Тема: Изложение «Лесная быль».
Цель: учить воспринимать содержание текста по его заголовку, плану, содержанию частей.
Планируемые результаты: личностные: демонстрируют уважительное отношение и интерес к художественным произведениям; проявлять внимательное отношение к использованию слова к художественной речи; метапредметные: регулятивные – научатся понимать важность планирования работы, осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи; познавательные – научатся выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов; получат возможность научиться прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана); предметные: научатся осознавать признаки текста как более объёмного высказывания; получат возможность научиться излагать содержание исходных текстов.
Ход урока:
1. Актуализация знаний.
-Что вы увидели, когда вышли на улицу из дома?
-Каким стало настроение от увиденного?
-В произведениях поэтов и писателей часто рисуется картина наступления зимы, снега, который одел землю «точно пеленою», расстелив «блистательный ковёр» на земле. Послушайте произведения о снеге и постарайтесь запомнить отдельные слова, словосочетания, предложения, которые помогут вам выразить ваши мысли при составлении описания:
…Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов…
А.С. Пушкин
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём…
И.С. Никитин
-А теперь послушайте.
«…Пришла зима. С севера подул студёный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю – одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звёздочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями.
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки…» (отрывок из рассказа Архангельской.)
-С чем сравнивают авторы лес? Снег? Как описывают падение снега на землю?
-Сколько граней у снежинок?
-Каким бывает воздух после снегопада?
-Какие слова, словосочетания, предложения о первом снеге вам особенно запомнились?
2. Работа по учебнику.
-Какой праздник недавно мы с вами встретили?
-О чём может рассказать текст с заголовком «Лесная быль»?
-Прочитайте план текста на с.134 №1. О чём этот текст?
-Соответствует ли заголовок и план содержанию текста упр.2? Какие пункты плана соответствуют каждой части?
-Перескажите сначала текст устно, затем письменно каждую часть.
3. Рефлексия деятельности.
-Назовите признаки текста