, также процессуальную основу.

Общеизвестным является тот факт, что в основе исследовательского процесса лежат методы научного познания. Практика работы показывает, что наиболее подготовленными к научно-исследовательской деятельности являются студенты старших курсов, которые уже овладели знаниями и практическими навыками применения научных методов работы.

Категория: Биология
14.01.2021 20:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!