СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Военный вальс… что может быть нелепей этого сочетания? На фронте – смерть и боль, грязь и тяжелая работа – а там – свет, легкость бытия, радость.
И, все же приглашаю вас, дорогие читатели, на вальс. Вальс особый – написанный в военное время, когда смерть простирает над людьми свои крылья, и жизнь может окончиться в любую минуту. Песни о войне, написанные по воспоминаниям об этом тяжелом и героическом времени. Послушаем. Почитаем истории о создании нескольких вальсов.
«На сопках Манчжурии»
Музыка написана в 1906 г. капельмейстером Ильей Шатровым. Как ни смешно, на гауптвахте. История ее создания такова.
Русско-японская война. В феврале 1905 года 214-й резервный Мокшанский пехотный полк в тяжелейших боях между Мукденом и Ляояном попал в японское окружение и постоянно подвергался атакам противника. В критический момент, когда уже заканчивались боеприпасы, командир полка полковник Петр Побыванец отдал приказ: «Знамя и оркестр — вперед!» Капельмейстер Шатров вывел оркестр на бруствер окопов, отдал приказ играть боевой марш и повел оркестр вперед за знаменем полка. Воодушевленные солдаты ринулись в штыковую атаку. В ходе боя полк под музыку оркестра непрерывно атаковал японцев и, в конце концов, прорвал окружение.
И. Шатров - на переднем плане, посередине оркестра
В ходе боя погиб командир полка, от 4 тыс. личного состава полка осталось семьсот человек, из оркестра в живых осталось только 7 музыкантов. За этот подвиг все музыканты оркестра были награждены георгиевскими крестами, Илья Шатров - офицерским орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами, а оркестр удостоен почётных серебряных труб.
После окончания русско-японской войны Мокшанский полк ещё целый год оставался в Маньчжурии, где Илья Алексеевич, попав на гауптвахту, начал писать вальс «Мокшанский полк на сопках Маньчжурии», посвященный погибшим боевым товарищам.
Первый вариант текста к вальсу, легший в основу последующих вариаций, написал самарский поэт и писатель Степан Петров (Скиталец).
Памятник Агапкину и Шатрову в Тамбове
«Синенький скромный платочек»
После раздела Польши в 1939 году Ежи Петерсбурский оказался в отошедшем к Советскому Союзу Белостоке и в конце 1939 года возглавил Белорусский республиканский джаз-оркестр. Музыка была написана им в 1940 году в Минске, в номере гостиницы «Беларусь». Во время гастролей в Москве музыку услышал и написал к ней слова поэт и драматург Яков Гольденберг (в числе прочих публиковавшийся под псевдонимом Я. Галицкий).
Несколько не то, к чему мы привыкли? С тех пор было написано несколько вариантов текста на полюбившуюся мелодию. А текст песни в исполнении Шульженко появился так.
Молодая певица Клавдия Шульженко и её муж Владимир Коралли вместе с созданным ими джаз-оркестром давали концерты во фронтовых частях. В феврале 1942 года они выступали на Волховском фронте. Артисты знакомились с бойцами. Отчет о концерте должен был написать лейтенант, сотрудник газеты «В решающий бой» Волховского фронта Михаил Максимов.
И вот после концерта в части N к Клавдии Ивановне подошёл молодой лейтенант. Сказал, что его зовут Михаил Максимов и что он написал новые слова на мотив «Синего платочка». Эта песня уже года три как находилась "в обойме" популярных песен. 22-летний лейтенант, краснея и запинаясь, предложил ей свои стихи, певица обещала их почитать. Наивные и искренние строки Максимова ей очень понравились. Вечером того же дня она исполнила песню Е. Петербургского на слова Максимова. Потом Михаил всем желающим переписывал «слова». Через неделю о песне знал весь Волховский фронт. Через два месяца — вся передовая… и весь тыл.
«Майский вальс»
История народная.
В одном из домов освобождённой Вены советские солдаты обнаружили почти не пострадавшее пианино. Кто-то из воинов, умевший играть, открыл крышку, попробовал наиграть «Венский вальс». Получилось.
И вдруг откуда-то, словно из-под земли, донеслись звуки скрипки — играли ту же самую мелодию. Не сразу, но удалось найти вход в подвал, откинули завалы — и помогли оттуда выбраться хозяину дома — музыканту — со всей его семьёй.
Австрийцы были удивлены, что советские солдаты знают музыку их Родины. И попробовали подыграть — кто на чём мог. Вскоре с улицы присоединился аккордеон. Потом гитара — это музыку услышали проходящие мимо пехотинцы.
А вскоре прямо на улице играл сборный оркестр — скрипки, гармони, гитары, балалайки, контрабас, то самое пианино — его вытащили совместными усилиями. Играли музыку самую разнообразную, пели, плясали — Вена праздновала освобождение.
А вот настоящая история создания этой чудесной песни.
Из интервью с Игорем Лученком: «Самое высшее признание, когда утверждают, что мои песни – народные. Однажды на Полесье пожилой человек, ветеран войны, сыграл мне на аккордеоне “Майский вальс”… “Эту песню, – сказал он, – я услышал в 45-м в Праге”. Я уточнил, что песня написана мною, в 85-м, но он стал настаивать – песня народная! И это для меня было наивысшей похвалой».
И в самом деле, впервые песня «Майский вальс» прозвучала в 1985 году, в финале телевизионного фестиваля «Песня года — 85». Когда война закончилась, автору слов исполнился 21 год, а композитору – всего 7. «Я видел смерть не раз, смотрел в глаза убитых врагов и видел мёртвых наших бойцов… Вот почему родились мои песни о войне и Победе», - говорил поэт Михаил Ясень. Текст стихотворения сразу понравился Игорю Лученку, лёг на душу. Буквально через несколько дней мелодия была готова.
Исполнил ее великий певец М. Евдокимов. В моем варианте песню поет девочка, 14 лет. Каждый год в нашей школе проходят несколько концертов, посвященных Дню Победы, Победе над фашистами под Москвой, другим памятным датам. Патриотами воспитывают, и это – хорошо.
Так почему же именно вальс? Да потому, что и воевать, и умирать нашим людям свойственно не за деньги, а за самое дорогое – за любимых, родных. За синенький платочек. И хочется в короткие минуты затишья думать не только о том, как крушить врага, а о той весне, надеяться на счастливую встречу. С оркестром шли в бой наши далекие пра-прадеды в русско-японскую, с оркестром уходили в бой полки с парада на Красной площади в 1941 году, а под праздничные марши и вальсы встречали победителей.
© 2019, Анпилогова Наталия Васильевна 1860