СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учим ребенка пересказывать

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начиная с раннего возраста детей, многие заботливые родители начинают читать им сказки, потешки, стихотворения, детские рассказы. Но, чтобы речь малыша стала правильной, выразительной, одного только чтения детской литературы недостаточно, необходимо учить ребенка пересказывать.

Пересказ – это воспроизведение прослушанного художественного произведения в выразительной устной речи.

По мнению учителей, именно пересказ вызывает наибольшие трудности у детей в начальной школе, потому что школьник должен воспроизвести услышанное, прочитанное им на уроке.

Чтобы обучение пересказыванию было плодотворным, необходимо, прежде всего, правильно отобрать тексты для пересказов. Произведения для пересказа должны быть доступными по объему с учетом особенностей детского внимания и памяти. Каждое произведение должно учить чему-то полезному. Тексты подбирают доступные маленьким детям по содержанию, близкие их опыту, чтобы при пересказе они могли отразить личное отношение к данному событию. В произведениях должны быть знакомые детям персонажи с ярко выраженными чертами характера, мотивы поступков действующих лиц должны быть понятны.

Произведения нужно подбирать сюжетные, с чёткой композицией, с хорошо выраженной последовательностью действий. Этому требованию отвечают народные сказки, рассказы Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, рассказы Е. Пермяка, Н. Калининой, В. Бианки, Е. Чарушина и др.

Язык произведений для пересказа должен быть образцовым, с доступным детям словарём, с короткими, чёткими фразами без сложных грамматических форм.

На разных этапах обучения пересказыванию применяются различные виды пересказа:

  • вы пересказываете прочитанное, а ребенок вставляет слово или предложение;
  • ребенок начинает, вы продолжаете, а он заканчивает;
  • ребенок пересказывает весь текст.

Если ребенок пересказывает с большими паузами, то задавайте ему наводящие вопросы. Этот вид работы помогает выработать у ребенка устойчивое внимание, умение слушать другого человека и следить за его речью. До начала чтения рассказа объясните ребенку смысл трудных слов, проговорите их. Если ребенок плохо знаком с тем, о чем пойдет речь в рассказе, то проведите небольшую беседу, подводящую малыша к содержанию произведения. Прочитав короткий рассказ, задайте вопросы с целью выяснить, понял ли его ребенок. Только после этого попросите пересказать прочитанное.

Предлагаю вашему вниманию короткие рассказы, с помощью которых легко можно научить ребенка пересказывать тексты.

Кошка. Е.Чарушин.

Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике, сытая, довольная. Песенки поёт-мурлычет, а её котёночек маленький — ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет — сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.

  1. Вопросы по тексту:

Как зовут кошку?

Кого она поймала?

Чем ее покормили?

Сколько котят у кошки?

Что делает котенок?

Кошка какая?(сытая, довольная, мурлычащая)

А котенок какой?(маленький, играющий, фыркающий)

  1. Пересказать рассказ.
  2. Пересказать от лица кошки. (Я кошка Маруська, у меня.)
  3. Пересказать от лица котенка. (У меня есть мама-кошка, зовут ее Маруська. Она.)

Бабочка.

Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летала желтая бабочка. Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочку и захотела ее съесть. Испугалась бабочка и села на желтый цветок. Летала вокруг птица, летала, но не увидела бабочку. Так и улетела ни с чем.

  1. Вопросы по тексту:

Какое было время года?

От кого пряталась бабочка?

Что помогло ей спастись?

Как можно назвать бабочку? (находчивой)

  1. Пересказать рассказ.
  2. Пересказать от лица бабочки (Однажды я полетела на луг.)
  3. Пересказать от лица вороны (Летела я себе спокойно, вдруг вижу, над лугом порхает бабочка.)
Категория: Логопедия
07.04.2019 18:28


© 2019 320

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!