СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Принадлежность человека к какой-либо профессии проявляется в особенностях его деятельности и способах мышления. Педагогическая профессия относится к профессиям, предметом которых является другой человек, но в отличии от других профессий данной группы она выделяется образом мысли ее представителей, повышенным чувством долга и гиперответственностью. Главное ее отличие от других профессий класса «человек - человек» состоит в том, что она относится и к классу преобразующих, и к классу управляющих профессий одновременно. Целью педагогической деятельности является становление и преобразование личности, в связи с чем педагог обязан управлять процессом ее интеллектуального, эмоционального и физического становления, формирования ее духовного мира. Основа педагогической профессии - взаимоотношения с людьми. Деятельность представителей профессий типа «человек - человек» другой направленности тоже требует взаимодействия с людьми, но их взаимодействие направлено на удовлетворение запросов и потребностей человека. А в профессии педагога ведущая задача - понять общественные цели и направить усилия на их достижение.Особенность педагогической деятельности в качестве деятельности по социальному управлению состоит в том, что она имеет двойной предмет труда:
Из этого следует, что педагогическая профессия требует двойной подготовки: человековедческой и специальной. Поэтому в профессии учителя умение общаться становятся профессионально необходимым качеством. Изучение опыта начинающих учителей позволило исследователям выявить наиболее часто встречающиеся «барьеры» общения, которые затрудняют решение педагогических задач: несовпадение установок, боязнь класса, отсутствие контакта, сужение функции общения, негативная установка на класс, боязнь педагогической ошибки, подражание. При этом, если начинающие учителя испытывают подобные «барьеры» из-за неопытности, то учителя со стажем - из-за недооценки роли коммуникативного обеспечения педагогических воздействий, а это в свою очередь приводит к обеднению эмоционального фона образовательного процесса, в результате чего оказываются обедненными личные контакты с детьми. Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.
Традиционно основными видами педагогической деятельности принято считать преподавание и воспитание. Преподавание - это вид педагогической деятельности, направленный на преимущественно познавательную деятельность школьников и привитие им умений и навыков по применению полученных знаний. Преподавание может осуществляться в рамках любой организационной формы, а не только урока, обычно имеет жесткие временные ограничения, отведенные на усвоение материала, имеет строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Важнейшим критерием эффективности преподавательской деятельности является достижение учебной цели, т.е. приобретение учащимися определенных знаний, умений и навыков.
Воспитательная работа - это деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задачи гармоничного развития личности. Воспитательная работа может осуществляться в различных организационных формах, но в отличии от преподавания она не преследует прямого достижения цели: можно предусмотреть только последовательность решаемых задач, ориентированных на цель. И уж тем более воспитательная деятельность не может ограничиваться строгими временными рамками. Стоит также отметить такое понятие как обучение. Это понятие имеет отношение как к преподаванию, так и к воспитанию. Обучение - это процесс приобретения новых знаний умений и навыков как в процессе преподавания, так и в процессе воспитания. Ведь человек получает знания не только в рамках школьных программ, но и по отношению к тому что происходит вокруг него: отношение к труду, взаимодействию в обществе, к явлениям окружающего мира и пр. Сущность обучения состоит в совместной деятельности обучающих и обучаемых по овладению некоторой совокупностью знаний.В структуре педагогической деятельности выделяют четыре основных (общетрудовых) взаимосвязанных компонента:
- конструктивно-содержательная деятельность: отбор и комплектация учебного материала, планирование и построение педагогического процесса;
- конструктивно-оперативную деятельность: планирование педагогом своих действий и действий учащихся, а также возможных отклонений от них;
- конструктивно-материальную деятельность: проектирование и создание учебно-материальной базы педагогического процесса.
Все вышеперечисленные компоненты могут быть отнесены не только к педагогической деятельности, но и практически к любой другой, но они в достаточной мере раскрывают практически все стороны и области педагогической деятельности.
Педагогическая профессия – это вид трудовой деятельности, являющийся источником к существованию специально подготовленных в педагогических учебных заведениях людей, содержанием и целью которой является создание условий для становления и развития личности другого человека.
Социальная роль и функции учителя:
Роль педагога в прогрессивном развитии общества значительна хотя бы потому, что он воспитывает молодежь, формирует поколение, которое продолжит дело старших, но уже на более высоком уровне развития общества. Поэтому в какой-то мере можно сказать, что педагог формирует будущее общества, будущее его науки и культуры.Для полноценного процесса преподавания учителю нужно осознать общую цель образования и место своего предмета в ее реализации. Он должен глубоко, на современном научном уровне знать предмет. Осуществление межпредметных связей требует от него и определенных знаний из смежных наук. Прочные знания по методике, психологии и педагогики является основой развития педагогического мастерства учителя. Для успешного преподавания учителю следует хорошо знать особенности учеников, которых он обучает. Деятельность учителя в процессе преподавания состоит из планирования своей деятельности (тематического и поурочного), учебной работы, организации деятельности, стимулирования активности учащихся, текущего контроля за учебным процессом, его регулирования, корректировки, анализа результатов своей деятельности. Успешное поурочное и перспективное планирование требует:
Эффективность процесса обучения зависит от психологической подготовленности ребенка к учебно-познавательной деятельности. Такая подготовленность означает, что ученик осознает цель обучения, является физиологически и психологически готовым к нему; желает учиться и проявляет активность в процессе обучения; умеет сосредоточиться на учебной деятельности и имеет надлежащий уровень развития. Педагог должен не только использовать положительное отношение учащихся к обучению, но и постоянно усиливать его. При этом следует помнить, что научные факты вызывают интерес у учащихся, когда они видят их практическую значимость. Правильно организованная учебная деятельность сама является источником эмоций, желание преодолевать трудности, попробовать свои силы в овладении материалом. Высокая оценка роли научных знаний в обществе обогащает мотивационный фон учебной деятельности. Коллективный характер учебной деятельности создает благоприятную атмосферу стремление занять соответствующее место среди сверстников. Положительное отношение к учебе рождается также из чувства собственного достоинства. Побуждают к познанию и успехи в учебе и справедливая оценка достижений.
Процесс усвоения знаний охватывает следующие звенья: восприятие - осмысление и понимание - обобщение - закрепление - применение на практике.
Восприятие - это отражение предметов и явлений окружающего мира, действующих в определенный момент на органы чувств человека. Для того чтобы этот процесс был эффективным, стимулируют психологическую готовность учащихся к обучению (создают мотивационный фон), формируют активно-положительное отношение к будущей познавательной деятельности, опираются на предварительные знания и опыт, сосредоточены на объекте познания.
Осмысления и понимания учебного материала является процесс мыслительной деятельности, который направлен на раскрытие существенных признаков, качеств предметов, явлений и процессов и формулирование теоретических понятий, идей, законов. Оно достигается путем анализа, синтеза, сравнения, индукции, дедукции и т.д.
Обобщение - это логический процесс перехода от единичного к общему или от менее общего к более общему знанию, а также продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков явлений действительности. Обобщая учебный материал, учитель должен обратить внимание на существенные признаки предметов, явлений, процессов, подбирать варианты методов и приемов, которые наиболее полно раскрывают в них существенное. Закрепление знаний, умений и навыков - это специальная работа педагога по реализации дидактического принципа прочности усвоения учащимися учебного материала. Для его закрепления важное значение имеет первичное, текущее и обобщающее повторение.
Повторение должно быть целенаправленным, мотивированным, правильно распределенным во времени, рассчитанным не на механическое запоминание.
Применения на практике знаний, умений и навыков - это переход в учебной деятельности от абстрактного к конкретному, что достигается разнообразными упражнениями, самостоятельной работой на лабораторных и практических занятиях, в различных видах повторения. Эффективность усвоения знаний зависит от мотивации учебно-познавательной деятельности. Ведь мотив обучения является внутренней причиной, которая побуждает ученика учиться, сказывается на качестве полученных им знаний. Мотивы учебно-познавательной деятельности могут быть познавательными и социальными. Познавательные мотивы заложены в самом процессе обучения: любознательность, интерес к знаниям, потребность в познании, стремление усовершенствовать свои интеллектуальные способности. Познавательный интерес может быть обусловлен содержанием учебного материала, активными формами и методами обучения, мотивировкой оценки успешности ученика и т.д. Социальные мотивы учебной деятельности связаны с теми отношениями, в которые вступает молодая личность как гражданин общества. Это коммуникативные, утилитарные мотивы, а также мотивы, связанные с потребностью в самовоспитании.
© 2018, Каденец Николай Игоревич 805