СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уметь читать - это значит...

Нажмите, чтобы узнать подробности

Душа нуждается в уроке,

И мир заманчив и не хмур,

Когда читаешь сердцем строки,

Что спел грустящий трубадур.

К.Бальмонт

Для описания мира вокруг себя, для сохранения и передачи знаний следующим поколениям, для обучения люди нуждались в знаках, символах, словах. Так возникли тексты - по словам М.Бахтина, первичная данность, исходная точка всякой гуманитарной дисциплины.

В гуманитарном понимании жизнь – текст, и все мы читатели великой книги бытия. Как смогут прочесть его наши ученики?

Какова моя роль в этом великом таинстве общения с текстом? Это ключевые вопросы, которые тревожат меня как словесника.

Зная о том, что никому любовь к книге не давалась с рождения, что так не бывает, чтобы ребёнок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу настолько, что она бы вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным, я попыталась понять, почему многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии?

В результате собственных наблюдений, изучения большого количества психологической и детской литературы, общения с коллегами, пришла к осознанию причин такого спада:

  1. усиление влияния средств массовой информации - чтение книг заменяется многочасовым сидением перед телевизором, компьютером;
  2. резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка, возросло;
  3. изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс (резко сокращается чтение взрослого человека ребёнку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами в первые годы обучения. Характерны высказывания мам, пап, бабушек : “Ты теперь большой, читай сам.”)
  4. отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьников.

И ещё один факт: на едином государственном экзамене 9% российских школьников не справилось с элементарной типовой задачей по математике. Учителя объясняют результат по-разному:

Математики видят причину в неумении усваивать, знакомиться с содержанием.

Физики соглашаются - для детей проблема толковать, понимать тексты.

Биологи дополняют: нужно воспринимать, уметь это делать.

Учителя начальной школы уточняют: произносить вслух.

Мои коллеги едины в своих предположениях: для детей это проблема  - различать смыслы.

Все прозвучавшие глаголы отражают аспекты значения одного ключевого понятия: ЧИТАТЬ.  Я считаю его ключевым и в познавательной, и в профессиональной деятельности человека.        

Уметь читать в широком смысле этого слова - значит “… извлечь из мёртвой буквы живой смысл, - говорил великий педагог К. Д. Ушинский,- Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное- вот в чём главное”. Это главное, над чем я работаю как словесник.

Глагол «читать», как пишет французский педагог Даниэль Пеннак  в своей книге « Как роман" ,  не терпит повелительного наклонения. Несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими: «любить»… «мечтать»…

    Попробовать, конечно, можно. Пробуем? «Люби меня!» «Мечтай!» «Читай!» «Да читай же, кому сказано — читай!»

    — Марш к себе и читай!

    Результат?

    Никакого.

Я знаю наверняка: чтобы читали, надо предоставить ученикам все права, которыми пользуются взрослые:

1) Право не читать.

2) Право перескакивать.

3) Право не дочитывать.

4) Право перечитывать.

5) Право читать что попало.

6) Право читать, где попало.

7) Право читать вслух.

8) Право молчать о прочитанном

А за собой – учителем-словесником - я оставляю право подать руку своему ученику и вместе стать на ступеньку выше в великом мире человеческого знания, которое открывает Книга.

 Я противница педагогической доминантности:  для меня ученик – равный в общении, не приемлю резкие и категоричные высказывания, требования к ребёнку. Ищу возможности восхититься учеником.

Целью моего общения с ним является воспитание творческого талантливого читателя с развитым чувством Прекрасного, умеющего получать удовольствие от чтения.

08.01.2015 21:25


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!