СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Душа нуждается в уроке,
И мир заманчив и не хмур,
Когда читаешь сердцем строки,
Что спел грустящий трубадур.
К.Бальмонт
Для описания мира вокруг себя, для сохранения и передачи знаний следующим поколениям, для обучения люди нуждались в знаках, символах, словах. Так возникли тексты - по словам М.Бахтина, первичная данность, исходная точка всякой гуманитарной дисциплины.
В гуманитарном понимании жизнь – текст, и все мы читатели великой книги бытия. Как смогут прочесть его наши ученики?
Какова моя роль в этом великом таинстве общения с текстом? Это ключевые вопросы, которые тревожат меня как словесника.
Зная о том, что никому любовь к книге не давалась с рождения, что так не бывает, чтобы ребёнок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу настолько, что она бы вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным, я попыталась понять, почему многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической детской литературе, к поэзии?
В результате собственных наблюдений, изучения большого количества психологической и детской литературы, общения с коллегами, пришла к осознанию причин такого спада:
И ещё один факт: на едином государственном экзамене 9% российских школьников не справилось с элементарной типовой задачей по математике. Учителя объясняют результат по-разному:
Математики видят причину в неумении усваивать, знакомиться с содержанием.
Физики соглашаются - для детей проблема толковать, понимать тексты.
Биологи дополняют: нужно воспринимать, уметь это делать.
Учителя начальной школы уточняют: произносить вслух.
Мои коллеги едины в своих предположениях: для детей это проблема - различать смыслы.
Все прозвучавшие глаголы отражают аспекты значения одного ключевого понятия: ЧИТАТЬ. Я считаю его ключевым и в познавательной, и в профессиональной деятельности человека.
Уметь читать в широком смысле этого слова - значит “… извлечь из мёртвой буквы живой смысл, - говорил великий педагог К. Д. Ушинский,- Читать - это ещё ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное- вот в чём главное”. Это главное, над чем я работаю как словесник.
Глагол «читать», как пишет французский педагог Даниэль Пеннак в своей книге « Как роман" , не терпит повелительного наклонения. Несовместимость, которую он разделяет с некоторыми другими: «любить»… «мечтать»…
Попробовать, конечно, можно. Пробуем? «Люби меня!» «Мечтай!» «Читай!» «Да читай же, кому сказано — читай!»
— Марш к себе и читай!
Результат?
Никакого.
Я знаю наверняка: чтобы читали, надо предоставить ученикам все права, которыми пользуются взрослые:
1) Право не читать.
2) Право перескакивать.
3) Право не дочитывать.
4) Право перечитывать.
5) Право читать что попало.
6) Право читать, где попало.
7) Право читать вслух.
8) Право молчать о прочитанном
А за собой – учителем-словесником - я оставляю право подать руку своему ученику и вместе стать на ступеньку выше в великом мире человеческого знания, которое открывает Книга.
Я противница педагогической доминантности: для меня ученик – равный в общении, не приемлю резкие и категоричные высказывания, требования к ребёнку. Ищу возможности восхититься учеником.
Целью моего общения с ним является воспитание творческого талантливого читателя с развитым чувством Прекрасного, умеющего получать удовольствие от чтения.
© 2015, Копаева Татьяна Юрьевна 858