СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Удивительные истории военных вальсов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Военный вальс… что может быть нелепей этого сочетания? На фронте – смерть и боль, грязь и тяжелая работа – а там – свет, легкость бытия, радость.

И, все же приглашаю вас, дорогие читатели, на вальс. Вальс особый – написанный в военное время, когда смерть простирает над людьми свои крылья, и жизнь может окончиться в любую минуту. Песни о войне, написанные по воспоминаниям об этом тяжелом и героическом времени. Послушаем. Почитаем истории о создании нескольких вальсов.

«На сопках Манчжурии»

Музыка написана в 1906 г. капельмейстером Ильей Шатровым. Как ни смешно, на гауптвахте. История ее создания такова.

Русско-японская война. В феврале 1905 года 214-й резервный Мокшанский пехотный полк в тяжелейших боях между Мукденом и Ляояном попал в японское окружение и постоянно подвергался атакам противника. В критический момент, когда уже заканчивались боеприпасы, командир полка полковник Петр Побыванец отдал приказ: «Знамя и оркестр — вперед!» Капельмейстер Шатров вывел оркестр на бруствер окопов, отдал приказ играть боевой марш и повел оркестр вперед за знаменем полка. Воодушевленные солдаты ринулись в штыковую атаку. В ходе боя полк под музыку оркестра непрерывно атаковал японцев и, в конце концов, прорвал окружение.

И. Шатров - на переднем плане, посередине оркестра

В ходе боя погиб командир полка, от 4 тыс. личного состава полка осталось семьсот человек, из оркестра в живых осталось только 7 музыкантов. За этот подвиг все музыканты оркестра были награждены георгиевскими крестами, Илья Шатров - офицерским орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами, а оркестр удостоен почётных серебряных труб.

После окончания русско-японской войны Мокшанский полк ещё целый год оставался в Маньчжурии, где Илья Алексеевич, попав на гауптвахту, начал писать вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии», посвященный погибшим боевым товарищам.

Первый вариант текста к вальсу, легший в основу последующих вариаций, написал самарский поэт и писатель Степан Петров (Скиталец).

Памятник Агапкину и Шатрову в Тамбове

«Синенький скромный платочек»

После раздела Польши в 1939 году Ежи Петерсбурский оказался в отошедшем к Советскому Союзу Белостоке и в конце 1939 года возглавил Белорусский республиканский джаз-оркестр. Музыка была написана им в 1940 году в Минске, в номере гостиницы «Беларусь». Во время гастролей в Москве музыку услышал и написал к ней слова поэт и драматург Яков Гольденберг (в числе прочих публиковавшийся под псевдонимом Я. Галицкий).

Несколько не то, к чему мы привыкли? С тех пор было написано несколько вариантов текста на полюбившуюся мелодию. А текст песни в исполнении Шульженко появился так.

Молодая певица Клавдия Шульженко и её муж Владимир Коралли вместе с созданным ими джаз-оркестром давали концерты во фронтовых частях. В феврале 1942 года они выступали на Волховском фронте. Артисты знакомились с бойцами. Отчет о концерте должен был написать лейтенант, сотрудник газеты «В решающий бой» Волховского фронта Михаил Максимов.

И вот после концерта в части N к Клавдии Ивановне подошёл молодой лейтенант. Сказал, что его зовут Михаил Максимов и что он написал новые слова на мотив «Синего платочка». Эта песня уже года три как находилась "в обойме" популярных песен. 22-летний лейтенант, краснея и запинаясь, предложил ей свои стихи, певица обещала их почитать. Наивные и искренние строки Максимова ей очень понравились. Вечером того же дня она исполнила песню Е. Петербургского на слова Максимова. Потом Михаил всем желающим переписывал «слова». Через неделю о песне знал весь Волховский фронт. Через два месяца — вся передовая… и весь тыл.

«Майский вальс»

История народная.

В одном из домов освобождённой Вены советские солдаты обнаружили почти не пострадавшее пианино. Кто-то из воинов, умевший играть, открыл крышку, попробовал наиграть «Венский вальс». Получилось.

И вдруг откуда-то, словно из-под земли, донеслись звуки скрипки — играли ту же самую мелодию. Не сразу, но удалось найти вход в подвал, откинули завалы — и помогли оттуда выбраться хозяину дома — музыканту — со всей его семьёй.

Австрийцы были удивлены, что советские солдаты знают музыку их Родины. И попробовали подыграть — кто на чём мог. Вскоре с улицы присоединился аккордеон. Потом гитара — это музыку услышали проходящие мимо пехотинцы.

А вскоре прямо на улице играл сборный оркестр — скрипки, гармони, гитары, балалайки, контрабас, то самое пианино — его вытащили совместными усилиями. Играли музыку самую разнообразную, пели, плясали — Вена праздновала освобождение.

А вот настоящая история создания этой чудесной песни.

Из интервью с Игорем Лученком: «Самое высшее признание, когда утверждают, что мои песни – народные. Однажды на Полесье пожилой человек, ветеран войны, сыграл мне на аккордеоне “Майский вальс”… “Эту песню, – сказал он, – я услышал в 45-м в Праге”. Я уточнил, что песня написана мною, в 85-м, но он стал настаивать – песня народная! И это для меня было наивысшей похвалой».

И в самом деле, впервые песня «Майский вальс» прозвучала в 1985 году, в финале телевизионного фестиваля «Песня года — 85». Когда война закончилась, автору слов исполнился 21 год, а композитору – всего 7. «Я видел смерть не раз, смотрел в глаза убитых врагов и видел мёртвых наших бойцов… Вот почему родились мои песни о войне и Победе», - говорил поэт Михаил Ясень. Текст стихотворения сразу понравился Игорю Лученку, лёг на душу. Буквально через несколько дней мелодия была готова.

Исполнил ее великий певец М. Евдокимов. В моем варианте песню поет девочка, 14 лет. Каждый год в нашей школе проходят несколько концертов, посвященных Дню Победы, Победе над фашистами под Москвой, другим памятным датам. Патриотами воспитывают, и это – хорошо.

Так почему же именно вальс? Да потому, что и воевать, и умирать нашим людям свойственно не за деньги, а за самое дорогое – за любимых, родных. За синенький платочек. И хочется в короткие минуты затишья думать не только о том, как крушить врага, а о той весне, надеяться на счастливую встречу. С оркестром шли в бой наши далекие пра-прадеды в русско-японскую, с оркестром уходили в бой полки с парада на Красной площади в 1941 году, а под праздничные марши и вальсы встречали победителей.

Категория: Всем учителям
02.11.2019 18:53


Рекомендуем курсы ПК и ПП